Инж. М. ФРИШМАН
По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной дороги Акмолинск—Карталы. Тысячи юношей и девушек едут и работают на строительстве «магистрали юности». В журнале «Техника — молодёжи» будет помещено несколько писем специального корреспондента журнала, посланного на трассу будущего пути. Ниже мы помещаем первое письмо, в котором рассказывается о новой дороге.
Велика и богата Казахская советская республика. По своей территории она почти равна Европе. На громадном протяжении раскинулась бескрайная степная равнина. Колышется ветром седой ковыль, и высоко в небе парят остроглазые степные орлы.
Пустынные в прошлом просторы Казахстана осваиваются большевиками.
Ещё в середине XIX в. были найдены залежи угля вблизи Караганды. Но только после Великой социалистической революции началось настоящее исследование этого месторождения. Запасы угля здесь определяются сейчас астрономической цифрой в 52 млрд. тонн. Из года в год растёт добыча угля в Караганде: в 1930 г. она составила 12 тыс. тонн, в 1933 г. — уже 1130 тыс. тонн, в 1937 г. достигла 3940 тыс. тонн. В 1942 г. по плану намечено довести добычу карагандинского угля до 8 млн. тонн.
В постановлении ЦК ВКП(б) от 15 августа 1931 г. было записано: «Географическое положение Карагандинского бассейна, наличие громадных запасов углей, их коксуемость, благоприятный характер залегания углей требуют скорейшего создания на базе угольных месторождений Караганды третьей мощной угольной базы СССР». Это решение партии проводится ныне в жизнь.
Кто же является основным потребителем карагандинского угля? Это прежде всего металлургические предприятия Южного Урала.
Магнитогорск и Орско-Халиловский промышленный узел могут получать уголь либо из Кузнецкого бассейна, либо из Караганды. Взгляните на карту, и вы увидите, что от Караганды до Южного Урала, расстояние в два раза меньше, чем от Кузнецкого бассейна. Однако, вглядевшись внимательно в тонкие извилистые линии железных дорог на карте, вы заметите, что карагандинский уголь доставляется в Магнитогорск не по кратчайшему направлению, а кружным путём — через Петропавловск. Эшелонам с углём приходится подниматься далеко на север, и лишь затем они круто поворачивают на запад, к Магнитогорску.
Для того чтобы уголь Караганды получил прямой выход к металлургическим заводам Южного Урала, необходима новая железная дорога. Эта дорога строится сейчас между Акмолинском и Карталами. Новая железнодорожная линия сократит путь карагандинского угля до Магнитогорска на 500 километров. Однако экономическое значение строящейся магистрали далеко не исчерпывается только этим. Линия Акмолинск—Карталы явится в дальнейшем составной частью южносибирской магистрали Магнитогорск—Сталинск—Тайшет. Эта магистраль будет новым мощным звеном связи с восточными районами Советского Союза.
Новая железная дорога прорежет необъятные пустынные степи Казахстана. Она пройдёт через сердце самых далёких районов Кустанайской, Северо-Казахстанской, Карагандинской и Павлодарской областей. Железнодорожная магистраль создаст условия для ещё большего расцвета социалистической культуры в этих отдалённых районах и поставит на службу народного хозяйства страны новые огромные ресурсы: уголь Максимовского месторождения и Экибастуза, медь Боцекуля, золото Майкаина, сурьму Тургая, лесные богатства Сандыктау и т. д.
К далекому ровному горизонту убегает прорезанная ножевыми грейдерами дорога. День и ночь идет вперед путеукладчик через степь, укладывая стальной путь. |
Южнее Караганды на карте синеет знаменитое озеро Балхаш. Здесь находятся крупнейшие в СССР заводы медной металлургии — Прибалхашский и Джезказганский. Продукция этих заводов — медные чушки — будет транспортироваться по новой железной дороге к предприятиям-потребителям.
*
Трасса магистрали, начинаясь у Акмолинска, пролегает по ровной степи. Будущая линия встретит на своём пути Ишим, Тобол, Тургай и другие реки и несколько озёр. Равнинная местность делает излишним сооружение глубоких выемок, рельсовый путь будет пролегать преимущественно по невысокой земляной насыпи.
Строителям предстоит выполнить 13779 тыс. кубометров земляных работ. Чтобы читатель мог нагляднее представить себе значение этой цифры, укажем, что для перевозки такого громадного количества земли потребовалось бы одновременно 11 млн. трёхтонных автомашин.
Через реки, которые встречаются на пути, будет перекинуто 7 крупных железобетонных мостов, 10 средних и 80 малых. Кроме того, под насыпью предстоит уложить 211 железобетонных труб для стока воды.
Все работы здесь осуществляются по методам и принципам скоростного строительства. Это означает сочетание высокой техники с точнейшей, продуманной организацией работ.
Рельсовый путь от Акмолинска до Карталов длиной в 804 километра укладывается одновременно с двух сторон. Эту работу выполняют путеукладочные машины системы инженера Платова. Два путеукладочных городка на колёсах движутся день и ночь навстречу друг другу. Местом их встречи назначена река Ишим, пересекающая приблизительно середину трассы. Обе укладочные бригады соревнуются между собой. Инженеры и рабочие полны горячего желания победить в этом соревновании и, перешагнув через реку Ишим, захватить часть «чужой» территории.
Сейчас путеукладчики ушли далеко от Акмолинска и Карталов. Уже достигнуты места, где должны строиться будущие станции. Всего на создаваемой линии запроектировано 16 станций и 35 разъездов.
Готовое звено рельсового пути сейчас опустится на землю. Его быстро свяжут с последним звеном уложенного пути, и путеукладчик передвинется вперед. Для этого нужно всего полторы минуты. |
В голой бескрайной степи виден путь из новеньких рельсов, уложенных на свежих шпалах. В некоторых местах рельсовый путь раздваивается, образуя разъезд. Близ разъезда стоят два маленьких товарных вагона: один из них — контора станции, другой — жилище обслуживающего персонала. Вдаль, к горизонту, убегает ровный ряд столбов телефонной связи. Две проволоки спускаются со столба к вагону-конторе. По ним осуществляется вся связь «станции» с внешним миром.
Так выглядит эта станция сейчас. Но пройдёт ещё немного времени, и вместо скромного вагона появятся красивые станционные постройки. Вырастет пристанционный посёлок. Он будет развиваться и разрастаться, и, кто знает, может быть здесь, у маленькой станции Сарыадар, со временем будет целый город, социалистический город в степи.
Множество так называемых малых искусственных сооружений — труб и мостиков — также будет строиться скоростными методами. Специальные заводы изготовят отдельные железобетонные блоки мостиков и труб. Эти готовые детали будут доставляться к месту работ. Рабочие в два-три дня смогут собрать целое сооружение.
Сильное впечатление производят машины, помогающие быстро сооружать земляное полотно. Для этого служат экскаваторы разных типов и совершенно новая машина — грейдер-элеватор. До тысячи кубических метров грунта укладывают в насыпь за смену мощные экскаваторы типа «драглайн». Производительность грейдеров-элеваторов вдвое выше.
*
Вся трасса от Акмолинска до Карталов разбита на отдельные строительные участки. Возведение земляного полотна и постройка искусственных сооружений ведутся сразу на всех участках. В далёкую пустынную степь непрерывно бегут тяжело нагруженные автомашины. Они везут людей, механизмы, строительные материалы, продовольствие и другие грузы. Вдоль трассы будущей железной дороги на фоне бескрайной степи выделяются маленькие городки белых палаток. Во многих местах видны уже куски готовой насыпи. Иногда эта насыпь, вполне законченная, тянется на 10— 20 километров. Там, где она обрывается, работают землекопы и грабари, грохочут экскаваторы и грейдеры-элеваторы.
В местах, где трасса пересекает степные реки, сейчас строятся из тёса рабочие городки. Скоро по берегам рек будут выситься береговые устои, а затем через воду перекинутся мосты.
*
ЦК ВЛКСМ одобрил инициативу комсомольцев Полтавского строительного участка о постройке дороги Акмолинск—Картады силами молодёжи. Ленинский комсомол взял шефство над этой важной стройкой третьей сталинской пятилетки. Тысячи комсомольцев со всего Союза приехали строить сталинскую «магистраль юности». 10 тыс. комсомольцев прислал на стройку лишь один Центральный комитет комсомола Казахстана. Из Омска, Бердянска, Москвы, Алма-Аты прибыла сюда советская молодёжь, полная горячего желания участвовать в замечательной стройке. В грохоте машин, в рокоте моторов, в ударе молотков рождается новая магистраль, создаваемая руками молодых энтузиастов, великих патриотов социалистической родины.
Здесь, на стройке, воспитываются совершенно новые люди. Многие приехавшие сюда юноши и девушки меняют свою профессию. Вот крепко завинчивает гайки, соединяя стальные рельсы, загорелая Ксения Гапоненко. Она приехала из Бердянска, где работала парикмахером. Рядом с ней работает её подруга, маленькая Люба Токовенко, служившая ранее чертёжницей. Комсомольская бригада девушек соревнуется с мужской бригадой и очень часто оставляет её далеко позади. Весёлый «кранооператор» т. Каплин, работающий на укладке пути, приехал на стройку из Калуги, где был артистом местного театра.
На путесборочных базах в Акмолинске и Карталах делают готовый рельсовый путь. Молодой костыльщик казах Игимбаев Самембай пользуется славой одного из лучших стахановцев. |
На стройку приехало немало молодых инженеров, только что защитивших дипломные проекты. Мост через реку Джаман-Кайракты строит молодой инженер т. Рвачёв, недавно окончивший Московский институт инженеров транспорта. Он уже проявил себя хорошим организатором работ. К нему приходят перенимать опыт другие инженеры. Молодой специалист т. Салий, назначенный прорабом 5-го участка, быстро вошёл в курс сложного дела и уверенно руководит стройкой.
*
Молодые строители работают дружно и слаженно, соревнуясь друг с другом. Впервые в истории для такой большой железной дороги установлен срок постройки в один год.
Там, где передвигались только на верблюдах, теперь строится железная дорога. 5—6 километров готового пути укладывает в день замечательная машина инж. Платова. |
Строители дали обязательство пропустить первый поезд по новой магистрали к XXII годовщине Великой Октябрьской социалистической революции.
Комментариев нет:
Отправить комментарий