Н. Вейгелин
Вопрос, поставленный в заглавии надо несколько уточнить и разъяснить: может ли человек добиться механического полета (т. е. без помощи легких газов — на аппарате, более тяжелом, чем воздух), пользуясь при этом только той физической энергией, которой располагает он сам?
Летать, как птицы, — эта мечта с незапамятных времен неотступно занимала человеческие умы. В многочисленных попытках такого рода люди обычно брали за прообраз прирожденных жителей поднебесья — птиц. Приведенные здесь рисунки показывают некоторые из тех конструкций крыльев, которые сочинялись, а частично и испытывались на практике изобретателями всех времен. Нечего и говорить, однако, что все такие попытки неизменно кончались неудачей, до наших дней обычный птичий способ летания на машущих крыльях остается для человека недостижимым, даже в том случае, если для этой цели применять вместо мускульной силы механическую работу моторов. Крылья самолетов не гребут и не взмахивают в воздухе. Аэропланные крылья в их рабочем положении неподвижны: они скользят; планируют, обеспечивая себе устойчивость в воздухе за счет циркуляций воздуха, разницы в давлениях под крылом и над крылом. И мы хорошо знаем, что в зависимости от размеров крыльев и от мощности моторов, впряженных в эти крылья, современные самолеты могут поднимать грузы весом до нескольких десятков тонн (до 2,5 тыс. пудов).
Старинная карикатура на изобретателя полета на собственных мускулах. Крыльчатые весла приводятся в действие и руками и ногами |
Та мощность, которую способен развивать человек в течение длительного срока, определяется обычно в пределах от 0,1 до 0,3 л. с. Однако нетрудно подсчитать, что в течение коротких периодов времени человек способен проявить силу своих мускулов значительно более интенсивно. Человек, весящий 75 кг, взбегающий вверх по лестнице со скоростью в 1,5 м в секунду (что вполне возможно), проделывает работу, равную 1,5 л. с. По исследованиям, проделанным одним берлинским врачом, выясняется даже, что хорошо натренированные спортсмены могут развивать мощность много большую. Так велосипедисты на гонках, особенно перед финишем, работают с затратой энергии до 2—2,5 л. с. А легкие атлеты при состязании в беге на короткой дистанции в 200 м развивают даже до 7 л. с., правда, в течение срока, исчисляемого в пределах 10-12 сек.
Одна из попыток лететь на „птичьих крыльях". Немецкий рисунок 1877 года |
Посмотрим, как обстоит дело в аэроплане. Еще в 1922—1923 гг. на практике облетывались аэропланы с моторчиками мощностью от 2 до 4—6 л. с. Но они оказались очень непрактичными: во-первых, вследствие крайне слабых летных качеств, а во-вторых, из-за больших—по необходимости—размеров (при малой скорости нужна большая несущая поверхность, т. е. больший размах). Установилось даже мнение, что наименьшая мощность для аэроплана лежит около 12—15 л. с. В последние годы благодаря успехам в летании и в строительстве безмоторных самолетов (так называемых планеров), достигнутых главным образом за счет снижения лобового сопротивления (лучшая обтекаемость всей машины в целом и отдельных частях) и применения новых материалов, более прочных и более легковесных, появились мнения о возможности построения аэроплана обычного типа с мотором в 2—3 л. с.
Эскиз летательных машин Леонардо-да-Винчи— гениального художника, писателя и техника конца XV века |
Интересное решение этой проблемы предлагается одним немецким конструктором, работающим в области летания „на мускулах” с 1919 г. Он исходит из той мысли, что применение пропеллера, вращаемого мускульной силой, невыгодно, потому что такой винт создает лишь тягу, но не подъем, а тяга имеет свое предельное значение в связи с необходимостью развивать известную скорость, нужную для поддержания в воздухе. Поэтому автор предлагает решение, среднее между аэропланным и птичьим, а именно, сохранив аэропланные крылья (для висения), заменить винт машущими крылышками (для тяги и для подъема). Такое решение задачи дается кстати и самой природой: вспомним жуков, у которых жесткие крылья, распластанные неподвижно, несут как в аэроплане, а легкие крылышки машут с большой частотой (подобно крыльям мелких птиц).
Крыльчатый снаряд английского изобретателя XVII века. Это предложение испытывалось с большими надеждами на успех |
Таким образом осуществление полета на мускулах оказывается совсем не безнадежным — во всяком случае для развитых мускулов тренированного человека и по началу на короткие время.
Практическая: летная работа может производиться по известной формуле пионера авиации Ферберга: шаг за, шагом, прыжок за прыжок, взлет за взлетом.
Наши мускулы достаточно сильны для того, чтобы при современных условиях позволить человеку совершать полеты, хотя бы в ограниченных пределах. Надо лишь забыть о слепом подражании природе и настойчиво работать над задачей полного освоения всех достижений в маломощном самолетостроении и в безмоторном парении.
Комментариев нет:
Отправить комментарий