Летом 1879 г. девятилетний Володя Ульянов, успешно выдержав приёмные испытания, был принят в число учащихся Симбирской гимназии. Уже с первых лет ученья он резко выделяется среди одноклассников своими выдающимися способностями, исключительным прилежанием и аккуратным выполнением учебных работ. Володя был талантливым, здоровым и общительным мальчиком. Учился он по всем предметам прекрасно и переходил из класса в класс с высшими наградами.
Посетители Музея В. И. Ленина в Москве могут видеть весьма интересный документ — подлинник «Табели учеников Симбирской гимназии» за 1883 г. В верхней графе этой «табели» написано: «Ульянов Владимир, ученик IV класса». Далее перечисляются учебные предметы и в соответствующих графах стоят оценки. По всем предметам одна и та же оценка — «пять» («отлично»). Такой же отметкой оценено внимание, прилежание и исправность тетрадей Владимира Ульянова. Цифры «1» и «2» имеются лишь в графе пропущенных уроков, видимо по болезни. Внизу надпись: «Перевед. с 1-й наградой».
При переходе в 5-й класс Владимир Ульянов за отличные успехи был награждён книгой «Жизнь европейских народов» Е. Н. Водовозовой. В 5-м классе он получил «похвальный лист», где написано: «Педагогический Совет классической гимназии, уважая отличные успехи, прилежание и похвальное поведение воспитанника V-го класса Владимира Ульянова, наградил его сим похвальным листом».
![]() |
В 5-м классе Владимир Ульянов получил похвальный лист. |
Сестра Владимира Ильича, Анна Ильинична, рассказывала, что лучшим учеником Владимир стал благодаря серьёзному и внимательному отношению к занятиям.
Учитель М. Чеботарев вспоминает, что «по точности и сознательности ответов В. Ульянов выделялся развитием и знанием среди учеников своего класса».
С юных лет Володя Ульянов воспитывал в себе привычку своевременно готовить уроки и выполнять учебные задания как можно лучше.
Он держал в большом порядке и опрятности книги, тетради, ранец и письменные принадлежности.
Владимир Ильич с детства приучил себя к точности и был требователен к другим в этом отношении. Его младшая сестра, Мария Ильинична, рассказывала, что ей однажды по заданию учителя надо было нарисовать карту Европы. Она срисовала эту карту от руки и без сетки. Владимир Ильич, увидев карту, сделанную неумело, без соблюдения масштабов, показал сестре, как при помощи циркуля можно точно измерить расстояния и нанести их на бумагу. Он настоял на том, чтобы сестра заново выполнила это задание.
*
Большое внимание уделяет Владимир Ильич изучению иностранных языков. Он пользуется своим, особым методом изучения: сначала переводит с иностранного текста на русский, а потом без пользования иностранным оригиналом делает обратный перевод. Особенно увлекается Владимир Ульянов древними языками — латинским и греческим. Его одноклассник, сосед по парте М. Ф. Кузнецов (в настоящее время учитель-пенсионер) в своих воспоминаниях пишет: «Преподаватель латинского языка Фёдоров при чтении в VIII классе трактата Цицерона «Об обязанностях» обычно говорил в конце урока: «Ульянов, переведите дальше...» И Ульянов хорошо переводил...»
М. Ф. Кузнецов отмечает, что «Владимир Ильич свободно переводил Юлия Цезаря, Цицерона, Тита Ливия, Вергилия, Горация, Ксенофонта, Геродота, Фукидида, Платона, Аристотеля, «Одиссею» и «Илиаду» Гомера, трагедию Софокла «Эдип-царь».
Владимир Ильич безошибочно писал диктанты по-латыни. Будучи в 7-м классе, он успешно подготовил по латыни свою старшую сестру Анну Ильиничну, которая поступала на Высшие женские курсы.
Все письменные работы (классные и домашние) Владимира Ульянова отличались продуманностью, грамотностью, внешне выглядели весьма опрятно. Он выполнял их не как скучную формальную обязанность, а как серьёзное, нужное дело.
![]() |
Владимир Ульянов учился хорошо. Домашние работы он всегда выполнял тщательно и аккуратно. |
Он любил писать сочинения по литературе и обрабатывал заданную тему глубоко и тщательно. Он принимался за сочинение в тот же день, когда объявлялась тема. Прежде всего Владимир Ильич составлял план сочинения. Затем он брал лист бумаги, перегибал его пополам и на левой стороне делал черновые пометки. В последующие дни на правой стороне листа, появлялись добавления, вставки, цитаты. Владимир Ильич не ограничивался только учебниками, а подбирал книги в библиотеке, прочитывал их и делал выписки. Писал он обыкновенно карандашом, который у него всегда был тонко очинен. Когда подбиралось достаточно материала, Владимир Ильич писал сочинение, при этом опять-таки сперва карандашом начерно, а потом уже, в окончательном виде, чернилами.
Сочинения Владимира Ильича заметно выделялись среди работ других учеников лучшим литературным стилем, глубиной содержания, обилием мыслей, которые он умел излагать кратко и удивительно точно. Его сочинения отличались безукоризненно правильной орфографией. Учителя нередко читали их в классе как образцовые работы, которые оценивались «пятёркой» и даже отметкой «пять с плюсом» («сверхотлично»). Сочинения обыкновенно возвращались Владимиру Ильичу без всяких вопросов и замечаний преподавателя.
М. Ф. Кузнецов рассказывает об одном любопытном эпизоде, Владимир Ильич в классном сочинении на тему «Причины благосостояния народной жизни» упомянул об угнетённых классах. Директор гимназии Ф. М. Керенский (отец А. Ф. Керенского, эсера, пресловутого премьер-министра Временного правительства в 1917 г.), возвращая Владимиру Ильичу его сочинение, недовольным тоном заметил: «О каких это угнетённых классах вы тут пишете, при чем это тут?»
Сочинение, все-таки было оценено «пятёркой».
*
В детские годы чтение книг было одним из любимых занятий Володи Ульянова. Вообще он очень дружил с книгами на всем протяжении своей жизни.
Он любил заучивать стихи и отрывки прозы из классических произведений. Любимым поэтом в семье Ульяновых был Некрасов.
Читал Владимир Ильич много. Уже в гимназические годы круг его чтения был широк и разнообразен. Он хорошо знал произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Некрасова, Тургенева, Салтыкова-Щедрина, Льва Толстого, Гончарова, Белинского, Добролюбова, Писарева, Герцена, Чернышевского, а впоследствии Глеба Успенского. Особенно он любил Чернышевского.
Владимир Ильич был знаком и с произведениями классиков мировой литературы — Шекспира, Байрона, В. Гюго, Мольера, Шиллера, Гёте, Сервантеса и др.
Владимир Ильич не признавал бессистемного чтения. Он и в этом деле придерживался определенного плана. Путём чтения он восполняя пробелы своего гимназического образования. Книги расширяли его кругозор, учили критически относиться к окружающей буржуазно-дворянской действительности, способствовали формированию революционного мировоззрения.
При чтении Владимир Ильич, как правило, делал выписки, пометки, в которых выражал своё отношение к прочитанному. Работая над книгой, он широко пользовался всевозможными словарями, справочниками, энциклопедиями. Основываясь на своём опыте работы над книгой, он советовал не смущаться, если книга сразу не будет понятна. Выступая в 1919 г. перед студентами Свердловского университета, Ленин говорил: «...Непонятное на первый раз при чтении будет понятно при повторном чтении, или когда вы подойдёте к вопросу впоследствии с несколько иной стороны...»
В студенческие годы, кроме классиков, которых Владимир Ильич перечитывал не один раз, он уделял большое внимание публицистике, социально-экономическим вопросам и особенно усиленно изучал основные труды Маркса и Энгельса.
Надежда Константиновна Крупская писала о Владимире Ильиче: «Трудно сосчитать, сколько книг он прочитал. Всю жизнь он пользовался библиотеками, полжизни провёл в библиотеках и за чтением библиотечных книг».
*
Владимир Ильич ещё в молодые годы умел так организовать свои занятия, что у него хватало времени и на уроки, и на чтение книг, и на разумные развлечения. Этого он достиг благодаря своей исключительной настойчивости, трудоспособности и постоянной работе над собой.
Воспитанию таких положительных черт характера немало способствовала культурная трудовая обстановка в дружной семье Ульяновых. Перед Владимиром Ильичом были замечательные примеры трудоспособности отца, матери, старшего брата Александра.
Плановость во всякой работе, доведение её до конца, собирание материала и фактов, систематизация их, стремление к ясным, исчерпывающим ответам — эти особенности стали характерными в повседневной деятельности Владимира Ильича. Не так легко все это давалось.
Надежда Константиновна Крупская в статье «Детство и ранняя юность Ильича» пишет, что Ленину «в школьные годы приходилось брать себя в руки», приходилось оставлять любимые развлечения, если это мешало занятиям. Владимир Ильич рассказывал Надежде Константиновне: «Любил я очень коньки, но увидел, что это мешает учиться, — бросил».
Сила воли молодого Ленина ярко проявилась на таком факте, о котором рассказывает Надежда Константиновна: «Как-то, мальчиком ещё, он попробовал курить. Увидя его как-то курящим, его мать, Мария Александровна, очень огорчилась и стала просить его: «Володюшка, брось курить». Ильич обещал и с тех лор ни разу не дотронулся до папирос». И в дальнейшей своей жизни Ленин не курил.
Весёлый, живой и общительный, Владимир Ильич любил природу, любил совершать дальние прогулки, любил Волгу и Свиягу, любил купаться, плавать и заниматься гимнастикой. Для всего этого у него находилось время.
Владимир Ильич был прекрасным товарищем в лучшем смысле этого слова. В гимназии, будучи первым учеником, он никогда не подчёркивал своего превосходства. Зазнайство, кичливость органически были чужды его характеру. Он охотно делился своими знаниями с отстающими товарищами.
Известно, например, что Владимир Ульянов приходил в гимназию за полчаса до начала занятий и помогал товарищам делать переводы с латинского и греческого языков, объяснял трудные задачи по математике и физике. Однако Ленин всегда был против лжетоварищеской «солидарности» и никогда не давал списывать своей работы.
*
Мировоззрение Ленина стало складываться в последние годы его гимназической жизни. Анна Ильинична в своих воспоминаниях пишет: «Гимназия не дала Владимиру Ильичу какого-либо положительного влияния в смысле общественных идеалов, так как все сколько-нибудь свободомыслящие педагоги изгонялись из неё. Всё, что он получил в этом смысле в свой детские и юношеские годы, он получил от семьи, где, кроме влияния отца и матери, очень большое влияние имел на него его старший брат Александр Ильич».
В шестнадцать лет у Владимира Ильича пробуждается большой интерес к общественной и политической жизни. Уже тогда он стал понимать тяжёлое и бесправное положение рабочих и крестьян. В нем пробуждается острое чувство недовольств и отвращения к самодержавному строю. Он перестаёт ходить в церковь, снимает себя крест и бросает его. Заполняя 1922 г. анкету, Ленин писал: «Неверующий с 16-ти лет».
В своих воспоминаниях Мария Ильинична рассказывает: «В старших классах гимназии Владимир Ильич проводил все время за книгами, за подготовкой к революционной работе...»
Старший брат Владимира Ильича, Александр Ильич, был человеком твёрдой воли, спокойного и решительного характера. Он учился в Петербургском университете и состоял членом революционной террористической организации. В 1887 г. Александр Ульянов вместе с другими был арестовав по делу о подготовке покушения на царя Александра III и повешен царскими палачами в Шлиссельбургской крепости.
Казнь любимого брата произвела потрясающее впечатление на Владимира Ильича. Как раз в этот период он заканчивал гимназию и у него были выпускные экзамены. Только громадная сила воли и твёрдость характера дали возможность молодому Ленину подавить всю остроту и боль переживаемого горя и продолжать экзамены
На письменных экзаменах по русскому языку, математике, латинскому и греческому языкам Владимир Ильич сосредоточенно и неторопливо, но раньше всех заканчивал и подавал свои работы. На устных испытаниях он твёрдо, чётко и смело давал исчерпывающие ответы. Все экзамены он сдал на «пятёрки» («отлично»). За блестящие успехи он один из всего выпуска был награждён золотой медалью с надписью на ней: «Преуспевающему».
В аттестате (так назывался документ об окончании гимназии) написано: «Во внимание к отличному поведению и прилежанию и к отличным успехам в науках, в особенности в древних языках, Педагогический Совет постановил наградить его, Ульянова, золотой медалью».
![]() |
Аттестат зрелости свидетельствует, что Владимир Ульянов учился в гимназии отлично по всем предметам. |
*
Несмотря на то, что Владимир Ильич окончил гимназию с золотой медалью, для него, как для брата казнённого революционера, поступление в Петербургский или Московский университет было невозможно. Он подаёт прошение в Казанский университет. Оттуда затребовали от директора Симбирской гимназии характеристику Владимира Ильича. В этой характеристике было сказано: «Весьма талантливый, постоянно усердный и аккуратный, Ульянов во всех классах был первым учеником и, при окончания курса, награждён золотой медалью, как самый достойный, по успехам, развитию и поведению».
![]() |
Эта характеристика была послана директором Симбирской гимназии в Казанский университет, куда поступал молодой Ленин. |
Владимир Ильич был зачислен в университет на юридический факультет. Однако студентом он пробыл недолго, всего лишь четыре месяца.
В университете Владимир Ильич с первых дней примкнул к наиболее передовому и революционно настроенному студенчеству. Смелый, решительный, выделяющийся блестящим умом, он быстро завоёвывает авторитет и избирается членом симбирского землячества, запрещённого университетским уставом. Это было время, когда высоко поднималась волна студенческого движения. Студенты устраивали неразрешённые сходки, на которых выносили протесты против казарменного и полицейского режима в университете, введённого новым уставом 1884 г.
![]() |
В университете Владимир Ильич с первых же дней примкнул к наиболее передовому и революционно настроенному студенчеству. |
Царское правительство за участие и выступления на сходках исключало студентов из университета, отдавало в солдаты, подвергало репрессиям вплоть до тюрьмы и ссылки. Жертвой царского произвола стал и молодой Ленин: за участие в революционном движении студентов он был арестован и исключён из университета. Так в Казани Владимир Ильич получил своё первое революционное крещение.
После ареста он был выслан на один год в деревню Кокушкино (в 40 километрах от Казани) под надзор полиции.
В свидетельстве, выданном Владимиру Ильичу из Казанского университета, сказано: «По постановлению Правления университета от 5 декабря сего 1887 года, он, Ульянов, из числа студентов императорского Казанского университета исключён на основании предложения г. попечителя Казанского учебного округа от 4 декабря за № 5564».
В ссылке Владимир Ильич занимается самообразованием, регулярно читает книги и журналы, горячо интересуется литературой, критикой и вопросами общественного характера. Здесь же он довольно близко соприкасается с жизнью и бытом крестьян. Попытки Владимира Ильича восстановиться в правах студента Казанского университета встречали издевательский отказ со стороны царских чиновников. На прошении Ленина была наложена «глубокомысленная» резолюция: «К докладу, уж этот не брат ли того Ульянова, ведь тоже из Симбирской гимназии? Да, это видно из конца бумаги, отнюдь не следует принимать».
На другом прошении Владимира Ильича о том, чтобы ему разрешили продолжать образование за границей, было написано: «Заграничного паспорта ему не выдавать и приказать объявить ему, что департамент полиции находит выезд его за границу преждевременным».
Попытка Ленина получить разрешение на выезд за границу для лечения имела те же результаты.
Осенью 1888 г. Владимиру Ильичу разрешено было вернуться из деревни в Казань. Здесь он вступил в нелегальный марксистский кружок, организованный Федосеевым, и начал изучать «Капитал» Маркса. Однако он не оставляет мысли о высшем образовании и решает заняться самостоятельной подготовкой в объёме университетского курса. Лето и осень 1889 г. Владимир Ильич усиленно и систематически работает над книгами. Рабочий день его распределён по плану: утром он занимается изучением наиболее сложных предметов, вторую половину дня посвящает занятиям по литературе. Работая над книгами, он тщательно конспектирует их содержание. Занятия чередуются с отдыхом, который выражается в прогулках, купаньях, в занятиях гимнастикой и игре в шахматы.
Самостоятельно, без всякой посторонней помощи Владимир Ильич прошёл университетский курс и подал прошение министру народного просвещения с просьбой разрешить держать экзамен экстерном. Прошение удостоилось следующей резолюции: «Спросить об нем попечителя и департамент полиции, он скверный человек, департамент полиции уже знает, что он делает на своей стороне».
Владимиру Ильичу было отказано. И только спустя несколько месяцев он получил наконец долгожданное разрешение держать экзамены экстерном при Петербургском университете. В весенний и осенний семестры 1891 г. Владимир Ильич блестяще выдержал испытания, сдав одновременно и государственные экзамены. Испытательная комиссия, высоко оценив качество ответов и сочинение по уголовному праву, выдала Владимиру Ильичу диплом первой степени об окончании университета по юридическому факультету.
![]() |
Исключённый за революционную деятельность из
Казанского университета, Владимир Ильич продолжает учиться самостоятельно и в
1891 г. успешно сдаёт экзамен экстерном при Петербургском университете. |
Получив диплом, Владимир Ильич переезжает в Самару, где работает в качестве помощника присяжного поверенного (адвоката) при окружном суде. В Самаре он организует нелегальный марксистский кружок и руководит его работой. Для членов этого кружка Ленин специально перевёл с немецкого языка на русский «Коммунистический манифест» Маркса и Энгельса. В марксистском кружке Владимир Ильич читает рефераты, к которым он, по своему обыкновению, тщательно готовится, составляет план, тезисы, конспект.
В Самаре Владимир Ильич изучает основные труды Маркса и Энгельса — «Капитал», «Нищету философии», «Коммунистический манифест», «Анти-Дюринг», «Положение рабочего класса в Англии», «Происхождение семьи, частной собственности и государства», причём «Нищету философии» и «Анти-Дюринг» он изучает в подлиннике, на немецком языке, так как эти книги тогда ещё не были переведены на русский язык. Одновременно он занимается историей революционного движения и крестьянским вопросом в России.
Владимир Ильич читает также сочинения Дарвина, Лассаля, Рикардо, Бокля, Спенсера. В тот же период он знакомится с нелегальной литературой, издаваемой за границей группой «Освобождение труда».
Очень часто Владимир Ильич подбирает статистический цифровой материал из книг, сборников, отчётов и журналов, обрабатывает его, составляет итоговые таблицы, иллюстрируя их схемами.
В Самаре Владимир Ильич пишет свою первую дошедшую до нас научную марксистскую работу «Новые хозяйственные движения крестьянской жизни». В этой статье он подвергает резкой критике мелкобуржуазную теорию народничества. Глубоко анализируя ряд статистических данных, он доказывает, что капитализм проникает в сельское хозяйство, расслаивает крестьянство, разрушает крестьянскую общину и разделяет крестьян на эксплуататоров — кулаков и эксплуатируемых — бедняков.
Труды Маркса и Энгельса, глубокое изучение окружающей действительности способствовали формированию революционного мировоззрения Владимира Ильича.
Ученические и студенческие годы юного Ленина, как и вся его последующая жизнь, являются для всей советской молодёжи ярким, непревзойдённым примером, к которому нужно стремиться, который всегда нужно, как говорит товарищ Сталин, «иметь перед собой», чтобы учиться и работать так, как Ленин.
Комментариев нет:
Отправить комментарий