ВИКТОР ЛЮЛЬКОВ, токарь Люберецкого производственного объединения «Завод имени Ухтомского», делегат XIX съезда ВЛКСМ
Недавно мы всей семьей смотрели телевизионный сериал «Стратегия Победы». Уже то, что мы не пропустили ни одной серии и каждая новая вызывала желание увидеть следующую, говорит о достоинствах фильма. Разговор о новой работе советских кинематографистов я завел, чтобы сказать о том, что волнует меня не один год и как человека, и как гражданина Советского Союза.
Летние дни 1985 года наполнены для меня счастливым ожиданием — я включен в состав советской делегации на XII Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Каким он будет, наш праздник? Не сомневаюсь, будет много веселья, счастливых улыбок, радостных искренних рукопожатий — всего, что сопутствует праздничной обстановке. Но еще — и это главное, ради чего съезжаются в Москву гости со всего земного шара, — будут дискуссии, откровения, диалоги, обмены мнениями по самым актуальным проблемам современности.
Я родился в 1955 году, спустя десять лет после окончания Великой Отечественной войны, унесшей вместе с 20 миллионами человеческих жизней и жизнь моего деда Люлькова Михаила Петровича. Война вошла в мою жизнь не только с книгами и кинофильмами, что крутили в соседнем, рядом с домом, кинотеатре, но и рассказами оставшихся в живых ее участников. Я надеюсь, мои сыновья Виталий и Владимир еще успеют услышать эти рассказы. А дальше? Следующее поколение — мои внуки — о том, что случилось в июне 1941-го — в мае 1945-го, узнают только из книг, фильмов, радиопередач, музейных экскурсий. И я, внук участника войны, стану для своих внуков тем, кем были для меня живущие и работающие рядом со мной фронтовики, — связующим звеном человеческой памяти о войне.
Я долго ходил под впечатлением фильма. Мне стала понятной, если будет уместно такое выражение, «кухня войны». Какие страшные рецепты Готовили фашистские «повара», чтобы уничтожить мой народ! И остро понял, может быть, так понял, как раньше не понимал и не сознавал, как важно знать нам, сыновьям и внукам солдат, правду о войне. Исторический опыт учит: можно уничтожить народ не силой оружия, а другим путем: лишить его исторической памяти, чувства гордости и патриотизма.
В одной из лондонских школ детей пригласили принять участие в поездке в Советский Союз. «Не хочу я туда ехать, — заявил один ученик. — Они ведь сбросили атомную бомбу на Хиросиму».
Я не знаю, кто первым сказал лондонскому школьнику такую «правду», но знаю — беспардонную клевету на нашу страну и нашу историю ему подсунули взрослые. Зачем? Во имя чего? Неужели это нужно, чтобы школьники из Лондона и Бристоля, Ливерпуля и Манчестера прониклись ненавистью к ребятишкам Москвы и Минска, Ленинграда и Киева? Нормальная человеческая логика здесь уступает место недоумению. Обман, направленный против собственного народа, такое же преступление, как и взрыв атомной бомбы над Хиросимой.
Вот почему нужно знать правду о прошлом. Донести ее до детей наших — эта задача ложится теперь на мое поколение. Послевоенное.
Часто задаюсь вопросом: смог бы я совершить то, что совершили солдаты 40-х? Сумел бы не посрамить честь фамилии, завода, как сумел это бывший секретарь комитета комсомола завода Михаил Пугачев, погибший на фронте, — мы его включили в состав своей комсомольско-молодежной бригады. В 1941 году он по призыву ушел на фронт, ему было тогда 23 года. Перед смертью успел отправить на завод письмо: «Мы все устремлены к единой цели — как можно быстрее уничтожить кровожадного врага. Уничтожим — каких бы жертв нам победа ни стоила».
Где истоки этой веры? Пожив на свете больше, чем Михаил Пугачев, я могу судить — они заложены были в его характере самой природой нашего строя. «Никогда не победят того народа, в котором рабочие и крестьяне в большинстве своем узнали, почувствовали и увидели, что они отстаивают свою, Советскую власть — власть трудящихся, что отстаивают то дело, победа которого им и их детям обеспечит возможность пользоваться всеми благами культуры, всеми созданиями человеческого труда» — ленинские строки остаются верными и справедливыми во все времена.
Я уверен, мое поколение, если выпадут на него суровые испытания, сумеет тоже выдержать их с честью.
Возможно, на фестиваль приедут земляки того лондонского школьника, знание которого о войне и о нашей стране отравлено ядом лжи. Возможно, здесь, в Москве, они тоже будут отстаивать свою версию второй мировой. Возможно... Но уже хорошо то, что они приедут в Москву, смогут услышать из уст своих сверстников иную точку зрения, увидеть, как и чем мы живем, поймут — должны понять — мирную устремленность наших планов и действий.
Там, на фестивале, я сказал бы ребятам из Великобритании настоящую правду о Хиросиме — атомную бомбу на Хиросиму и Нагасаки сбросили американские летчики. В августе 1945-го Советский Союз еще не располагал атомным оружием. Человеконенавистническая акция американского империализма не объяснялась какой-либо военной необходимостью. Ядерный гриб над японскими городами понадобился Соединенным Штатам Америки, чтобы запугать нас, советских людей, он стал началом политики ядерного шантажа и угроз, которую Белый дом проводит уже сорок лет. Моя страна, мое правительство никогда не угрожали и не станут угрожать никому ядерным оружием. Испытав на себе все ужасы последней войны, потеряв на ней 20 миллионов жизней своих сыновей и дочерей, Советский Союз не пожелает испытать подобного ни одному дому, ни одному народу, ни одной стране.
Об этом я хотел бы сказать со свободной трибуны фестиваля.
Комментариев нет:
Отправить комментарий