Школа у станка на заводе „Красный путиловец". Токарно-винторезный станок "Крес" |
Одним неправильным нажимом рычага на электрической станции комсомолец Кавкаву сразу остановил станки на заводах Тифлиса, погасил огни в домах, театрах и на улицах, прекратил звонкий бег трамваев. Авария, совершенная комсомольцем Кавкаву, сорвала выполнение суточных планов, задержала сотни трамваев, оторвала тысячи людей от книг, писем, работы, нарушила нормальную жизнь Тифлиса, внезапно погруженного во мрак.
Ежедневно на районных электрических станциях Союза происходит около тридцати пяти аварий, приводящих к перерыву в подаче электрической энергии городам советской страны. Аварии больно бьют по работе промышленности и по карману рабочего государства.
По примерным подсчетам недоотпуск 1 квт-ч электрической энергии, стоящей всего около 6 коп., вызывает на фабриках и заводах убыток на сумму от 5 до 15 руб. В 1932 г. районные станции недодали из-за аварий 10 млн. квт-ч электроэнергии, иначе • говоря причинили народному хозяйству убыток примерно в 100 млн. руб.
Но этим далеко не исчерпывается вред от аварий. В целом ряде производств непрерывность подачи тока является обязательным условием технологического процесса. Аварии приводят к порче оборудования и сырья. Так например перерыв в подаче электрического тока к моторам буровой скважины на нефтепромыслах приводит к тому, что порода захватывает дорогостоящий инструмент, и спасти его бывает очень трудно.
Авария в электроснабжении угольных шахт и рудников приводит к срыву планов и на металлургических и химических заводах, которые получают сырье от этих шахт и рудников. Срыв производственной программы в свою очередь вызывает прорыв на смежных производствах (машиностроение и др.).
Тут цепочка, все звенья которой взаимно связаны. Передаваясь по этой длинной цепи, внешне незначительные аварии приводят к тяжелым последствиям.
Вред, причиняемый авариями, далеко не исчерпывается нарушением работы в промышленности. Электрическая энергия настолько проникла во все области нашей жизни, захватив медицину, транспорт, средства связи, индустрию, 'коммунальное хозяйство, искусство и быт, что даже местное нарушение питания города электричеством полностью его парализует.
Бесперебойность энергоснабжения является одним из решающих условий нормальной работы народного хозяйства. Электрическая станция не является обычным предприятием, от ее работы зависит нормальная производственная жизнь предприятий всего района.
В чем же лежат причины аварий? Можно прямо сказать: рост аварийности объясняется тем, что на электростанциях и сетях еще не овладели техникой своего дела, а в ряде мест потеряли классовую бдительность и ослабили охрану социалистической общественной собственности.
Большинство аварий происходит вследствие ослабления трудовой дисциплины на станциях, вследствие безобразного отношения к работе.
Так на Земо-Авчальской станции комсомолец Кавкаву в июне 1933 г. выключил масляный выключатель работающего генератора, вследствие чего вся нагрузка перебросилась на второй генератор, который от перегрузки отключился.
Значительно более серьезная авария произошла 22 апреля на Горьковской районной станции. Дежурный техник Дзержинской подстанции комсомолец Минин получил инструкцию об отключении масляника, так как должны были проверять защиту. Минин не прочел до конца наряд и отключил только часть, оставив один провод под током. Комсомолка инж. Черняк, не проверив выполнение инструкции, приступила к проверке защиты. Ударом она была сброшена, перекрыла собой фазы и была смертельно обожжена.
По недосмотру комсомолки Хорьковой (Первая московская станция) масляные насосы подшипников преобразователей работали в течение 1,5 час., не будучи залиты маслом, вследствие чего был задран подшипник у преобразователя № 3, и машина аварийно остановлена.
Часто аварии происходят вследствие незнакомства персонала с тем агрегатом, к которому они приставлены. Зачастую плохой организацией работы хозяйственники еще углубляют эти недочеты. Так например на ряде станций до сих пор не вывешены около каждого агрегата правила и инструкции по уходу за ним, а в ряде опасных для работы мест не имеется предупредительных сигналов и указаний.
Так например на электросети Мосэнерго т. Казилов, проверяя защиты Бухгольца, перепутал провода, работающие на сигнале и на выключении, не имея права копаться в них, и не сообщил об этом никому, в результате чего трансформаторная группа Бутырской подстанции автоматически выключилась, оставив район без тока.
На новом водоприемнике Первой московской станции комсомолец Борисов, добавляя смазки в тавотницы движущихся сеток, не довернул крышки тавотниц. Когда сетка была спущена, тавотницы не могли пройти в узком месте, вследствие чего было сорвано 15 тавотниц, а сетка остановлена.
Спустя несколько дней у того же Борисова вследствие загрязнения мотора, приводящего в движение сетки, начали искриться щетки. Сетки были остановлены, несмотря на то, что это грозило сборам нагрузки всей новой установки станции. И только благодаря мерам, быстро принятым старшим персоналом, эта опасность была устранена.
Часть аварий несомненно имеет своим источником дефекты оборудования. С одной стороны, недостаточное внимание наших заводов, выпускающих энергетическое оборудование, к качеству продукции, сказывается во время эксплуатации этих агрегатов. С другой стороны, недоброкачественность оборудования ряда заграничных фирм, старающихся сбыть в СССР что похуже, а подчас и преступная невнимательность к приемке импортного оборудования со стороны наших работников. И наконец безобразная работа станций по производству планово-предупредительного ремонта (подготовка агрегатов к работе, замена износившихся частей, очистка и т. п.) в свою очередь увеличивает простой агрегатов в аварийном ремонте.
Ряд примеров плохой работы импортного оборудования был вскрыт на последнем процессе электровредителей. На Первой московской станции с турбогенераторами №№ 26, 27 фирмы «Метро-Виккерс» различного рода аварии происходили систематически. Турбины часто останавливаются из-за вибраций, задеваний и повреждений лопаток турбины.
Примером плохого качества продукции союзных заводов может служить защитное реле Харьковского завода РМЗ старой конструкции, которое совершенно не обеспечивает селективности работы защиты. Также существуют дефекты в масляных выключателях, гетитовых изоляторах.
Между тем нельзя не сказать о том, что значительная часть аварий происходит и по вине самих потребителей электрической энергии.
На наших заводах в целом ряде мест еще сохранилось преступно-небрежное отношение к электрохозяйству предприятия. Отсюда частые аварии на самом предприятии, которые нередко перебрасываются и за стены завода. Короткое замыкание на одном производстве нередко приводит к короткому замыканию на шинах подстанции. В результате без тока остаются все потребители, питающиеся от этой подстанции. Во многих районах несоблюдение заданного графика нагрузки приводит к тому, что предприятие включается в сеть в момент максимальной нагрузки, когда система не имеет излишней мощности. Перегрузка приводит к отключениям. Несоблюдение эксплуатационных правил приводит к авариям на станциях и в сетях.
В некоторых случаях аварии происходят оттого, что во время рубки леса деревья попадают на проходящие мимо сети и обрывают их. Иногда и перекопка улиц приводит к пробоям кабелей и т. п.
Но основные, описанные выше причины, не могут быть названы случайными. А раз так, то бороться с ними — первая обязанность комсомольских ячеек энергопредприятий.
Практическое бездействие комсомольских организаций находит даже своих горе-теоретиков. Так, на Закавказской комсомольской технической конференции по электрификации выступил секретарь комсомольской ячейки электростанции им. Красина (Баку) с заявлением, что «аварии—-это дело природное, игра стихии и ничего с ними не поделаешь». Или будет или нет, или дождик или снег. Секретарь ячейки Мосэнерго, где собирается весь сводный материал по авариям, от оперативного руководства которого в значительной мере зависит бесперебойная работа электрических станций, т. Елиазарова заявляет: «Мы, ячейка служащая, аварий делать не можем, но-де авариями не занимались и заниматься не будем».
Комсомольские организации должны покончить с этими вреднейшими теориями и рассуждениями и практически перестроить свою работу в направлении борьбы с аварийностью, борьбы за полное овладение энергетической техникой.
Каждый комсомолец должен понять, на каком ответственнейшем посту он стоит, проникнуться сознанием своей ответственности, быть самим примером дисциплинированности, сознательности, требуя этого же от своих товарищей. Все технические ошибки, совершаемые комсомольцами, должны внимательно обсуждаться на комсомольских собраниях, на производственных совещаниях и подвергнуться жестокой критике. Виновники аварий должны наказываться вплоть до изгнания их со станций и исключения из комсомола. Только тогда, когда мы создадим жестокую железную дисциплину на станциях, можно будет обеспечить бесперебойное энергоснабжение.
В то же время необходимо вести дальнейшую борьбу за повышение технического уровня-персонала, улучшением технической учебы, организацией технических конференций, судов, производственных совещаний.
Каждая авария должна быть расследована до конца. Положение, когда значительная часть аварий происходит «по невыясненным причинам», не может быть терпимо. Каждая авария, хотя бы самая мелкая, должна быть обсуждена. Комсомол должен взять под свою проверку выполнение решений производственных совещаний по предупреждению аварий, следить за ходом энергохозяйства своего завода, связываться со станциями и организовывать совместные технические конференции. Ячейки заводов, производящих энергетическое оборудование, должны взять под контроль производство защитной аппаратуры, наблюдая за качеством продукции предприятия.
Посты сквозного контроля, связывающие комсомол электростроек с заводами-поставщиками оборудования, должны продолжить свою работу и на время эксплуатации с тем, чтобы совместно бороться за налаживание эксплуатации агрегатов и за повышение качества продукции энергетических заводов.
Миллионы рублей, которые крадут у пролетарского государства аварии, должны быть возвращены, а дальнейшему их расточению должен быть положен конец.
Комсомол — шеф электрификации — должен объявить авариям войну не на жизнь, а на смерть.
Комментариев нет:
Отправить комментарий