Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

30 апреля 2020

Путь к овладению механизмами

ГР. Л. и Ю.

Двадцатого ночью в 12-й лаве шахты «Ветка» сожгли мотор и поломали врубовку. На следующее утро в контору шахты зашел монтер и информировал администрацию об очередной аварии. Его сообщение не нарушило спокойствия зав. шахтой Звекова и не взволновало шахтком комсомола, несмотря на то, что несколько дней назад тот же монтер, заведующий лавой и десятник сообщили о поломке других механизмов.
Кто поломал врубовку, кто сжег мотор — этого никто не знал. К этому на шахте привыкли. Выражения: «сгорел мотор», «поломалась врубовка», вошли уже прочно в словарь местных работников.

На шахте заведена толстая бухгалтерская книга для записи аварий и поломок механизмов. Из этой книги вы узнаете, когда произошла авария, какая именно поломка, сколько угля вследствие этого было потеряно. Но кто виновен, кто поломал механизм, по чьей вине произошла авария, этого в книге не ищите — не найдете. Эта бестрепетная регистрация нисколько не способствует устранению аварий и поломок на шахте «Ветка». Почти каждый день из-за неисправности механизмов шахта недодает 50—100 т угля. Никто не отвечает и не следит за целостью машин. Об этом например ярко свидетельствует случай вывода из строя на несколько часов врубовой машины. Машинист Фоменко оставил врубмашину и ушел, не дожидаясь смены другим машинистом Ямашем. Врубовая машина простояла без наблюдения 15 минут. Неизвестно, кто воспользовался этим перерывом, но только за 15 мин. успела сгореть муфта машины. Такая преступная небрежность обошлась шахте в 70 т угля.

Такова недавняя картина небрежной работы с механизмами на шахте «Ветка». Однако поломки и простои на шахте происходят не только из-за небрежности и разгильдяйства.

Многие случаи аварий явились просто следствием слабой квалификации и низкого уровня знаний рабочих, поставленных у механизмов.

Донбасс.Ремонт мотора конвейера. Фото Ф. Кислова
Задача освоения техники механизированной угледобычи весьма остро стоит сейчас перед горняками-комсомольцами. На шахтах, насыщенных механизмами, неотложно требуется серьезная проверка технических знаний каждого комсомольца-горняка. Вопрос о том, кому доверить управление врубовкой, лебедкой, кого поставить у мотора, имеет решающее значение в работе каждого ... ... «Ветка» подхватили опыт комсомолии Уралмаша и на посменных собраниях постановили провести в шахте общественно-технический экзамен.
Экзамен должен был определить право каждого комсомольца-горняка на работу у механизма. С самого же начала парторганизация придала экзамену большое значение. Бюро Сталинского горпарткома поддержало инициативу комсомольцев в проведении общественнотехнического экзамена.

Выездная бригада газеты «Комсомольская правда» выпустила тотчас листовку с призывом овладеть техминимумом по управлению механизмами. К листовке были приложены вопросники для электрослесарей, машинистов врубовых машин, конвейеров тягальных лебедок, для машинистов, работающих на приводах ДК-5 и ДК-15. Эти так называемые «вопросы в упор» были разработаны специальной бригадой Донецкого курсового комбината (вопросы приводятся ниже).

Кузбасс. Механическая
погрузка угля машиной
Барбен-Грин на
Голубовской штольне
Розданные вопросники с первого же дня вызвали у комсомольцев большое количество недоуменных вопросов и сомнений. Необходимость технической консультации стала совершенно очевидной. Вначале консультация была организована по обычной традиционной форме, с расчетом на явку всех желающих в любое время. Такая форма консультации не оправдала себя. Приходили на консультацию одиночки, по 2—3 человека в день, из-за них приходилось держать на техстанции по нескольку часов квалифицированных инженеров, которые к тому же иногда опаздывали, или вовсе не приезжали из города.

Тогда решили провести другую форму массовой консультации, использовав местные технические силы. Начальники участков обязались следить за проработкой вопросников и проверять комсомольцев своего участка вплоть до самого дня экзамена. Кроме того для проведения консультаций к технической станции были прикреплены еще три инженера.. В подготовке экзаменов участвовали также и студенты Горного института. За восемь дней до консультации каждый комсомолец получал на руки специальную повестку. Затем, на всех видных местах были вывешаны афиши и плакаты, извещающие о времени и месте консультации с перечислением стоящей ... ... техконсультации сообщалось в шахтной радиогазете «Забой». Проделанная подготовительная работа дала положительные результаты. В назначенное время в комнате техстанции собралось 27 человек.

Порядок консультации был следующим. Каждый из комсомольцев задавал непонятный ему вопрос. Инженеры давали подробные ответы, сопровождая их простыми чертежами и показом соответствующих макетов и плакатов.

Лебедчица Варнавская спрашивает: «Вот не разберусь я с 23-м вопросом: по каким признакам машинист лебедки может чувствовать и узнать, что забурились вагонетки?»

Инженер Потапов только собрался ответить, а уже звонкий голос лебедчицы Бедной предупредил его: «Я бы ответила так: во-первых, мотор тяжело работает, во-вторых, дрожит лебедка и...», — тут Бедная запнулась — «Ну, в-третьих? — подзадаривает ее Потапов. «А в-третьих, есть специальный прибор вольтметр, который предупреждает о ненормальном ходе партии».

Более двух часов продолжалась тех-консультация. За это время успели подробно разобрать 42 экзаменационных вопроса.

С самого же начала работы определилось, кто четко и уверенно разбирается в своем механизме, кто отвечает с натяжкой, а у кого и вовсе дело обстоит плохо.

Тут же решили, что сильные, знающие комсомольцы берут шефство над слабыми и каждый день уделяют несколько часов их подготовке к экзамену.

Вокруг общественно-технических экзаменов была проведена большая массово-разъяснительная работа. Особенно большую услугу оказала здесь имеющаяся на шахте радиостанция. Через все 200 радиоточек в течение 5 дней подряд передавалась информация о ходе подготовки к экзамену, зачитывались вопросники для работающих на механизмах, оповещалось о различных массовых мероприятиях в связи с экзаменом. Инженеры и студенты читали по радио лекции.

На расстоянии 3 км от шахты, в городе, при Донецком горном институте, имеется хорошо оборудованный кабинет механизации. В этот кабинет была ... ... 50 человек комсомольцев и рабочей молодежи. По общему признанию экскурсантов, пребывание в кабинете механизации дало молодым горнякам много новых знаний.

Кроме экскурсий и радио широко был использован технический фильм, который в течение 6 дней утром и вечером демонстрировался в клубе.

В результате развернутой массово-разъяснительной работы и широкой информации о предстоящем экзамене в шахтный комитет комсомола и техстанцию пришло 11 беспартийных молодых горняков и 3 старых рабочих, желающих вместе с комсомольцами перед всеми рабочими шахты доказать на экзамене свое право работать на механизмах.

Подготовительная работа к экзамену сплотила комсомольцев-механизаторов в дружный коллектив, целью которого было проверить и повысить свои знания, ликвидировать поломки, аварии механизмов и показать всей горняцкой общественности, насколько комсомол справляется с порученными ему врубовками, лебедками и моторами.

Наконец пришел день экзамена. Слегка волнуясь, рассаживались молодые горняки в разукрашенном зале клуба. На сцену выходит машинист Штафан. 'Комиссия задает ему вопрос: «Что нужно сделать, прежде чем пустить мотор в работу?»

Штафан отвечает бойко, без запинки. В этом и последующих его ответах чувствуется прочное и глубокое знание врубовой машины, на которой он работает.

Но вот к трибуне подходит лебедчица-комсомолка Варнавская. Уже по тому, как Варнавская неуверенно отвечает, можно определить, что она слабо знает свою лебедку. На вопрос, зачем заземлять лебедку, Варнавская мнется, бегает взглядом по сторонам и... молчит. Она не может ответить на этот несложный вопрос. И для сидящих в зале комсомольцев и для комиссии становится ясным, что эта комсомолка еще не овладела техникой порученной ей машины, что она еще слаба и главное, что ей нужно помочь изучить лебедку.

Плакат, вывешенный в проходной на шахте "Артем" Севкавугля

Другое совсем, когда у трибуны., стоит комсомолец Морозов, считающийся на шахте лучшим машинистом врубовой машины. Морозов толково, с полной ясностью для всех отвечает нa заданные вопросы. Он часто прибегает к плакату, объясняя на нем назначение и взаимодействие отдельных частей врубовой машины.

Такие же хорошие знания во время проверки показывают лебедчица комсомолка Бедная и изъявивший добровольное желание экзаменоваться беспартийный слесарь Ковалев. Оба дают быстрые и отличные ответы. Ковалев свободно разбирается в техническом плакате, деловито копошится у лежащих на полу частей механизмов, собирает и разбирает их на виду у всего зала. Перед комиссией прошли также и трое кадровых рабочих, добровольно пожелавших подвергнуться общественно-техническому экзамену. Все трое дают точные и верные ответы, уверенно отвечают на самые трудные вопросы. Они представляют собой прекрасный образец нового горняка, отвечающего задачам сегодняшнего механизированного Донбасса. Не случайно, что каждый из этих трех кадровиков в своей работе не знает ни поломок, ни аварий механизмов.

Оценивая знания экзаменующихся, комиссия установила четырехбальную систему: отлично, хорошо, удовлетворительно и неудовлетворительно. За лучшие ответы, показавшие глубокое знание обслуживаемых механизмов, за безукоризненную ударную работу в шахте комиссия премировала комсомольцев: Морозова, Бедную, Борзенко, Шумского, Брогир, Крицкого, Кузнецова, Павлова, Ткаченко, Семенюка, кадровиков Хомичева и Драгоненко и из числа беспартийных молодых горняков Сухомлинова, Ковалева, Хованскую и др.

Прошедший на шахте «Ветка» общественно-технический экзамен ярко и отчетливо показал, что горняцкий комсомол уже воспитал в своей среде десятки молодых рабочих, успешно осваивающих новую технику угледобычи, показывающих подлинные образцы большевистского овладения шахтными механизмами.

Перед полуторатысячной шахтерской массой шахты «Ветка» прошли молодые энтузиасты передовой техники. Они громко заявили: «Учитесь у нас работать!» Этот призыв нашел встречный клик в среде молодых и старых горняков. Интерес к овладению механизмами, к новым методам угледобычи значительно повысился. В этом — огромное значение общественно-технического экзамена. Следует подчеркнуть, что все товарищи, сдавшие блестяще экзамен, являются в то же время и самыми Образцовыми горняками на работе, в шахте, в забое.

Но экзамен показал не только светлые стороны, он обнажил и тени. Перед комиссией прозвучали не только смелые и уверенные ответы Морозова и Бедной, несколько комсомольцев смогли пролепетать только невнятные и мало убедительные ответы.

Полученный комсомолкой-лебедчицей Варнавской «неуд» (правда, единственный на этом экзамене) не оставляет сомнения о том, что еще многие комсомольцы по-настоящему не овладели механизмами.

Задача сейчас состоит в том, чтобы опыт работы молодых ветковских горняков сделать достоянием всего комсомола Донбасса, чтобы наладить силами лучших комсомольцев и старых кадровиков систематический производственный инструктаж молодых, неопытных, слабо знающих механизмы рабочих. При этом одной из самых главных форм технического движения горняцких масс должен быть общественно-технический экзамен — решающая ступень к полному освоению механизированного Донбасса.

Шахта № 8 "Ветка"

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Дом в декаду | ТМ 1939-01

Вл. ДЛУГАЧ и Як. ШУР Перед вами прекрасное четырехэтажное здание новой школы. Трудно поверить, что это огромное строение возведено в декад...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.