Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

20 апреля 2020

Из календаря мировой техники, 1933-01

Первый цеппелин 1800 г. При большой емкости
мощность его моторов была равна всего 32 л. с.
1 июля 1742 г. в Германии родился известный физик Георгий Лихтенберг. Ему принадлежит введение обозначений разных видов электричества знаками + (положительные) и — (отрицательные) вместо бывших ранее названий "стеклянное" и "гуттаперчевое".
В 1870 г. в Петербурге, в Зоологическом саду, состоялось первое наполнение газом аэростата, сооруженного комиссией военного ведомства „для обсуждения вопроса о применении аэростатов к военным целям". Опыты положили начало созданию первой в России учебной воздухоплавательной команды.

В 1875 г. вступило в силу соглашение Всемирного почтового союза о международном обмене письмами и печатными произведениями в европейских странах, в Северной Америке и Египте.

2 июля 1803 г. в Петербурге впервые демонстрировался свободный полет на аэростате. Француз Гарнерен с большим трудом получил наконец разрешение на полеты в России, после того как ему долгое время отказывали, "так как у нас не занимаются подобной аэроманией".

Немецкая карикатура на дирижабли разных
типов. Жесткий цеппелин вверху гордо реет,
даже разломившись пополам.
Внизу полужесткий и мягкий дирижабль
В 1900 г. дирижабль конструкции немецкого изобретателя графа Цеппелина совершил свой первый подъем, продержавшись в воздухе 18 мин. До Цеппелина управляемый аэростат (дирижабль) был изобретен французом Анри Жиффаром в 1852 г. Громоздкость управления этого аэростата и малая скорость (11 км в час) заставила изобретателей добиваться его усовершенствования. В 1 8 8 7 г. русский ученый и изобретатель К. Э. Циолковский первый разработал проект жесткого металлического дирижабля. Но в условиях царского режима он не мог осуществить свою идею. Это удалось сделать графу Цеппелину, который с 1900 г. по 1931 г. построил в своих верфях на Баденском озере свыше 130 дирижаблей жесткого типа. В 1929 г. Цеппелин совершил кругосветный перелет со скоростью 130 км в час, пройдя 35 тыс. км в 20 дней и 4 часа.
После прилета "Цеппелина" в Москву в мае 1931 г. в СССР началось массовое общественное движение за постройку советских дирижаблей. В ближайшие дни мы будем свидетелям полетов целой экскадрильи дирижаблей им. Ленина.

В 1912 г. француз Ваниман, строитель дирижаблей, который пытался, но не удачно, совершить полет к северному полюсу (в 1908— 1909 гг) и через Атлантический океан (1910г.), потерпел катастрофу со своими путниками на четвертом своем дирижабле, построенном в Америке и названном "Акрон“. Напомним, что через 20 лет после этой катастрофы в Америке потерпел аварию крупнейший из дирижаблей, также носивший имя "Акрон" (погибло около 100чел.).

6 июля 1525 г. в Лондоне был казнен Томас Мор, крупный государственный деятель, принадлежавший к числу так называемых "утопических социалистов". Понятие "утопический" обязано своим существованием самому Томасу Мору, который написал в 1516 г. книгу "Утопия", содержащую фантастическую картину будущего государственного и общественного строя. Так как описанные им идеалы являются бесспорно недостижимыми, то с тех пор слово "утопичность" означает нереальность и лишенные научных основ идеалы.

8 июля 1761 г. родился Василий Владимирович Петров, замечательный экспериментатор, самоучка-физик. Открытия Гальвани и Вольта в области электричества побудили Петрова произвести ряд самостоятельных оригинальных опытов, подробно описанных в книге „Известие о гальвани-вольтовых опытах посредством огромной батареи, состоявшей иногда из 4 тыс. медных и цинковых кружков", изданной в Санкт-Петербурге (так назывался тогда наш Ленинград) в 1803 г.
В. В. Петров на 10 лет ранее английского физика Гамфри Дэви открыл в результате своих опытов вольтову дугу, т. е. белое пламя, получаемое от электрических разрядов между двумя кусками древесного угля, от которого, как он писал, "темный покой достаточно ярко освещен быть может".
Вольтова дуга в настоящее время имеет огромное значение. В светотехнике излучательные способности вольтовой дуги используются для морских и авиационных маяков, прожекторов, кино-установок, уличного освещения и т. п. В металлопромышленности вольтова дуга используется для электрической сварки металла, заливки пустот в отливках, трещинах и т. д. Открытие В. В. Петрова поставило его в ряды выдающихся русских ученых XIX в.

Вениамин Франклин (с редкой
гравюры)
11 июля 1747 г. Вениамин Франклин, крупнейший американский ученый и политический деятель, открыл электрические свойства остроконечных проводников и предложил ими пользоваться для предохранения сооружений от грозовых ударов. Так возникла идея громоотвода. Лондонское королевское общество отнеслось с недоверием и насмешкой к открытию Франклина. От членов этого общества не отставали и церковники. Духовенство штата Массачузетс например приписывало происшедшее землетрясение установленному громоотводу.
Идея громоотводов прививалась с большими трудностями. Один житель Омера, установивший в 1783 г. громоотвод у себя на крыше, отстоял его от подстрекаемой церковниками толпы только посредством суда. Защиту этого дела вел молодой еще тогда адвокат, впоследствии крупный деятель Великой Французской революции, Робеспьер.
Широкое распространение громоотводов началось после взрыва порохового склада в Бреши (Англия), когда от удара молнии взорвались две тысячи центнеров пороха, была разрушена значительная часть города и погибло свыше трех тысяч жителей.
В наши дни громоотводами оборудованы все высокие здания, фабричные трубы и телеграфные станции, осветительные сети, суда и т. д.

Немецкая карикатура 1877 г. к первым
известиям об успехах телефона Бэлла
13 июля 1897 г. итальянец Маркони после двухлетних опытов и исканий произвел удачный опыт в гавани Специа по беспроволочной передаче знаков на дистанцию в 7,5 км. Так зародилось современное радио. 10 лет спустя, 13 июля 1907 г., Маркони получил патент на применение в радио катодной лампы в качестве усилителя.

14 июля 1808 г., 125 лет назад в Англии умер металлург Джон Уилкинсон, один из самых выдающихся техников XVIII в. В 1772 г. он впервые ввел в домнах применение каменного угля вместо угля древесного. В 1773 г. он построил первый в мире металлический мост. В 1774—1775 гг. он усовершенствовал сверлильную машину для изготовления орудий и сконструировал такого же рода машину для цилиндров паровых двигателей. В 1777 г. Уилкинсон начал строить паровые молоты, в 1787 г.—соорудил первое железное судно.

15 июля 1923 г. состоялось открытие обществом „Добролет" первой советской воздушной линии Москва—Нижний-Новгород.

Средневековый инкубатор
(с гравюры на дереве 1481 г.)
17 июля 1799 г. американец Роберт Фультон получил от французской военной комиссии отзыв о том, что представленный им проект подводной лодки может иметь военное применение. Подводная лодка была построена (под именем „Наутилус") и испытывалась в 1800 г. Позднее Фультон строил в Америке первые пароходы, которые оказались практически вполне пригодными, и организовал первые пароходные линии.

20 июля 1883 г., пятьдесят лет назад Адольф Шторбек получил патент на инкубатор с электрическим нагреванием. За 100 лет до того англичанин Барлау соорудил впервые инкубатор с паровым отоплением. Вообще же вывод птиц из яиц путем искусственного „вылущивания" был известен еще в древнем Египте.

Ротор современной турбины пропеллерного
типа Каплана
23 июля 1913 г. германский инженер Виктор Каплан получил патент на водяную турбину пропеллерного типа с большим числом оборотов.

25 июля 1843 г. в Англии умер химик Чарльз Макинтош, по имени которого называются известные непромокаемые плащи. Его изобретение — склеивать двойнную ткань промежуточным слоем резины—было сделано им в 1823 г.

В 1849 г. при осаде австрийцами Венеции была впервые применена воздушная бомбардировка со свободных аэростатов, нагруженных бомбами (без людей на борту). В зависимости от направления ветра баллоны выпускались из разных мест морских судов. Поражений больших бомбы не причиняли, но моральное действие этого оружия было очень велико.

В 1909 г. французский изобретатель и авиаконструктор Луи Блерио совершил впервые перелет на аэроплане через канал Ла-Манш из Калэ в Дувр в течение 37 мин. Этот перелет имел громадное значение в истории развития авиации того времени.

28 июля 1894 г. состоялся первый международный пробег автомобилей между Парижем и Руаном. Позднее автомобильные пробеги сыграли крупную роль в развитии автомобильной техники.
Самокатная машина фон-Дрэй. Этот прообраз
велосипеда назывался в свое время „дрезиной"

30 июля 1832 г. родился немец Иоган Трефц, который в 1869 г., будучи инструктором по физкультуре, сделал очень ценное усовершенствование в велосипеде: он предложил впервые делать передачу от педалей на заднее колесо, тогда как раньше рабочим колесом было переднее. Напомним кстати, что самый первый велосипед был вообще без педалей и без передач, такова двухколесная „дрезина", изобретенная неким Дрэй, которая двигалась отталкиванием ногами от земли.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Дом в декаду | ТМ 1939-01

Вл. ДЛУГАЧ и Як. ШУР Перед вами прекрасное четырехэтажное здание новой школы. Трудно поверить, что это огромное строение возведено в декад...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.