НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВ (Фото автора)
Всемирный двенадцатый!.. К дню открытия за кормой нового танкера «Московский фестиваль», построенного в Херсоне, останутся десятки тысяч миль. И груз, который он везет — нефть и нефтепродукты, — ляжет в почетную графу фестивальной вахты комсомольско-молодежного экипажа танкера под командой капитана дальнего плавания Михаила Александровича Шепеткова.
С фестивальным движением херсонские корабелы связаны, если так можно сказать, троекратно. В 1957 году, году VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, здесь был построен одноименный танкер «Московский фестиваль» (ходовой его век, пожалуй, уже закончен). Одиннадцатый фестиваль на Кубе был ознаменован спуском на воду мощного сухогрузного судна. И вот теперь — новый «Московский фестиваль», танкер нового поколения судов, построенный по самому последнему слову техники и требований морских международных конвенций.
В традиции комсомольцев Херсонского судостроительного объединения имени 60-летия Ленинского комсомола шефство над исполнением наиболее значительных заказов Министерства морского флота СССР: строительством танкеров, доков, сухогрузов, контейнеровозов, лихтеровозов, бороздящих под флагом Родины воды Мирового океана. Продукцию объединения охотно приобретают и многие иностранные фирмы.
«Московский фестиваль» — двадцать восьмое судно, взятое под опеку комсомольцами, ударная комсомольская стройка! Предлагаем читателям рассказ нашего специального корреспондента, побывавшего на судоверфи в канун сдачи нового корабля заказчику — морякам Новороссийского морского пароходства.
У ДОСТРОЕЧНОЙ СТЕНКИ
Свежий ветерок с Днепра поднимает чешуйчатую серебристую зыбь, набегающую на корабль, пришвартованный у одной из стенок достроечной набережной. Свежевыкрашенный в серый, «шаровый» цвет корпус «Московского фестиваля» высоко приподнят над водой. Ниже ватерлинии он сияет зеленой добротной эмалью. Оба якоря «отданы». Из клюзов уходят в воду могучие якорные цепи. Длинный суставчатый трап, приставленный к борту, поднимает людей на четырехэтажную высоту. В трюмах, на палубе их около сотни: слесари, контролеры, наладчики, маляры, испытатели, часть команды, прибывшей на приемку судна.
...Старший строитель заказа — есть такая должность на строительстве каждого судна — это специалист, назначенный с момента закладки судна до его сдачи, отвечает за координацию всех работ и сроки их исполнения. Авторитетная должность, ответственная, по плечу лишь опытному корабелу. Старшим строителем на «Московском фестивале» Борис Степанович Запорожец. На заводе он проработал почти 25 лет. Этот танкер — третий из новой серии. На двух предшествующих, «Дмитрии Медведеве» и «Георгии Холостякове», Запорожец работал также в должности старшего строителя. Оторвать Бориса Степановича от дела хоть на пару минут — фантастическая удача. Его красный вагончик, шагах в сорока от трапа на судно, постоянно забит разным деловым людом в фирменных касках, форменках, с блокнотами и тетрадочками. Говор не смолкает ни тут, ни за дверью, ни у самого трапа. Улучив момент, усаживаемся на теплой, нагретой солнцем доске.
— В чем суть швартовных испытаний, Борис Степанович? Тяжелое дело?
— Почему же? Дело как дело, привычное. А суть?.. Не отходя от пирса, испытать в действии все агрегаты и механизмы по их прямому назначению. Испытаны уже главный двигатель, судовая электростанция, котельная установка. Готовимся к испытанию изолированной от танков балластной системы, ну и, самое главное, грузовой. Тут перекачивающие насосы, магистральные трубопроводы, разные обслуживающие системы, затворы, задвижки, электронная система измерения груза и, разумеется, сами танки.
— На судне, я видел, много девушек-маляров?
— На «пароходе» 384 помещения — это огромный фронт отделочных и малярных работ. Окраска, отделка, меблировка — вплоть до последней занавесочки... От качества этой работы зависит и настроение моряка, и возможность полноценного отдыха.
Запорожец задумывается. Потом рассказывает, как важно охватить строящееся судно «сквозным» комсомольским шефством. Почетный заказ дисциплинирует всю технологическую цепочку судостроителей. И там, где комсомольский контроль, там обыкновенно узких мест не бывает, а труд становится ударным. Более 60 комсомольско-молодежных коллективов, почти две с половиной тысячи комсомольцев херсонского объединения — так оно выглядит на деле, комсомольское шефство.
Молодые корабелы широко развернули социалистическое соревнование за право подписать трудовой рапорт Всемирному фестивалю, взяли повышенные обязательства.
ЭКОЛОГИЯ ПЛЮС... ЭКОНОМИЯ
Что же представляет собой танкер новой серии, разработанной в ЦКБ Херсонского судостроительного объединения? Вот какую информацию я получил у заместителя главного конструктора В. Ф. Жирного.
После выхода Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря с судов (МАРПОЛ-73) и Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74), а также ряда новых правил Регистра СССР по технике безопасности разработан новый проект. Головной танкер «Дмитрий Медведев» показал высокие эксплуатационные качества. «Московский фестиваль», как уже говорилось, третий танкер этого типа. Обычный состав серии — 40—50 судов. Конструкция оказалась удачной, эксплуатационные качества отличными. Танкер аттестован свидетельством высшей категории качества.
Четверо из комсомольско-молодежной бригады Николая Гончарова. |
Назначение судна — перевозка нефтепродуктов всех разрядов, а также сырой нефти. Предусмотрена одновременная перевозка четырех сортов нефтепродуктов с возможностью выгрузки любого из них в различных портах. Район плавания — неограниченный. Автономность плавания по запасам сухой провизии — 60 суток, по запасам остальной провизии и пресной воды — 40 суток. Изолированный водный балласт (для пригружения порожнего судна) располагается в двойном дне, двойных бортах, форпике и ахтерпике. Длина судна — 179 м, ширина — 25,3, высота борта — 15 м, осадка — 10 м, водоизмещение — 35 970 т, дедвейт (грузоподъемность) — 26 000 т. Скорость судна — 15,1 узла. Судно имеет 14 грузовых и 8 балластных танков. Танкер — «экологически чистый». В нем исключен прием балласта в грузовые танки с последующим выбросом загрязненной воды в море. Двойное дно и борта надежно защищают грузовые танки от пробоя.
Выполнение требований международных конвенций, помимо этого, достигнуто путем внедрения не менее важных конструктивных мероприятий. Судно оборудовано аппаратами для обеззараживания и сжигания отходов жизнедеятельности, системами контроля содержания нефти в сбрасываемых за борт водах, стационарной системой мойки танков. Повышена комфортность жилых помещений (все каюты одно-местные!), улучшена их отделка, дизайн, цветовые тона. В служебных и жилых помещениях танкера применены новые негорючие отделочные и изолировочные материалы.
Вот что говорит главный инженер Херсонского судостроительного объединения Федор Михайлович Багненко:
— Наша основная задача — строить суда, соответствующие конвенциям по охране человеческой жизни на море и самого моря. Танкерный флот — особый. Об этом говорит сам груз. Отсюда и главные требования к нашей «продукции»: высокие мореходные качества, безопасность в эксплуатации, экономичность в работе. Судно этой серии довольно удачное. Латвийское пароходство, получившее первые два танкера, хвалит их. Это нас радует. Морякам угодить непросто... Главный экономический показатель флота — затраты на тонну перевезенного груза. Чем они меньше, тем более эффективным считается судно. И наоборот. Тут одна из основных статей — сокращение расходов топлива. В этом плане у нас отличные партнерские отношения с Брянским машиностроительным заводом, поставляющим главные судовые двигатели. Вскоре на судах этой серии будет внедрен более экономичный двигатель. Наши конструкторы разработали уникальную схему утилизации выхлопных газов: все отходящее от моторов тепло используется на производство пара, обогрев судна, выработку электроэнергии. Выхлоп впервые в отечественной практике пойдет и на производство инертных газов. Технология, как видите, почти безотходная. Замкнутый цикл! Экономия налицо... В целом же все наши конструкторские решения сориентированы на применение более надежных в эксплуатации механизмов, оборудования и материалов. Все это сокращает расходы на ремонт, облегчает его в ходовых условиях. Автоматизация процессов на судне уменьшает штат экипажа. Разве не выгодно такое судно для заказчика?
— Федор Михайлович, как достигается качество строительства судна?
— Есть такая присказка: хороший проект, хороший завод — а качество будет! Качество, конечно же, заложено в проекте. В мысли, в идее. Это касается любой отрасли. Творческий интеллект здесь на первом месте. Современному инженеру, конструктору должны быть присущи чувство нового, умение мыслить технически и экономически грамотно, идти в ногу с научно-техническим прогрессом. Партия поставила конкретные задачи на сегодняшний день: в короткие сроки выйти на самые передовые научно-технические позиции, на высший мировой уровень производительности труда. В конечном итоге — это опять же качество! Что мы предпринимаем сегодня на этот счет? Прежде всего уменьшаем долю ручного труда. В судостроении она еще достаточна высока. Кувалда и клин, эти давние атрибуты труда корабелов, еще не канули в Лету. Но дело тут у нас не стоит «а месте. За прошлый год, например, количество рабочих, занятых ручным трудом, сократилось на 315 человек... И такой еще факт. Бригадной формой организации труда в нашем объединении охвачено около 80% рабочих ведущих профессий. В бригадных условиях, как известно, производительность труда и качество операций наилучшие. Рабочие имеют личные «клейма», сдают продукцию без предъявления ОТК. На участке мастера Михаила Изнюка, инициатора комсомольского шефства над танкером «Московский фестиваль», такой стиль работы. Сегодня в нашем объединении самая высокая по отрасли производительность труда. Отмечают и качество нашей работы. Авторитет херсонских корабелов высок. Недаром ведь нам доверили строительство первого отечественного лихтеровоза «Алексей Косыгин» и второго — «Индира Ганди», предназначенных для работы в районах Крайнего Севера и северо-востока страны. Готовится к спуску на воду судно-«снабженец», также предназначенное для доставки на Арктическое побережье оборудования, машин, строительных материалов, продовольствия. Готовимся к закладке первого отечественного судна, которое будет заниматься разведочным бурением на шельфе. Все это сложные, но и почетные задачи для наших конструкторов, инженеров, рабочих.
...Итак, «Московский фестиваль» готов к ходовым испытаниям. А потом... потом порт приписки Новороссийск. Вздрогнул неожиданно воздух над ходовой рубкой. Мощный могучий рев судового гудка — «тифона» огласил акваторию: это наладчики опробовали «голос» новорожденного. Семь футов тебе под килем, «Московский фестиваль»!
Комментариев нет:
Отправить комментарий