Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

27 мая 2020

АРСЕНАЛ ДРОВОСЕКА

Геннадий МИРОНОВ, инженер, г. Красноярск

Без преувеличения можно сказать, что цивилизация своим развитием обязана прежде всего применению древесины сначала как топлива, строительного материала, а затем сырья для изготовления бумаги, химического производства. И ее значение в жизни человечества в обозримом будущем, видимо, не снизится, несмотря на все успехи но созданию искусственных материалов. Ведь равноценной заменой столь универсального естественного полимера - концентрата разнообразнейших веществ может стать, по мнению специалистов, только... сама древесина! А потому пользоваться этим бесценным даром природы надо экономно, бережно, с великой осмотрительностью, по возможности сохраняя и лелея лесные богатства планеты.

По сегодня речь пойдет о другом - о том, какие метаморфозы претерпели орудия труда добытчиков "зеленого золота". Свои истоки они берет, как, впрочем, и все технические устройства, с примитивного каменного рубила с острыми кромками, полученными в результате скола или после некоторой обработки (1). Привязав его к палке, неведомый первобытный дровосек стал обладателем пратопора. Он появился примерно в 11-7 тысячелетиях до нашей эры. Но еще в начале нашего века им успешно обходились аборигены Австралии, Африки и Центральной Америки. Судя по экспериментам, проведенным археологами, таким инструментом можно было свалить средних размеров ель всего за 25 мин.
Скрыто во тьме и имя изобретателя пилы. Античные греки и римляне поступили просто - посчитали, что первыми изготовили ее из челюстей и позвоночников крупных рыб могущественные боги. Однако к прототипу пилы скорее следует отнести появившиеся около 10 тыс. лет назад плоские, иногда дугообразные костяные пластины с насеченными зубьями (2) В бронзовом веке их стали делать из бронзы, а 13 железном из железа, причем снабдили сравнительно удобной рукояткой типа "лисий хвост"... Однако пользоваться пилами, уже двуручными, на делянке приходилось втроем: двое пилили, а третий, помошник, смотрел и подталкивал шестом готовое упасть дерево в нужную сторону. Между тем свалить такое же дерево за такое же время мог и один лесоруб, вооруженный топором Немудрено, что пилы на лесоповалах распространялись весьма медленно.
Правда, пильщики не раз пытались навязать роль помощника самому инструменту, зачастую находя простые и остроумные решения. Например, как не упомянуть пилы, изготовленные из согнутого ствола тонкой березки, к концам которого крепилось пильное полотно (3), иными словами, одноручные. Или широко применявшиеся в прошлом веке «американки», представлявшие комбинацию ножовки и двуручной пилы. Таким инструментом спилить небольшие деревья можно в одиночку. Куда сложнее была пила, оснащенная поддерживающими опорами, подпружиненными роликами и винтами, регулирующими прижим полотна к стволу (4). Видимо, из-за этой самой сложности она и не пользовалась популярностью у лесозаготовителей.
Много лет и небезуспешно для палки деревьев применяли лучковые пилы (5). В нашей стране они встречались еще в послевоенные годы. Их тонкие, из легированной стали полотна имели особенность -толщина спинки была больше, чем режущей части со сложным профилем зубьев.
В конце 20-х начале 30-х годов шведская фирма «Сандвикен» выпускала подпружиненные пилы «Компис» (6), которые работали следующим образом. Сначала в ствол дерева упирали штангу, к ней крепилась возвратная пружина. Другой ее конец соединялся с одноручной пилой-ножовкой, которую в одну сторону тянул лесоруб, а в другую — пружина.
А еще более сложная техника? Первые лесоповалочные механизмы появились в середине прошлого века. Так, в устройстве, придуманном американским инженером Гамильтоном в 1861 году, двое рабочих рукоятками вращали колесо-маховик с зубчатым венцом, тем самым приводя в возвратно-поступательное движение пильное полотно (7).
Примерно в те же годы русский изобретатель Журавский первым предложил пилу, в которой роль режущего органа выполнял диск с зубьями. Вращался он от ручного привода, через коническую передачу, а крепился на раме, передвигавшейся по двум пазам в горизонтальном направлении.
Естественно, создатели подобных механизмов старались применять прежде всего стандартные узлы и детали, уже опробованные в технике. Тогда самой распространенной была паровая машина. Ее-то и включил в свой передвижной агрегат английский инженер Рансоме (1860 г.). От ее силовой установки пар поступал по длинным шлангам к цилиндрам нескольких рабочих машин, к штокам которых крепились собственно пилы (8). Такие агрегаты можно было кое-где встретить еще в начале нынешнего столетия.
Но вот на смену пару пришло электричество. И уже в первые годы XX века в Германии изобрели способ валки деревьев с его помощью. Ствол обтягивали внизу стальной проволокой. Затем включали электромотор, проволока начинала быстро, словно лента транспортера, вращаться. Нагреваемая током, а также от трения она обугливала древесину и легко перепиливала ствол (9). При этом опасность лесного пожара исключалась, поскольку проволока нагревалась не докрасна.
Появление электродвигателей открыло возможность создавать самые разнообразные варианты электропил. Самый простой из них, пожалуй, механизм, разработанный в 1936 году архангельским механиком Харламовым (11). На раме крепился электромотор, на его удлиненном валу устанавливался конический фрикционный каток, соприкасавшийся с пильным диском и приводивший последний во вращение. Пилой Харламова — откровенно говоря, тяжеловатой — обычно управляли моторист с помощником. Позже этот агрегат пробовали облегчить, вырезав среднюю часть пильного диска — образовавшееся рабочее кольцо удерживалось изнутри распорными роликами, соединенными с фрикционной передачей и двигателем.
Стремление объединить достоинства лучковой пилы с возможностями электрифицированного привода способствовало возникновению довольно любопытных конструкций. Еще перед войной в Архангельске испытывалось необычное устройство (12). Из небольшого переносного контейнера, в котором располагались мотор, редуктор и цепная передача, выходили два длинных троса. Они соединялись с концами лучкового полотна. Происходило попеременное натяжение каждого троса и перемещение пильного полотна вперед-назад
Однако более простой и производительной оказалась лучковая пила, у которой режущее полотно представляло собой бесконечную ленту, натянутую на шкивы. К одному шел привод от электромотора (13). Этот инструмент разработали в 40-х годах сотрудники Свердловского лесотехнического института.
И все-таки ни диск, ни ленточное полотно, даже кольцеобразное, не стали основой современных переносных механических пил. Ею стала режущая цепь, впервые предложенная еще в 1858 году американцем Брауном (10). Его современники не оценили ни самого изобретения, ни его главного достоинства — компактности. Да и сам Браун вряд ли догадывался, что первые серийные образцы подобных пил появятся лишь спустя несколько десятилетий. Откровенно говоря, они были тяжеловатыми, громоздкими, орудовать ими в одиночку было не под силу даже Геркулесу. Пример тому — мотопила «Сектор», разработанная в 20—30-х годах шведским инженером Вестфельтом. На ней режущая цепь, натянутая по треугольному контуру через звездочки (одна ведущая), приводилась во вращение от бензинового двигателя через коническую передачу и длинный вал. Любопытная деталь — «расчет» шведской пилы насчитывал минимум трех лесорубов. Впрочем, в 30—40-х годах и у нас, и за рубежом на валке крупных деревьев широко применялись подобные пилы, обслуживаемые двумя мотористами и помощником. К ним, в частности, относилась отечественная электропила, выпущенная в 1937 году (14). Следует отметить, что ее основные узлы - электродвигатель, редуктор, шина, служившая направляющей для цепи, и система смазки - имеются и на современных мотопилах. И еще, устройство редуктора позволяло без особого труда поворачивать шину с цепью в горизонтальной и вертикальной плоскостях в зависимости от характера работы. Но наиболее популярной у наших лесорубов была тогда электропила ВАКОПП, названная по первым буквам фамилий авторов. Она оказалась проще, удобней и легче предшественницы.
Что же касается пил, оснащенных бензомоторами, то в 30 - 40-х годах они по компоновке почти не отличались от электропил. Обычно с одной стороны пильной цепи располагался двигатель, а с другой ее натяжное устройство и система смазки. Главным преимуществом бензопил перед электропилами была автономность - они не зависели от «постороннего» источника энергии и не нуждались в подводящем кабеле. И все-таки конструкторы электропил так просто не сдавали позиций. В частности, сотрудники Московского лесотехнического института оснастили свою «Карелку» (15) двигателем повышенной до 200-400 Гц частоты тока.
Однако несколько лучше зарекомендовал себя иной путь применение консольной пильном шины. Электропилы с таким рабочим органом и получили в 50-х годах вальщики леса.
И все же наибольшее распространение получили механические пилы с бензиновыми двигателями, которые со временем практически вытеснили электрические. К ним относилась и знаменитая бензопила «Дружба», названная так создателями в честь 300 летней годовщины воссоединения Украины с Россией. Легкая, простая и надежная, она на долгие годы стала основным орудием наших лесорубов.
«Дружба» выпускалась довольно долго, в нескольких модификациях. Ныне ее место заняла более производительная и мощная мото пила «Урал» (16), общая компоновка которой во многом повторяет хорошо отработанную «Дружбу».
В отличие от отечественных механических пил ряд зарубежных устройств аналогичного назначения оснащается низко расположенными рукоятками. Это позволяет не только валить деревья, но и освобождать их стволы от сучьев.
Мы вкратце напомнили об истории «экипировки» лесорубов. От каменного топора до компактной бензопилы вот какой путь прошло орудие их труда. А труд их, что скрывать, остается нелегким, нередко опасным. Поэтому в последние годы на лесных делянках появились самоходные лесоповалочные машины, дальнейшее развитие которых способно в корне изменить характер труда добытчиков «зеленого золота».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.