Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

28 января 2025

Акваплан | ТМ 1939-09

Акваплан
П. ЛЕОНТЬЕВ, Фото Н. ПАШИНА

Что-то непонятное, к чему ещё недостаточно привык глаз, с невероятной скоростью проносится мимо вас по водной глади реки. Это «что-то» — скутер. С огромной скоростью несётся он по реке, обгоняя другие суда, лавируя между ними, поражая крутизной своих виражей. Глаз еле успевает следить за стремительным движением скользящего по воде судёнышка.

Но самое удивительное вы видите позади скутера. На некотором расстоянии от его, стоя во весь рост на воде, вслед за скутером несётся человек. Ловкий эквилибрист, умудряющийся сохранять равновесие в этом стремительном скользящем полете по водной поверхности, стоит на акваплане.

Но что же такое скутер, что такое акваплан и как осуществляется это удивительное водное путешествие?

Скутер (глиссер) — это маленькое судно, длина которого не превышает 3,5 метра, а ширина — 1,5 метра. Высота бортов — всего только 60 сантиметров, а иногда даже ещё меньше. Скутеры строят двух типов — с плоским днищем и днищем, на котором делают уступ (редан). На корме скутера за бортом подвешен небольшой лодочный мотор. Во время движения скутер не разрезает воду, а скользит по ней — глиссирует.

При определённой скорости скутер выходит из воды и начинает скользить по поверхности. У большинства скутеров этот переход сопровождается временным подъёмом носовой части до 50°; затем скорость резко увеличивается, и судно принимает нормальное положение. Этот момент называется выходом на редан. Скорость скутера доходит до 40—50 километров в час.

У пристани. Следа — испытание мотора. Справа — мотор заведен, скутер отчаливает.
У пристани. Следа — испытание мотора. Справа — мотор заведен, скутер отчаливает.

*

Акваплан представляет собой прямоугольный щит из гладко выструганных досок или сделанный из фанеры поплавок, напоминающий собой часть крыла планера или самолёта. Размеры поплавка — 100×80 сантиметров.

К передней части акваплана прикрепляются вожжи, образующие замкнутую петлю. При скольжении по воде аквапланист, стоя на щитке, держится за эти вожжи. Кроме того, к поплавку на оттяжках привязан трос (верёвка) длиной в 10—16 метров. За этот трос скутер или моторная лодка и тащит акваплан.

Набрав значительную скорость, скутер выходит на редан и начинает скольжение, идя по прямой или виражу со скоростью 40—45 километров. Человек, стоящий на поплавке, держится за короткие вожжи.

Скутер выходит на редан. Он вырывается из воды и начинает скользить по поверхности. Нос резко поднят вверх.
Скутер выходит на редан. Он вырывается из воды и начинает скользить по поверхности. Нос резко поднят вверх.

Техника аквапланизма основана на законах гидродинамики. Плоская пластинка, поставленная под определённым углом к поверхности воды, при известной скорости приобретает подъёмную силу и начинает глиссировать. Наивыгоднейший угол глиссирования для акваплана равен 10—12°. Увеличение угла вызывает большое сопротивление, и акваплан начинает тормозить движение скутера или моторной лодки.

*

Акваплан обладает очень небольшой плавучестью. Начальная скорость движения, при которой глиссирующий акваплан может поддерживать стоящего на нем человека, должна быть не меньше 12—15 километров в час. Следовательно, выход (подъем на ноги) аквапланиста производится только в тот момент, когда скутер или моторная лодка набрала достаточную скорость.

В начале движения аквапланист держится не за вожжи, а за борта поплавка, около его передней кромки. Грудь при этом находится на конечной части акваплана, а ноги в воде. Затем, подтягиваясь на руках, человек встаёт на колени, а потом на ноги, держась все ещё за борта.

На тренировке. Скутер начинает развивать скорость, но она еще недостаточна, чтобы акваплан выдержал человека. Аквапланист держится руками за борти акваплана около передней кромки. Грудь лежит на конечной части акваплана, ноги — в воде.
На тренировке. Скутер начинает развивать скорость, но она еще недостаточна, чтобы акваплан выдержал человека. Аквапланист держится руками за борти акваплана около передней кромки. Грудь лежит на конечной части акваплана, ноги — в воде.

Вожжи берутся в руки только в тот момент, когда аквапланист твёрдо стал на ноги и нашёл равновесие. Выпрямившись, он скользит на акваплане по прямой. Но вот поплавок начинает делать вираж. Аквапланист даёт крен во внутреннюю сторону поворота, строго придерживаясь кильватерной волны скутера или моторной лодки, не заходя ни за внешнюю, ни за внутреннюю волну.

Если акваплан вынесет за внешнюю волну, аквапланист под влиянием центробежной силы теряет управление. Когда поворот сделан очень близко к берегу, то акваплан может быть выброшен на сушу.

При выносе же акваплана за внутреннюю волну аквапланист движется почти наперерез скутеру или моторной лодке. Трос ослабевает, и аквапланист теряет устойчивость. При дальнейшем движении скутера или моторной лодки трос вновь резко натягивается, и поплавок как бы выдёргивается из-под ног аквапланиста. В этот момент очень трудно удержать равновесие, и в большинстве таких случаев дело кончается падением в воду.

Глаз с трудом успевает следить за стремительным движением скутера. Легкое суденышко свободно скользит по водной глади. Кругом разносится стук мотора. Аквапланист приподымается с колен (1).
Глаз с трудом успевает следить за стремительным движением скутера. Легкое суденышко свободно скользит по водной глади. Кругом разносится стук мотора. Аквапланист приподымается с колен (1).

Скутер набирает скорость. Держась за вожжи, аквапланист выпрямляется (2).
Скутер набирает скорость. Держась за вожжи, аквапланист выпрямляется (2).

Полный ход. Аквапланист стоит во весь рост (3).
Полный ход. Аквапланист стоит во весь рост (3).

Скутер делает крутой вираж (4). Аквапланист применяет все свое искусство, чтобы следовать за скутером в кильватерной волне, сохраняя равновесие.
Скутер делает крутой вираж (4). Аквапланист применяет все свое искусство, чтобы следовать за скутером в кильватерной волне, сохраняя равновесие.

Научившись хорошо и уверенно держаться на акваплане, можно перейти к более сложным упражнениям. Хорошие аквапланисты делают повороты, сходные с поворотами на лыжах при крутых спусках с гор. Они могут скользить вдвоём на одном акваплане и даже проделывать фигуры партерной гимнастики.

На Москва-реке можно часто наблюдать, как рабочая молодёжь, юноши и девушки, члены Центрального водно-моторного клуба имени П. И. Баранова, демонстрируют своё искусство хождения на акваплане.

Аквапланизм — новый красивый и увлекательный вид водного спорта. Он требует умения плавать, хорошей физической тренировки и воспитывает в молодёжи ловкость, смелость и отвагу.

Вода — родная стихия аквапланиста. Он должен хорошо прыгать и хорошо плавать.
Вода — родная стихия аквапланиста. Он должен хорошо прыгать и хорошо плавать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Друг и учитель молодёжи | ТМ 1939-12

21 декабря текущего года исполняется 60 лет со дня рождения великого вождя трудящегося человечества, любимого друга и мудрого учителя советс...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.