С. ГЛЯЗЕР
На десятки тысяч километром протянулись морские рубежи Страны Советов. Моря и океаны мира бороздят советские корабли.
Могучий советский Военно-Морской флот имеет свою славную, героическую историю. Советские моряки, да и весь советский народ, справедливо гордятся славной историей русского флота. На протяжении тысячелетнего своего существования русский флот не раз одерживал блестящие победы.
Русские люди были одними из первых мореходов в Европе. Даже такие классические мореплаватели, как англичане, признают, что первый флот был русским. Выдающийся английский морской писатель Ф. Джейн начинает книгу «Русский флот в прошлом, настоящем и будущем» следующими строками:
«Русский флот, который обыкновенно считают сравнительно поздним учреждением, основанным Петром Великим, имеет в действительности большие права на древность, чем флот британский. За столетие до того, как Альфред построил британские корабли, русские суда сражались в отчаянных морских боях. Тысячу лет тому назад первейшими моряками своего времени были они, русские. Этот флот умер, это правда, — он нашёл свой конец в полнейшем уничтожении. Но народ, которому он принадлежал, бессмертен. И до наших дней путь к Востоку и даже к Дальнему Востоку лежит по трассе, проложенной древними русскими судами».
![]() |
Русский воин-гребец. (Со старинного рисунка.) |
Сильной морской державой Русь стала не сразу. В IX в. знаменитый торговый путь «из варяг в греки» был той главной артерией, вдоль которой произошло расселение славян. Этот Великий водный путь вёл из Балтийского моря в Чёрное. Из Невы через Ладожское озеро, реку Волхов, озеро Ильмень, реку Ловать шли ладьи отважных мореходов. Отсюда суда перетаскивались волоком к верховьям Днепра. По Днепру они спускались к Чёрному морю. Этот извилистый путь пересекал всю страну с севера на юг. Не менее важным был путь из Балтийского моря в Каспийское, по которому суда плыли на Восток — в Среднюю Азию и Иран.
*
Тысячу лет тому назад Киевское государство объединило множество разрозненных славянских племён и княжеств, превратившись в одно из сильнейших и обширнейших государств Европы. Карл Маркс в своей работе «Секретная дипломатия XVIII столетия», изданной в 1890 г. в Лондоне, писал:
«Старинные карты России, будучи раскрыты перед нами, обнаруживают, что эта страна некогда обладала в Европе даже большими размерами, нежели те, которыми она может похвалиться ныне. её непрерывное возрастание с IX по XI столетие отмечают с тревогой. Нам указывают на Олега, бросившего против Византии 88 тыс. человек и продиктовавшего, укрепив свой щит в качестве трофея на воротах этой столицы, позорные для достоинства Восточной Римской империи условия мира. Нам указывают также на Игоря, сделавшего Византию своей данницей, и на Святослава, похвалявшегося: «Греки доставляют мне золото, драгоценные ткани, фрукты и вина; Венгрия снабжает скотом и конями; из России я получаю мёд, воск, меха и людей», и, наконец, на Владимира, завоевавшего Крым и Ливонию, и принудившего греческого императора отдать ему дочь, подобно тому как это сделал Наполеон с германским императором».
Киев был колыбелью политического могущества всего русского народа. Ко двору киевского князя стремились многие европейские короли и императоры. Каждый из них оспаривал право на близость к русскому князю. Каждый из них считал за честь породниться с ним.
Эти связи говорят о могуществе князей «империи Рюриковичей», как называл Маркс русское государство IX—XII вв.
*
Первые же страницы истории русского народа открываются морскими походами. История сохранила, к сожалению, мало подробностей об устройстве судов. Русские летописцы сообщают, что на каждой ладье киевского князя Олега помещалось по сорок человек. Греческий император Константин Багрянородный в своих записках отмечает, что на семи судах Олега, отправившихся вместе с греческим флотом в Италию, было 415 «руссов» — по шестьдесят человек на каждой ладье.
Русский летописец Нестор называет суда киевской флотилии то кораблями, то ладьями. О разнице между ними он не говорит. В одном только случае, где речь идёт о походе киевского князя Игоря против греков в 941 г., Нестор упоминает о «скедиях». «Скедия» — греческое слово. Так в Византии называли суда, построенные на скорую руку.
![]() |
Русские ладьи IX—XI вв. в походе. (Рисунок из греческой летописи.) |
Кроме больших судов, у «руссов» было много лодок, выдолбленных из цельного дерева. В некоторых из них лишь днище было сплошным, а борта делались из досок, которые приколачивали или пришивали. Отсюда и название отдельных судов — «набойники» и «шитики». Доски пришивались к днищу ивовыми ветвями. На севере иногда для той же цели пользовались корнями можжевельника.
В Киевской Руси суда делились на ладьи — заморские, или набойные, — струги и челны. Набойными, или заморскими, назывались такие суда, у которых доски на бортах прибивались по краям одна на другую, как это делается и в наше время. Струги были килевые или плоскодонные и служили главным образом для речного плавания. Ладьи обычно были без палуб. Но бывали и исключения. В летописи, рассказывающей о нападении в 1169 г. суздальского князя Андрея Боголюбского на Киев, упоминается о ладьях с палубами, под которыми скрывались гребцы. Эти палубы служили также помостом для вооружённых воинов, метавших в неприятеля копья и стрелы. Суда эти имели по большому веслу у кормы и носа. Это давало им возможность двигаться в узких местах вперёд и назад, не поворачиваясь.
![]() |
Челн. (Рисунки из русского букваря XVII в.) |
![]() |
Ладья. (Рисунки из русского букваря XVII в.) |
Первые русские мореплаватели прославились своими походами на Византию. Они прокладывали сюда торговый путь и завоёвывали право свободно плавать в Чёрном море. Летописцы зафиксировали девять таких походов. Первый из них был совершён киевскими князьями Аскольдом и Диром в 866 г. Византийцы начали притеснять русских купцов. Аскольд и Дир двинули тогда свои дружины на Царьград — столицу Византии. Русская флотилия состояла из двухсот с лишним ладей и имела все возможности захватить город. На несчастье, в море поднялась буря. Аскольд и Дир вынуждены были повернуть обратно.
Выдающийся русский художник XVII в. Симон Ушаков нарисовал картину этого похода, которая сохранилась до нашего времени.
![]() |
Первый поход киевских князей Аскольда и Дира на Царьград в 866 г. (Рисунок известного русского художника XVII в. Симона Ушакова.) |
Аскольд и Дир не смутились своей неудачей. В следующем, 867 г. они повторили поход. Византийский император, встревоженный многочисленностью русских судов, первый предложил мир и огромную дань золотом, серебром и шёлковыми тканями.
Третий поход на Византию совершил киевский князь Олег в 907 г. В этом походе участвовала и конница, которую Олег отправил сухим путём. Пехота же двинулась морем на флотилии, состоявшей из 2 тыс. судов. Греки, узнав о приближении флотилии Олега, заградили константинопольскую гавань бонами — брёвнами, связанными цепями или верёвками. Такой способ защиты гаваней от неприятельских вторжений часто применялся в древности. Но Олег нашёл средство, как обойти это препятствие: по его приказу русские воины поставили свои ладьи на катки и перетащили их в гавань по берегу.
Византийский император никак не ожидал этого и вынужден был просить мира. В виде контрибуции он должен был выдать на каждое русское судно по 12 гривен, т. е. по 12 слитков серебра. Сверх того, Олег получил огромную сумму на содержание княжеских воевод в Киеве, Чернигове, Полоцке и других русских городах.
Победа Олега над византийским императором — эта яркая страница русской истории — вдохновила Пушкина. Он написал своё известное стихотворение «Олегов щит»:
...Пришла славянская дружина
И развила победы стяг,
Тогда во славу Руси ратной
Ты пригвоздил свой щит булатный
На цареградских воротах.
Четвёртый и пятый походы на Византию, в 941 и 944 гг., совершил князь Игорь. Правители византийских колоний в Крыму панически доносили Царьграду, что «русские корабли без числа покрыли собою море».
В результате этих походов Игоря был заключён новый договор с Византией, обеспечивающий русским судам свободное плавание в Чёрном море и беспрепятственную торговлю с Византией.
Шестой и седьмой походы предпринял киевский князь Святослав в 967 и 970 гг., а восьмой — князь Владимир. Владимир направил свои войска на греческие колонии в Крыму и захватил их.
Последний, девятый, морской поход на Византию русские проделали при Ярославе Мудром, в 1043 г. Ярослав отправил к Царьграду флотилию под предводительством своего сына Владимира, бывшего в то время удельным новгородским князем.
Византийский император Константин Мономах отправил навстречу русской флотилии послов с письмом. Владимир отказался их принять. Тогда по приказу византийского императора на русских напали три галеры и зажгли «греческий огонь». Считалось, что ничто не может соперничать с ним в морском сражении. «Греческий огонь» выбрасывался в бочонках при помощи метательных снарядов — баллист — в самую середину неприятельского флота. Попадая на суда или в воду, бочонки взрывались. Пламя охватывало все с невероятной быстротой. Воды этот огонь не боялся.
По-видимому, «греческий огонь» представлял собой пылающую смесь нефти и каких-то зажигательных материалов.
В недавно опубликованных «Хронологических выписках» К. Маркса об этом походе говорится: «1043 поход русского великого князя Ярослава I на Константинополь водой по Днепру и оттуда берегом Чёрного моря на небольших судах... Ярослав потерпел неудачу в водах Босфора от наступивших осенних бурь, от греческого огня и от опытности византийцев в морском деле».
Ладьи Ярослава вынуждены были сняться с якоря и уйти из царьградской гавани в открытое море. В погоню за ними был отправлен весь наличный флот Византии. У северных берегов Чёрного моря сын Ярослава Владимир внезапно атаковал ночью все двадцать четыре византийские галеры. В отчаянной рукопашной схватке русские одержали победу. Византийский адмирал был убит, и Владимир, захватив все галеры в плен, привёл их в Киев.
Этим закончился последний отмеченный в летописи морской поход на Византию.
*
Морские походы русского флота не ограничивались одним лишь Черным морем. Не раз видели русские корабли и Средиземное море. В 960—964 гг. русские мореходы участвовали в покорении Крита, в завоевании острова Сицилия и в военных действиях в Сирии.
Иранские историки рассказывают, что русские в 880 и 910 гг. совершали походы в Каспийское море.
В 914 г. пятьсот судов с русскими моряками спустились по Волге в Каспийское море и возвели укрепление на острове, лежащем против города Баку. В 944 г., одновременно со вторым византийским походом Игоря, русские отряды, разбив неприятеля, заняли город Берда на берегу Каспийского моря. Сейчас этот город уже не существует, на его месте остались одни развалины.
Когда 30-тысячное войско азербайджанского правителя попыталось напасть на русских, то получило сильнейший отпор. Однако русские не могли надолго закрепиться в прикаспийских землях из-за непривычного для них климата, вызывавшего среди воинов болезни.
В Балтийском море отважные новгородцы не раз отражали морские набеги шведов. В 1142 и 1164 гг. шведы, напавшие на русские земли, были разгромлены. В ответ на, набеги шведов русские суда в 1187 г. подошли к городу Ситгуну и разрушили его до основания. Позже на этом месте вырос новый город, Стокгольм, ставший столицей Швеции. В знак своей победы над захватчиками-шведами новгородцы сняли в ситгунском храме двустворчатые медные врата, увезли их и установили в новгородском Софийском соборе.
Новгородцы плавали и по Белому, и по Северному полярному морям. Раньше всех европейских народов мореходы-новгородцы проникли в страны, скованные вечными льдами.
Все это было тысячу лет тому назад. Позже Киевское государство из-за раздоров между князьями распалось на отдельные феодальные княжества. Татары воспользовались междоусобицами и в 1237 г. захватили Русь. Почти двести лет держали они страну под своим игом. Но, с укреплением национального самосознания русского народа, Русь снова начала отвоёвывать морские берега, принадлежавшие ей спокон веку.
В «Секретной дипломатии» Маркс писал: «Ни одна великая нация никогда не существовала и не могла существовать в таком удалённом от морей положении, в каком находилось первоначально государство Петра Великого».
Со времён Петра Первого русский флот вписал в историю нашей страны немало славных страниц. Он одержал блестящую победу над шведами в Гангутском бою и над турками под Синопом. Беззаветную отвагу и доблесть проявили русские моряки при обороне Севастополя. Мужественно бились они с врагами под Цусимой.
Советские моряки сумеют поддержать лучшие традиции русского военно-морского флота и вписать в историю новые славные боевые страницы, если придётся столкнуться с врагом.
Вымпелы советских боевых кораблей развеваются во всех морях, омывающих берега советской земли. И если враг посягнёт на морские рубежи нашей родины, Красный Военно-Морской флот, вооружённый по последнему слову техники, сильный мужеством и революционной отвагой своих моряков, покажет, на что способен народ, ещё тысячу лет назад побеждавший врагов на море.
Комментариев нет:
Отправить комментарий