Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

30 апреля 2020

Как организовать общественно-технический экзамен

Я. КОГАН

1

Комсомольцы механического цеха № 1 Уралмаша в процессе их борьбы за освоение новой техники выдвинули новую форму социалистического соревнования — общественно-технический экзамен. Молодые рабочие других фабрик и заводов подхватили это начинание и широко практикуют у себя на производстве общественно-технические экзамены.

Сущность экзамена состоит в массовой, общественной и гласной проверке технических знаний, в проверке права каждого молодого рабочего управлять тем или иным сложным механизмом, в индивидуальной проверке освоения технического минимума каждым комсомольцем.

Общественно-технический экзамен, подготовка к нему и его непосредственное проведение концентрируют все формы массовой работы на овладение техникой своего производства, делают целеустремленной работу по всей разветвленной сети техпропаганды, насыщают конкретным содержанием занятия кружков техминимума, проведение техконсультации, техбоев, лекций, экскурсий и т. п., подчиняя их единой цели—освоению технического минимума.

Общественно-технический экзамен подымает широкие массы к новым завоеваниям на фронте техники, усиливает их творческую, изобретательскую и рационализаторскую деятельность, повышает ответственность за свою работу, пробуждает стремление к улучшению производства, к заботе о своем станке, о своем рабочем месте. Общественно-технический экзамен рождает широкое инициативное движение в производстве, вызывает энергичное соревнование за максимальное и правильное использование станка, за экономию материалов, за лучшую смазку, за изучение элементарных основ науки—физики, химии, механики, математики и черчения.

Общественно-технический экзамен — дело большой государственной важности. При посредстве его мы выполняем неотложную для нас задачу вооружения техминимумом каждого рабочего. Без удовлетворительного решения этой задачи мы не сможем ни развивать наше производство необходимыми темпами, ни улучшать в должной мере качества своей работы.

При проведении общественно-технических экзаменов используется вся сеть кружков техминимума, тесно связывается теоретическая учеба с практической работой; общественно-технический экзамен — сдача государственного экзамена по техминимуму.

Поэтому общественно-технический экзамен является выражением политической активности рабочего класса и трудящихся масс, их непреклонного стремления освоить новую технику. Пафос освоения новых заводов, сложного оборудования и сложных агрегатов находит свое конкретное воплощение в общественно-техническом экзамене, который мобилизует массы, подымает их на борьбу за овладение индустриальнотехнической культурой, за социалистическое отношение к труду и производству. И именно потому, что общественно-технический экзамен выковывает нового ударника, ударника техники, ударника лучших качественных показателей, ударника высокой производительности и социалистической культуры труда, именно поэтому экзамен становится новой, высшей формой социалистического, соревнования и ударничества.

2

Главной составной частью общественно-технического экзамена является правильная и планомерная подготовка к нему. Это требует развертывания большой массово-производственной работы, которая должна проходить в бригаде, группе, цеховой ячейке. Она должна обеспечить хорошую и основательную подготовку каждого комсомольца к сдаче экзамена на техминимум. Общественно-технический экзамен не самоцель, а средство повысить культурно-технический уровень рабочих и следовательно коренным образом улучшить производство. Там, где чиновники и канцеляристы пытаются свести общественно-технический экзамен к очередной торжественной кампании (а такие попытки уже есть), где экзамен превращают в парад, сопровождаемый шумихой и болтовней, где экзамен проводят «в два счета», непродуманно и без подготовки,—там грубо искажается сама идея экзамена, там нечего ждать каких бы то ни было полезных для нашего производства результатов. Общественно-технический экзамен должен войти в систему нашей работы по овладению техникой и стать ее основной формой.

Кто должен руководить практической работой по подготовке и проведению экзамена? Общезаводская оперативная группа, которая создается не столько из представителей заводских организаций (так как практика показала, что такие группы неработоспособны), сколько из опытных, знающих дело работников— инженеров, техников, мастеров, которые смогут уделить этому делу достаточно внимания и времени.

Руководство оперативной группой Осуществляется комитетом комсомола, при котором она организуется. Помимо общезаводской оперативной группы подобные же группы создаются и в цехах.

Прежде всего экзамен проходят комсомольцы в обязательном порядке, затем привлекается беспартийная рабочая молодежь, а впоследствии и взрослые рабочие. Затем выбирается цех или наиболее ответственный на данном заводе, или же наиболее отстающий. Все подвергающиеся экзамену обязательно разбиваются на отдельные группы по однородной профессии и однородной квалификации: на группы токарей, строгальщиков, фрезеровщиков, нагревальщиков, штамповщиков, формовщиков и т. д. Ни в коем случае нельзя допускать создание групп для сдачи экзамена, в которые вошли рабочие различных квалификаций.

Заводская общественность должна быть все время в курсе дел по подготовке и проведению экзаменов. Поэтому необходимо поставить на заводе широкую информацию, причем следует это делать не в общих словах: «Все как один на общественно-технический экзамену а вполне конкретно. После установления групп необходимо широко оповестить, что «комсомольцы такого-то цеха, такого-то пролета, строгальщики Иванов, Федоров, Сидоров... готовятся к общественно-техническому экзамену». После этого приступают к весьма ответственной и важной работе по составлению вопросников для каждой группы.

К этой работе нужно привлечь лучших специалистов, методистов с обязательным участием технического директора завода. Самая большая опасность при составлении вопросника—это возможность сбиться на общие вопросы. Здесь необходимо исходить из тех узловых моментов как в конструкции, так и в эксплоатации оборудования, знание которых необходимо рабочему данной профессии и данной квалификации для четкой и безупречной работы. Вопросник должен быть максимально конкретным и понятным рабочим данной специальности. Примером подобных вопросников могут служить помещенные в настоящем номере «Вопросы в упор», разработанные бригадой Донецкого курсового комбината для горняков различных специальностей.

На заводе ГПЗ 1 им. Кагановича
Комсомольский группорг т. Кобзев,
сдавший общественно технический
экзамен на "отлично" и
переведенный из 3-го в 4 й разряд
Одновременно развертывается работа и по существу самой подготовки. Прежде всего должна быть решительно улучшена работа кружков техминимума, а там, где таких кружков еще нет, они должны быть созданы заново. Ценность общественно-технического экзамена в том и состоит, что он должен коренным образом перестроить и наладить систематическую учебу в кружках техминимума. Необходимо пересмотреть программы занятий, изъять из них все лишнее, загромождающее. Программа кружка должна включать именно те вопросы, знание которых необходимо обучающемуся в его работе у станка.

Подготовка к экзамену требует оживления методов преподавания. Надо практиковать занятия непосредственно у станка, широко использовать для учебы таблицы, картины, различные наглядные пособия, чаще проводить проверочные беседы, установить обязательное ведение рабочей тетради, зачерчивание деталей. Все это несомненно повысит интерес самих кружковцев, усилит среди них соревнование в подготовке к экзаменам. Особенное внимание надо обратить на квалификацию руководителей кружков. Необходимо немедленно заменить негодных преподавателей, установить постоянные методзанятия с руководителями, инструктировать их, разгрузить их от другой общественной работы и создать нормальную обстановку для интенсивных и плодотворных занятий. В этом состоит первая задача комсомольских организаций в подготовке к экзамену.

На многих предприятиях почему-то не придают большого значения стационарным кружкам и спешат накачать экзаменующихся одними лишь консультациями. Происходит это от стремления лишь бы как-нибудь поскорее подготовить экзамен, провести его, а там и с рук долой. Такая поспешность характеризует полное непонимание действительного значения экзамена и к хорошим результатам никогда не приводит.

Наряду с кружками техминимума необходимо возможно шире и глубже развернуть всю техпропагандистскую и производственно-массовую работу. Проведение техвикторин, техбоев и техзарядок, консультаций специалистов, производственных экскурсий, организация коллективной проработки литературы, устройство доски вопросов и ответов, осуществление шефства мастеров и старых квалифицированных рабочих над молодежью, прикрепление к экзаменующимся инженеров и техников, широкое использование заводской многотиражки и технического листка, радиогазеты, технического плаката и т. д. и т. п. — все эти формы должны быть развернуты и использованы для подготовки к экзамену.

Особенно большая роль в этой работе должна быть отведена молодым специалистам. Их-то и надо привлечь для руководства отдельными участками этой работы. Почему-то у нас установилась не совсем хорошая традиция использовать молодого инженера и техника на все, что угодно, но только не на работе, близкой ему по душе, только не на пропаганду техники. А некоторые комсомольские ячейки и вовсе не привлекают к работе молодых специалистов. Общественно-технический экзамен должен и в этом направлении совершить перелом, он должен послужить толчком к тесной смычке комсомольских ячеек с молодыми специалистами и прежде всего по вопросам освоения техники.

3

Важнейшая часть работы по подготовке к экзамену—это массовая работа в самом цехе. Прежде всего необходимо добиться улучшения самой работы каждого экзаменующегося. К экзамену каждый рабочий должен притти с определенными техническими достижениями. Он должен наладить образцовое содержание станка, ускорить обработку детали, уменьшить расход инструментов и организовать правильное их хранение. Он должен добиться максимального использования оборудования, уменьшения брака, вот примерно какие конкретные обязательства может взять на себя каждый рабочий, идущий на экзамен. Все эти показатели и явятся основой для заключения соцдоговоров между экзаменующимися. К этому надо добавить только обязательства по учебе. Такой договор конкретен и легко проверяется.

Помимо этой индивидуальной работы с отдельными рабочими, ячейка или комитет организуют массовые мероприятия-перекличку станков, осмотр содержания инструмента, организацию иницитивных групп по борьбе с браком, по рационализации, по улучшению смазки, по экономии металла и пр. Все эти мероприятия должны обеспечить лучшую подготовку к экзаменам.

В период подготовки к экзаменам в каждой бригаде проводится с участием мастера и инженера обсуждение производственно-технической характеристики экзаменующегося. Характеристика должна быть примерно такой: строгальщик Федоров И. М. работает по 2-му разряду. Общеобразовательный уровень низок. Управление станка (такой-то фирмы) освоил не полностью. Плохо знаком с мерительным инструментом. Учится читать чертежи. Работать старается аккуратно. Бывает брак (указать средний процент). Работу выполняет простую. Стремится к повышению своих общетехнических знаний.

Эта характеристика обращает внимание молодого рабочего на его слабые стороны, указывает ему, что он должен изучить в первую очередь.

Весь ход подготовки к экзамену должен широко освещаться в газете, в листовках, бюллетенях. Особенно широко должно быть оповещено о дне и часе самого экзамена с указанием места, где он будет происходить. Подготовка к экзаменам должна длиться по крайней мере полтора-два месяца, а в отдельных случаях и больше.

Ударники техминимума — рабочие инструментального
цеха Завода револьверных станков тт.Лазутченко и Буданов
Фото О. Игнатович
Общественно - технический экзамен проводит специальная квалификационная комиссии, состав которой (определен приказом о техминимуме и персонально назначается директором завода. Рекомендуется не устраивать представительства в квалификационную комиссию. Квалификационная комиссия проверяет гласно в присутствии широкой рабочей общественности технические знания каждого комсомольца, молодого рабочего и устанавливает, может ли быть ему выдано свидетельство о сдаче техминимума.

Сама процедура экзамена разбивается на две части: одна часть проводится у рабочего места для проверки практических навыков, а другая—в специально отведенном помещении, для установления общетеоретических знаний экзаменующегося.

Перед экзаменом каждый рабочий делает краткое сообщение о своей производственной работе, о выполнении плана, о качестве выпускаемой им продукции, о причинах тех или иных поломок, о практических мероприятиях, направленных к повышению его квалификации, о выполнении им соцдоговора на лучшую подготовку к экзамену. После этого квалификационная комиссия задает вопросы. В случае неверного ответа, комиссия тотчас поправляет экзаменующегося. Комиссия оценивает ответы по четырехбальной системе: отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно. В первых трех случаях она выдает экзаменующемуся удостоверение о сдаче техминимума. Свою оценку комиссия сообщает тут же на месте. После этого комиссия составляет окончательную производственно-техническую характеристику экзаменующегося, указывая ему, на какие пробелы в своих знаниях он должен обратить особое внимание. В заключение сдающий экзамен берет на себя конкретные обязательства, которые он затем оформляет в виде нового соцдоговора.

Во время проведения экзамена следует предупредить и отвести всякие попытки искусственного и незаконного расширения его рамок, выражающегося в том, что экзаменующемуся ставятся не только технические, но и политические вопросы, касающиеся его биографии, общеполитического развития и т. и. Такая опасность есть. Кое-где подобные извращения уже имели место. Против этого нужно выступить со всей резкостью. Надо ясно понять, что общественно-технический экзамен—это экзамен на сдачу техминимума, а не политпроверка, не чистка.

4

Общественно-технический экзамен не заканчивается опросом рабочих и выдачей им соответствующих удостоверений. После этого требуется еще дальнейшая серьезная работа. Лучший результат общественно-технического экзамена — это новый производственный подъем, это улучшение качества всего производственного процесса, углубление всей системы работы по повышению квалификации рабочих.

Экзамен переводит социалистическое соревнование и ударничество на новую, более высокую ступень. От стандартного договора он ведет к договорам конкретным, практическим, обоснованным технически. Те обязательства, которые берет на себя экзаменующийся, должны лечь в основу его индивидуального соцдоговора. Комсомольские организации должны проследить, чтобы эти договора были оформлены, чтобы конкретные обязательства каждого экзаменующегося стали известны всем рабочим, чтобы за ним установился общественный контроль, который в свою очередь 
заключается в том, чтобы комсомольские организации помогали каждому молодому рабочему выполнить взятые на себя обязательства.

Общественно-технический экзамен, поощряя лучших и подтягивая худших, должен явиться серьезным стимулом к повышению производительности труда.

После экзамена ячейки и комитет комсомола должны добиться продвижения отлично сдавших техминимум на высшие должности, перевода их в высший

разряд. Они должны премировать молодых рабочих, которые показали на экзамене лучшие знания и лучшие производственно-технические достижения. Вместе с тем следует ставить вопрос о понижении в разряде и даже о снятии с работы комсомольцев, которые оказались явно неподготовленными к управлению порученными им механизмами, техническая неграмотность которых приводит к поломкам оборудования, к авариям, к браку и которые не стремятся к устранению этих недостатков.

Центральным звеном всей работал после экзамена должна быть образцовая постановка дальнейшей технической учебы как для тех, кто сдал экзамен, так и в особенности для тех, кто его не сдал. Создание новых кружков, инициативных групп, дальнейший разворот всех форм учебы, которые практиковались в период подготовки к экзаменам—все это является органическим следствием общественно-технического экзамена, без которого он становится кампанией, а не системой работы.

Не приостанавливать, не консервировать активность, растущую на основе проведения общественно-технического экзамена, а двигать ее дальше, обогащать новым содержанием, беспрерывно вооружать молодежь новыми техническими знаниями, которые должны немедленно сказаться в производстве,—вот что значит по-настоящему проводить общественно-технический экзамен.

Общественно-технический экзамен, начатый комсомолом и проводящийся в первую очередь среди комсомольцев, должен стать основной формой борьбы за индустриально-техническую культуру не только среди рабочей молодежи, но и всего рабочего коллектива в целом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Дом в декаду | ТМ 1939-01

Вл. ДЛУГАЧ и Як. ШУР Перед вами прекрасное четырехэтажное здание новой школы. Трудно поверить, что это огромное строение возведено в декад...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.