Л. НИКОЛАЕВ
Почти 75 лет назад в пригороде Москвы, Петровском-Разумовском, состоялось торжественное открытие Земледельческой и лесной академии. Появление во второй половине XIX в. Высшего сельскохозяйственного училища в огромной стране, где преобладало сельское хозяйство, было весьма запоздалым.
В то время как на Западе агротехнические науки достигли значительных успехов, русские помещики вели хозяйство по старинке, хищнически истощая землю. Недаром знаменитый немецкий химик Юстус Либих писал одному из профессоров Петровско-Разумовской академии: «Русское землевладельческое дворянство должно понять, что ему необходимо запастись агрономическими знаниями, если оно не хочет идти навстречу верной гибели».
Но «золотая» дворянская молодёжь считала ниже своего достоинства учиться в «мужицкой академии». В «Петровку» шли люди главным образом из среды разночинной интеллигенции. Это студенчество, сравнительно демократическое по своему составу, было проникнуто революционными настроениями, что немало тревожило царских чиновников. В 1893 г. академия «по высочайшему повелению» была закрыта.
А через год вместо неё открылся Сельскохозяйственный институт. В результате проведённой реорганизации за бортом осталась наиболее «неблагонадёжная» часть студенчества. Были «упразднены» и некоторые науки, например, агрохимия и физиология растений, т. е. как раз те науки, на которых строилось передовое земледелие. Работавший в этой области знаменитый учёный-революционер К. А. Тимирязев оказался вне стен института. В тяжёлых условиях продолжали работу оставшиеся профессора. Опекаемая царскими чиновниками, «Петровка» влачила до революции жалкое существование.
Всесоюзная сельскохозяйственная академия, носящая славное имя Тимирязева, мало чем напоминает старую «Петровку». Сейчас это крупнейший центр сельскохозяйственной науки, где учебная работа по созданию высококвалифицированных кадров для социалистического земледелия тесно переплетается с практической и научно-исследовательской деятельностью на полях, в лабораториях и кабинетах. В академии насчитывается сорок восемь кафедр. Среди профессорско-преподавательского состава «Тимирязевки» есть немало виднейших учёных, пользующихся мировой славой. Академия гордится именами В. Р. Вильямса, Д. Н. Прянишникова, И. А. Каблукова и других выдающихся и передовых учёных. Десять академиков, пятьдесят два профессора, восемьдесят один доцент, сто семнадцать ассистентов и преподавателей — таков командный состав Тимирязевки.
Не менее примечателен и состав студенчества. На пяти факультетах академии обучается две тысячи двести студентов, съехавшихся со всех уголков Советской страны. Здесь можно встретить представителей сорока четырёх национальностей. В числе студентов есть знатные люди нашей родины, передовики социалистического сельского хозяйства. Многие из них награждены орденами и являются избранниками народа — депутатами Верховного Совета. Таковы известные всей стране комбайнёры К. А. Борин, А. И. Оськин, трактористки П. И. Ковардак, В. М. Бахолдина и многие другие. Они пришли в Тимирязевку, чтобы подкрепить теорией свою богатую стахановскую практику.
*
Владения академии — её многочисленные корпуса, опытные поля, питомники, парк — раскинулись на огромной территории в 600 гектаров. Вплотную к центральному шоссе, пересекающему Тимирязевку, примыкает величавый сосновый бор. На лесных участках высокой стеной встали старые вязы, клёны, тополи, а в питомниках геометрически правильными линиями разбегаются во все стороны тоненькие прутки молодых деревьев.
В питомниках академии можно увидеть и растущие новые лубяные культуры. На переднем плане — кенаф. В глубине — канатник и южная конопля. |
В дендрологическом саду, одном из лучших в Союзе, собрана богатейшая коллекция деревьев. Здесь растут представители древесной флоры Кавказа, Сибири, Дальневосточного края, Северной Америки, Японии, Китая, Балканских стран.
В Тимирязевке не знают термина «негодная земля». Здесь в каждом уголке что-нибудь растёт, зреет, развивается. Здесь земля всегда родит. На опытных полях и в лабораториях будущие агрономы учатся подчинять природу нуждам народного хозяйства, учатся получать высокие урожаи на любой земле и при любых метеорологических условиях. Постоянный опыт, смелые научные дерзания, непрерывная и планомерная исследовательская деятельность, глубокое изучение стахановской практики — такова основа всей учебной работы Тимирязевки.
На опытном участке полевой станции. Новый сорт пшеницы. |
Тимирязевская академия включена в число участников Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Многочисленные гости, съехавшиеся со всех концов страны, будут с интересом знакомиться с образцовым опытным хозяйством академии, её лабораториями, кафедрами.
*
В одном из обширных корпусов, выстроенных после революции, разместилась кафедра почвоведения. Ею заведует выдающийся учёный, академик В. Р. Вильямс, творец науки о почве.
При кафедре находится музей, богатейший в мире по своим экспонатам. Здесь собрано до 20 тыс. образцов различных почв. Кафедра располагает ценнейшей библиотекой, где собрана литература по вопросам почвоведения. Эта библиотека принесена в дар В. Р. Вильямсом. В многочисленных прекрасно оборудованных лабораториях с утра до ночи кипит учебная и научная работа.
В одной из аудиторий преподаватель излагает студентам основы учения Вильямса. На столе — два стеклянных цилиндра, которые наполовину заполнены пахотной землёй. В одном цилиндре находится земля, взятая с поля, засеянного многолетними травами — клевером, тимофеевкой и др. В другом цилиндре — «старопашка», т. е. земля, взятая с пашни, засеваемой из года в год однолетними культурами. Рассматривая эти образцы, студенты замечают, что почва в первом цилиндре имеет рыхлое мелкокомковатое строение. Старопашка же представляет собой бесструктурную, плотно слежавшуюся массу.
Преподаватель наливает в оба цилиндра равные количества воды. В одном случае влага быстро, как бы жадно впитывается почвой, не размывая её, а во втором цилиндре держится на поверхности, просачиваясь внутрь очень медленно и незаметно.
Прочная комковатая структура почвы является одним из основных условий высокого урожая. Такая почва полностью поглощает атмосферные осадки, длительно сохраняет их, снабжает этой влагой растения. Поэтому на структурных почвах даже в засушливых районах, где выпадает мало осадков, влаги может хватить для высокого урожая. Кроме того, между комочками структурной почвы остаётся воздух, что обеспечивает жизнедеятельность так называемых аэробных бактерий. Они ведут в почве большую полезную работу, разлагая органические вещества на составные части и облегчая растениям усвоение питательных веществ.
В бесструктурных распылённых почвах влага движется по тончайшим порам — капиллярам. Если выпадает много осадков, то, не успевая просочиться по капиллярам, вода растекается по склонам в овраги, реки, смывая с поверхности почвы питательные вещества, и лишь немного осадков входит в почву. А когда земля нагревается солнцем, то поглощённая влага поднимается вверх по капиллярным каналам и быстро испаряется. Поэтому даже при частых дождях растения на бесструктурной почве страдают от недостатка влаги. Неблагоприятны здесь условия для жизнедеятельности аэробных бактерий: если капилляры заполнены водой, то бактериям не хватает воздуха; если же вода из почвы испаряется, им не хватает влаги.
Как же быть с такими почвами? Можно ли их сделать структурными? Академиком Вильямсом эта проблема решена. Он установил, что если на бесструктурной почве высеять смесь многолетних трав, то через два года почва приобретает прочную мелкокомковатую структуру. Корни этих трав, проникая в почву, разделяют её на мелкие комочки и «цементируют» их своими органическими веществами. На такой почве можно в течение 5—7 лет получать высокие урожаи однолетних культур — пшеницы, проса, свёклы и др. За это время почва утрачивает структурное строение, и поэтому необходимо снова высевать многолетние травы.
Учение Вильямса легло в основу построения травопольных севооборотов в нашем социалистическом земледелии.
Почвоведение составляет один из главных разделов агрономического образования. Другой её важнейший раздел — агрохимия. Кафедрой агрохимии руководит академик Д. Н. Прянишников.
В лаборатории агрохимии на рабочих столах расставлены батареи разнообразной посуды, сложные химические приборы, аппаратура. У колеблющихся синеватым пламенем газовых горелок — склонённые фигуры студентов. Лица их внимательны, напряжены. Работа требует вдумчивого, серьёзного отношения.
Агрохимия — увлекательная наука. Здесь огромное поле деятельности для творческой инициативы. Чтобы правильно применять удобрения, надо хорошо знать, каких питательных веществ не хватает данной почве и каковы потребности возделываемых на ней растений. Но этого мало: следует определить, когда и сколько удобрений нужно вносить в почву, чтобы установить такой режим питания, при котором растение даёт высокий урожай.
Тщательно, глубоко изучается в Тимирязевке то новое, что вносит в науку об удобрениях стахановская практика. Стахановцы полей, применив дробное внесение удобрений и так называемую подкормку, опровергли устаревшие нормы. Они открыли новую страницу в агрохимической науке. Стахановские методы использования удобрений дают огромные, невиданные ранее урожаи на полях колхозов и совхозов.
*
Тенистая вязовая аллея ведёт к корпусу № 15. В этом корпусе расположились обширные лаборатории кафедры механизации. Они выглядят несколько необычно: вместе с учебными столами в лабораториях разместились разнообразные сельскохозяйственные машины — молотилки и жнейки, сеялки, культиваторы и даже огромные комбайны. Одни машины представлены здесь в своём рабочем виде, их рабочие органы приводятся в движение от электропривода; другие даны в разрезе, так что студенты могут наглядно ознакомиться с их внутренним устройством. Все это — машины, которые производятся советскими заводами и работают на колхозных полях.
На этих машинах передовики сельского хозяйства показывают рекордную производительность. Их опыт всесторонне изучается на кафедре механизации. Здесь же ведётся огромная научно-исследовательская и конструкторская работа, в которую вовлечены не только научные сотрудники, но и студенты. Так, например, студент С. В. Пьянов изобрёл оригинальную сеялку. Эта сеялка сажает семена в шахматном порядке. Каждому зёрнышку отводится вполне определённая площадь, достаточная для его свободного развития. Благодаря этому на одной и той же площади можно вырастить гораздо больше растений, чем при обычном, рядовом способе посева.
Студент П. А. Козловский разработал в дополнение к комбайну конструкцию уловителя половы (мякины), идущей на корм скоту. До сих пор эта полова при работе комбайна пускалась на ветер.
Комсомолец В. А. Коробов, недавно окончивший академию, теперь заведует тракторным разделом кафедры. Он ведёт преподавательскую и научную работу. Им разработана конструкция шатунного подшипника для тракторного двигателя. Этот подшипник намного удлиняет срок работы двигателя.
*
Лаборатории кафедры механизации расположены в первом этаже корпуса, а в просторных коридорах третьего этажа раскинулся своеобразный сад. Здесь бесчисленные кадки, ящики и цветочные горшки с причудливыми растениями. Вот из одного сосуда чуть ли не наполовину вылезла огромная брюква с маленькими, едва заметными сверху листочками. А рядом — другая брюква, у которой, наоборот, буйно разрослась зелёная часть, но совсем не виден корнеплод, сидящий в земле. Из соседнего ящика высоко поднялась кукуруза, почти достигая потолка...
Этот замечательный сад представляет собой опытный музей кафедры растениеводства, которой руководит академик И. В. Якушкин.
На полях академии выращиваются специальные сорта подсолнуха, идущие для силосования. Высота подсолнуха достигает трех метров. |
Растениеводство — наука о воспитании растений. Это наука о том, как победить засуху, как продвинуть земледелие на север, как выращивать растения в разнообразных природных условиях нашей необъятной родины.
Лаборатории кафедры растениеводства располагают огромным количеством систематизированных гербариев, различных таблиц и натурных экспонатов. В этих лабораториях студенты имеют возможность производить самые разнообразные сельскохозяйственные анализы: ботанический, химический, контрольно-семенной и др. Здесь созданы все условия, чтобы каждый студент стал высококвалифицированным руководителем социалистического земледелия.
*
В академии имени Тимирязева готовят не только агрономов, но и специалистов по животноводству — зоотехников.
На зоотехническом факультете изучаются такие интереснейшие науки, как выведение новых высокопродуктивных пород скота, организация стада, организация кормовой базы и многое другое. Кафедры этого факультета возглавляются крупнейшими учёными-академиками Н. М. Кулагиным, А. В. Леонтовичем, Е. Ф. Лискуном.
Для практических работ в распоряжении студентов имеется большой учебно-опытный совхоз. Здесь же ведётся научно-исследовательская работа. На учебном молочном заводе академии студенты проходят практику по технологии молока и молоковедению.
К. А. Тимирязев придавал огромное значение опыту в сельском хозяйстве. Великий учёный любил приводить слова французского химика Бусенго, предлагавшего почаще «спрашивать мнение самого растения». Именно для таких «разговоров с растениями» в академии существуют многочисленные питомники, вегетационные домики, опытные станции, сады, поля. Здесь студенты под руководством преподавателей ведут интересную, захватывающую работу. В теплицах овощеводов круглый год выращиваются овощи. Так, например, урожай сочных, красных помидоров был снят... 23 февраля.
Такое «чудо» оказалось возможным благодаря тому, что искусственно были созданы все условия, необходимые для развития растений. В теплицах строго поддерживался тепловой режим; мощные электрические лампы заменяли солнце; в почву вносились специальные удобрения. И даже воздух теплиц насыщался углекислым газом.
Вегетационный домик кафедры физиологии растений. Доцент И. В. Федоров проверяет практические работы студентов. |
С наступлением весны начинается страда на опытной полевой станции. Здесь перекрещивается тематика семи кафедр — растениеводства, агрохимии, почвоведения, земледелия, селекции и семеноводства, механизации, защиты растений от с.-х. вредителей. Практическая работа студентов на полевой станции как бы цементирует их знания, полученные за зиму. Здесь же они приобретают навыки научно-исследовательской работы.
На полевой станции представлены семь различных севооборотов. Обращаясь к табличным надписям, которые имеются на каждой опытной делянке, можно узнать, какие растения предшествовали основным культурам севооборота — пшенице и ржи. А правильный выбор предшественника играет большую роль в сельском хозяйстве.
Когда начинается цветение растений, на полях станции появляются селекционеры. Путём подбора и скрещивания подходящих родительских пар они создают новые виды растений, которые наследуют от своих родителей их наиболее ценные свойства. Так переделывается природа.
С помощью пинцета зерно вынимается из колоса для исследования. |
На полях станции можно наблюдать работу опрыскивательных аппаратов, напоминающих по своему устройству гидропульты, с помощью которых красят стены домов. В лёгкие переносные бачки, наполненные жидким химическим составом, нагнетается воздух, и мельчайшие брызги ядов оседают на растениях, уничтожая вредных насекомых — злейших врагов сельского хозяйства.
Не страшна полям Тимирязевки и засуха. Здесь над землёй протянуты водопроводные трубы, которые держатся на особых подставках. Стены этих труб, подобно решету, усеяны множеством отверстий. Вода, подаваемая под сильным напором, разбрызгивается от труб широкой полосой в стороны.
Искусственное дождевание сахарной свеклы. |
Наступает период уборки. Многочисленные и разнообразные образцы семян, колосьев и растений изучаются в лабораториях академических кафедр.
*
Академия имени Тимирязева тысячами нитей связана с колхозами, совхозами и отдельными лицами, начиная от пионеров-школьников и кончая старыми мастерами-опытниками. Тимирязевка — шеф колхозов Московской области. Около пятидесяти опорных пунктов организовано академией на местах. Они часто посещаются работниками Тимирязевки. Там читаются для колхозников лекции, проводятся научные опыты, внедряются передовые приёмы современной агротехники.
Комсомольская организация академии много работает над повышением качества учёбы и вовлечением студентов в научную работу. Свыше семисот студентов занимаются в тридцати шести научно-исследовательских кружках. Есть немало студентов, которые уже опубликовали свои научные работы в печати. Недавно по инициативе комсомольских организаций была проведена конференция молодых учёных-выпускников и студентов — членов научных кружков. На конференции с интересными докладами выступили комсомольцы тт. Шахпоронов, Русаков, Иоаннесян и др. Научные работы этих товарищей были отмечены специальным жюри похвальными грамотами.
Так в Тимирязевке воспитывается новый тип инженера, агронома, зоотехника — специалистов, которые уже со студенческой скамьи приучаются к тому, чтобы переделывать и приспособлять природу в интересах социалистического общества.
Комментариев нет:
Отправить комментарий