Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

19 апреля 2025

Волго-Дон будет построен | ТМ 1939-12

Волго-Дон будет построен
Двадцать один год тому назад, в самый разгар гражданской войны, когда на юге России решалась судьба завоеваний Октябрьской революции, небольшая группа изыскателей проводила исследовательские работы в глухих степях между Волгой и Доном. Они изучали возможность соединения обеих рек. Положение молодой Советской республики было критическим. Требовалось огромное напряжение сил, чтобы сломить и уничтожить врага. Однако этого не понимали близорукие инженеры-изыскатели, всячески пытавшиеся освободиться от мобилизации на фронт. На своё заявление они получили краткий, но исчерпывающий ответ руководителей обороны Царицына — товарищей Сталина и Ворошилова: «Канал пророем после утопления кадетов в Волге и Дону».

Прошло два десятилетия. Решением XVIII съезда большевистской партии строительство канала Волга—Дон включено в план третьей сталинской пятилетки. В резолюции съезда по докладу товарища Молотова указано: «В третьем пятилетии разработать схему комплексной реконструкции рек: Волги, Дона и Днепра, подготовить мероприятия по поддержанию уровня Каспийского моря и приступить к строительству Волго-Донского соединения».

*

На Дону, у хутора Кумовского, в 20 километрах ниже г. Калача, будет построена плотина. Уровень воды Дона поднимется на 36 метров, образуя огромное водохранилище, площадью в 3600 квадратных метров и ёмкостью в 56 млрд. кубических метров.

Перед вами рельефная карта трассы будущего канала. Восточное ответвление Донского водохранилища подходит к водоразделу. Затем следуют канал, небольшое Солянское водохранилище и Сарпинское водохранилище, соединённое с Волгой. Для того чтобы попасть из Волги в Дон, нужно проплыть по каналу и водохранилищам 110 километров и миновать двенадцать шлюзов.

Однако проект Волго-Дона не исчерпывается соединением двух рек. Проект предусматривает реконструкцию нижнего течения Дона, превращение его в глубоководную магистраль, соединяющую Волгу через канал с Азовским морем.

Создание Волго-Дон-Азовской магистрали потребует громадного объёма работ. Должно быть вынуто свыше 400 млн. кубических метров земли и уложено 6,9 млн. кубических метров бетона. Это почти вдвое больше, чем на строительстве канала Москва—Волга.

Вход в один из шлюзов канала.
Вход в один из шлюзов канала.

Общий вид проектируемой Кумовской плотины на Дону.
Общий вид проектируемой Кумовской плотины на Дону.

Волго-Дон — это не только искусственный глубоководный путь из Волги в Азовское и Чёрное моря. Строительство Волго-Дона преследует ряд других задач крупнейшего государственного значения. Волго-Дон даст громадное количество электрической энергии. Три гидроэлектростанции у водохранилищ — Донского, Солянского и Сарпинского — будут иметь общую мощность в 500—550 тыс. киловатт. Кроме того, мощность шести электростанций нижнего Дона составит 80 млн. киловатт. Канал Волга—Дон полностью разрешит проблему орошения засушливых районов Калмыкской республики и даст дешёвую воду для Сталинградского промышленного района. Кроме того, переброска воды из Дона в Волгу повысит уровень Каспийского моря.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Коньки | ТМ 1940-02/03

Фотоочерк Н. ПАШИНА Один миллион двести шестьдесят тысяч пар коньков в год изготовляет механический завод Болшевского комбината спортивного ...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.