Л. НИКОЛАЕВ
В гидротурбинном цехе Ленинградского завода имени Сталина резко звонит сигнальный колокол мощного портального крана. Над головами плывёт огромная стальная отливка. Она подвешена на металлических тросах в руку толщиной. Тросы натянуты, как струны.
Эта громада весом в 70 тонн представляет собой одну из наиболее ответственных деталей водяной турбины Каплана — корпус втулки её рабочего колеса. Размеры этой детали поражают даже опытный глаз турбинщика. Ведь у самых больших турбин этого типа, изготовленных заводом для Иваньковской ГЭС, диаметр рабочего колеса не превышал 5 метров, а в новой турбине он будет почти в два раза больше и дойдёт до 9 метров. На площади каждой из его четырёх двадцати тонных лопастей, сделанных из нержавеющей стали, свободно уставится большой лимузин «ЗИС».
Тяжело покачиваясь, необычайная отливка опускается на широкую сборочную плиту. Человек с ведёрком красной краски выводит на отливке пылающую надпись: «Большая Волга». Такие же надписи видны на многих деталях, лежащих в этом цехе. Все они необычны и отличаются своей величиной и весом. Вот, например, законченный сборкой золотник рабочего колеса этой же турбины. Он имеет 620 деталей и весит 20 тонн. Направляющий подшипник турбинного вала весит 45 тонн. Сам вал — грандиозная стальная поковка, обработанная с высокой точностью, — имеет в диаметре более 12 метров и весит 50 тонн. Вот на огромной сборочной плите лежит собранное из восьми сегментов верхнее кольцо направляющего аппарата. Его диаметр — 14 метров. Если поставить кольцо вертикально и прислонить к высокому дому, то оно достигнет уровня пятого этажа. Немногим уступает ему нижнее кольцо того же аппарата, весящее 50 тонн и напоминающее своей величиной барьер циркового манежа.
Все эти детали принадлежат турбинам, которые завод имени Сталина изготовляет для Угличской и Рыбинской гидростанций, первенцев грандиозных сооружений Большой Волги. Мощность первой станции рассчитана на 110 тыс. киловатт, а второй — на 330 тыс. киловатт. Обе они будут давать стране ежегодно один миллиард триста миллионов киловатт-часов дешёвой энергии. После Днепрогэса Рыбинская станция будет второй по мощности в Европе.
![]() |
Сравнительная величина рабочих колес турбин типа Каплан, изготовленных в нашем Союзе для различных гидростанций (⌀ — диаметр в миллиметрах). |
Как известно, подпор воды у плотин на Большой Волге будет не очень большим. Например, у Рыбинской плотины он будет колебаться от 11 до 18 метров, значительно уступая днепровскому, где подпор воды доходит до 30—35 метров. Для работы в таких условиях был выбран один из самых экономичных, но в то же время и самых сложных типов турбин — турбина Каплана, обладающая высоким коэффициентом полезного действия. Всего их завод имени Сталина должен изготовить 8 штук.
Мировое турбостроение не знает машин этого типа с мощностью более чем 44 тыс. киловатт, так как попытки увеличивать их мощность влекли за собой потерю коэффициента полезного действия. Однако талантливый коллектив завода имени Сталина разрешил сложнейшую задачу. На заводе был разработан проект турбин Каплана, которые могут давать мощность до 70 тыс. киловатт без снижения коэффициента полезного действия. Эти единственные в мире гидротурбины будут весить 1340 тонн каждая.
![]() |
Сравнительная величина рабочих колес крупнейших в мире гидротурбин типа Каплан. |
*
Изготовление новых турбин потребовало решительного изменения привычных методов производства. Многие детали не помещались на существующих разметочных плитах; сборочные площадки оказались тесными; недостаточной оказалась подъёмная сила стотонных кранов; огромные размеры колец направляющего аппарата потребовали чудовищных размеров измерительного инструмента...
![]() |
Разрез одной из турбин, изготовляемых заводом имени Сталина для Рыбинской и Угличской гидростанций. |
Не задерживая хода работ, нужно было перестраиваться, приобретать новое оборудование, изобретать, создавать заново приспособления, проводить разнообразные исследования. Каждый день приносил новые технические трудности. То тут, то там останавливалось движение по цехам какой-нибудь детали. И тогда ломался общий график, задерживалась сборка, создавались пробки и «пики», дезорганизующие производство.
Но над почётным заказом для Большой Волги принял шефство заводской комсомол. Задача была поставлена чётко: турбины должны быть построены в максимально короткие сроки и отлично. Во всех цехах завода, связанных с изготовлением гигантских турбин, комсомольская организация образовала контрольные посты. Участие в этих комсомольских постах является почётной обязанностью. В них входят лучшие молодые производственники, наиболее энергичные комсомольцы.
Турбина собирается частями, и готовность каждой из них определяется своевременной подачей на сборку составляющих её деталей. Каждую такую деталь комсомольские посты взяли на строгий учёт. Они зорко следят за её движением по отдельным станкам и операциям.
Каждую смену пройдённый путь детали отмечается на огромных контрольных досках, установленных на видном месте. Свою главную задачу посты видят не в том, чтобы устранять различные неполадки и срывы, не в том, чтобы ликвидировать уже образовавшийся затор, а в том, чтобы предупредить заранее всякую возможность таких срывов и заторов. Таким образом, комсомольские посты как бы расчищают путь для всех деталей, устраняют все препятствия для их движения по графику. Вот, например, обработка какой-нибудь детали заканчивается на сверлильном станке; затем она должна поступить на станок, где производится расточка. Комсомольский пост заранее знакомится, насколько этот станок готов к обработке ответственной детали. И на контрольной доске появляется большая надпись:
«Тов. Можайский! Обратите внимание на пуск станка № 6342. Сроки ремонта вышли».
Это — предупреждение механику, ведающему в цехе ремонтом станков. Одновременно — информация о неполадках начальнику цеха.
Если контрольный пост сам не может устранить опасность срыва, он обращается за помощью в заводскую газету «Сталинец», в центральный заводский штаб шефства над заказом для Большой Волги, в комитет комсомола, к парторгу цеха, в завком.
Центральный штаб шефства следит за деятельностью цеховых постов, координирует и планирует их работу. Он привлекает к обсуждению важных вопросов дирекцию завода, мобилизует внимание общественных организаций, помогает разрешению споров между цехами и отделами, организует массовые мероприятия, направленные к популяризации заказа.
Центральным штабом руководит комсомолец т. Фельд. В недалёком прошлом токарь этого завода, Эммануил Семёнович Фельд закончил в 1935 г. заводский втуз и получил диплом инженера. Участие в разрешении труднейших проблем рыбинского заказа помогло ему проявить свои незаурядные технические и организаторские способности. Его назначили на должность заведующего технологическим бюро гидротурбинного цеха, принявшего на себя после проектировщиков всю тяжесть разработки сложного производственного процесса по изготовлению новых машин. Очутившись на ответственном посту, Фельд не растерялся. Солидный багаж практических знаний, подкреплённых теорией, помогает комсомольцу-инженеру успешно вести новую, ответственную работу.
*
Широкий стол т. Фельда, стоящий в большой комнате технологического бюро, всегда окружён людьми с чертежами и эскизами в руках. Здесь разрешаются все трудности и сомнения, появившиеся в работе технологов. А их немало.,.
Как, например, осуществить нарезку крепёжных отверстий, когда некоторые из них будут достигать диаметра в 150 миллиметров и потребуют невиданных метчиков — до трёх пудов весом? Болты под такие отверстия будут весить 180 килограммов. При старом способе, чтобы завинтить такой болт одному человеку, потребовался бы гигантский ключ длиной в 100 метров. А как быть с токарным инструментом? Ведь диаметры колец направляющего аппарата настолько велики, что обрабатывающие их резцы должны будут за один проход проработать 60 часов. Ни одному резцу, которыми располагает завод, не выдержать такой чудовищной нагрузки!
Волнует технологов и вопрос об измерительном инструменте. Для разметки и проверки некоторых деталей им потребуется восьмиметровая стальная линейка, циркуль с раствором ножек в 7—8 метров, штихмас на 10 метров...
![]() |
Чтобы обработать некоторые детали турбин для Большой Волги, на заводе имени Сталина был смонтирован карусельный токарный станок-уникум с диаметром планшайбы в 14 метров. |
Сотни вопросов в день разрешаются в штабе оперативным путём — быстро, точно и исчерпывающе. Поручая т. Фельду руководство штабом шефства, комитет комсомола предложил ему принять все меры к тому, чтобы сроки изготовления турбин были максимально сокращены. И здесь Фельд, заведующий технологическим бюро, пришёл на помощь Фельду, руководителю штаба.
Сократить срок сдачи турбины — это значит сократить производственный цикл по изготовлению её самых трудоёмких деталей. Задача была дана всем ведущим инженерам технологического бюро. Люди решали её в одиночку, сходились на летучие совещания; они спускались в цехи, ходили там около станков, мерили сборочные площадки, советовались с мастерами, чертили, прикидывали... В результате их работ родился новый график, где срок изготовления турбины с плановых 11 месяцев был снижен до... 4½ месяцев.
Сброшенные месяцы сложились из часов и минут, сэкономленных за счёт целого ряда новых мероприятий, строго продуманных технологами. Прежде всего, по их указанию, проектировщики упростили конструкции наиболее сложных деталей, которые удлиняли весь цикл изготовления машины. По их же требованию, были изготовлены оригинальные приспособления, упрощавшие работу. Так, в помощь сверловщикам явилась специальная машинка, оперирующая «сверхметчиками» при нарезке резьбы. Эта машинка автоматически прерывает подачу метчика, когда он начинает испытывать повышенное сопротивление обрабатываемой детали. Таким образом было устранено «заедание» метчиков, которое вначале весьма тормозило работу. С использованием силы гидронасоса мощностью в 100 атмосфер была сконструирована установка, осуществляющая скрепление друг с другом основных частей турбины: она легко завинчивает гигантские десятипудовые болты. В помощь стотонным кранам, оказавшимся слишком «слабыми» при подъёме тяжёлых деталей, весом в 250— 300 тонн, были применены мощные гидравлические домкраты с центральным управлением.
Точно так же были рационализированы и различные операции. Вращение турбинных лопаток осуществляется с помощью специальных выступов — цапф, входящих в гнезда верхнего и нижнего колец. Для облегчения вращения в гнезда запрессовываются бронзовые втулки. Эти втулки подавались раньше на сборку с большими припусками, поэтому их приходилось подвергать ещё дополнительной обточке, когда они были уже посажены на место — в гнезда.
Технологи завода имени Сталина, учтя свойства металла, точно рассчитали теперь припуск на усадку втулки при запрессовке. Благодаря этому можно было отказаться от лишней операции — расточки 32 пар втулок. Это привело к значительной разгрузке сборочной площадки, освободило рабочую силу и станки, сократило время сборки.
Огромные тяжеловесные детали, одно переворачивание которых отнимает непроизводительно несколько часов, оказалось возможным подвергнуть одновременному действию нескольких операций. И теперь отливка или поковка, являющаяся для окончательной обработки в гидротурбинный цех, «облепляется» здесь со всех сторон станками и людьми. Они работают, не мешая друг другу: с одной стороны идёт сверловка, с другой — расточка; у готовых отверстий стоят слесаря, они прочищают эти отверстия, подгоняют под болты, нарезают резьбу. Время, полагавшееся ранее на одну операцию, используется теперь для десятка других...
Новый стахановский график, разработанный на основе этих усовершенствований, стал основным руководством к действию комсомольской организации завода. И сейчас она успешно борется за его выполнение. Ещё в этом году завод должен выпустить две гидротурбины.
*
Для линии высоковольтных передач Угличской и Рыбинской гидростанций необходимы сверхбыстродействующие импульсные выключатели. Они будут предупреждать аварии на подстанциях и линиях передач путём автоматического выключения участка, подвергшегося короткому замыканию. Это выключение должно происходить со скоростью 0,06 секунды.
Конструкция таких выключателей является последним достижением американской электротехники и держится фирмой «Дженерал Электрик» в строгом секрете. Покупка их за границей обошлась бы стране около 10 млн. руб. золотом. Поэтому правительство решило передать этот заказ советскому заводу.
Ленинградский завод «Электроаппарат» — единственное в Союзе предприятие, выпускающее для новостроек подобную аппаратуру. Этому заводу и было поручено сконструировать и изготовить 20 импульсных выключателей для электросети Большой Волги.
Однако руководство завода встретило сложный заказ весьма «прохладно». Составив план работ, оно тотчас же постаралось забыть о нем, передоверив выполнение второстепенным лицам.
Со всей ответственностью отнеслись к поставленной задаче только конструкторы. Инженерный коллектив в лице тт. Ф. Ф. Бабурского, В. В. Гурввч и Ш. И. Маломед, под руководством молодого инженера В. В. Каплан, не имея перед собой никаких примеров и опыта, разработал в короткий срок два типа выключателей на 220 тыс. вольт. Один был сделан по типу американского выключателя «Горизонтальный-220», а другой — совершенно оригинальной советской конструкции — «Зигзаг-220». Так же энергично работали и конструкторские бригады, детализировавшие проекты и сдавшие рабочие чертежи на 20 дней раньше срока.
Но дальше... дальше чертежи были положены на полку и стали уже покрываться пылью. Можно было думать, что Волгострой решил обойтись без выключателей.
В феврале заводской комитет ВЛКСМ решил проверить положение дел по рыбинскому заказу и принять меры к тому, чтобы в считанные дни, остававшиеся до XVIII съезда ВКП(б), изготовить в подарок ему пробный экземпляр выключателя.
Энергичное расследование комсомольских бригад вскрыло множество фактов разгильдяйства и безответственности, укрывшихся за дремучим лесом «объективных причин».
И вот на заводе начинает выходить большой художественно выполненный, красочный бюллетень. Его выпускает лёгкая кавалерия ВЛКСМ. Каждой объективной причине комсомольцы нашли конкретное имя и фамилию. Острый сатирический рисунок, несколько метких стихотворных строк бичуют разгильдяев и срывщиков ответственного заказа для Большой Волги. Перед читателями проходит печальная галерея больших и малых начальников, по вине которых проекты выключателей были засунуты в «долгий ящик».
![]() |
Красочный бюллетень. На этой странице видны его отдельные листы. Острый сатирический рисунок и меткий стихотворный текст резко бичуют разгильдяев, срывающих выполнение рабочего графика. |
Это было сигналом к общей «атаке». Бригады комсомольцев пошли в кабинеты начальников, в конторки мастеров, в комнаты различных отделов... Они теребили отмахивающихся от них людей, разъясняли, просили, доказывали, требовали, угрожали... и наконец добились того, что заказ для Большой Волги стал делом чести всего завода. Принятое обязательство — построить «Зигзаг-220» к XVIII съезду ВКП(б) — было выполнено с честью. Показывая образцы стахановской работы и непрерывно соревнуясь друг с другом, бригады слесарей «Электроаппарата» закончили к 10 марта монтаж огромного, 9 метров высотой, сооружения. Это был первый пробный выключатель для Большой Волги.
Но затем руководство завода снова попыталось устраниться от ответственности за дальнейшую судьбу заказа. На этот раз выдвигался уже такой «аргумент»: завод не имеет экспериментальной базы для испытания построенных выключателей.
И здесь опять комсомольская организация энергично вмешалась в дело.
Комсомольцы установили тесный контакт с конструкторами завода и повели решительную кампанию за постройку второго варианта выключателя и за скорейшее разрешение вопроса об экспериментальной базе.
Так же, как и на заводе имени Сталина, во всех цехах «Электроаппарата» появились комсомольские контрольные посты, был создан штаб шефства над заказом для Большой Волги. Комсомол «Электроаппарата» принялся за осуществление большой программы действий.
В цехах проводились беседы об общих проблемах Большой Волги и связанных с ними частных задачах, поставленных перед заводом. Комсомольские бригады отправлялись на заводы-поставщики («Изолит» и «Пролетарий»), дававшие недоброкачественные изоляторы и плохой бакелит, били там тревогу, выпускали сатирические «окна», установили живую связь с комсомолом этих предприятий...
На ответственных участках по сборке выключателей были организованы молодёжные бригады. В заводской многотиражке «Электроаппарат» появилась постоянная страничка, посвящённая заказу для Большой Волги. Заводское радио широко оповещает весь инженерный и рабочий коллектив о ходе работ по этому заказу.
Недавно завод получил разрешение построить испытательную станцию-лабораторию. И сейчас комсомол «Электроаппарата» внимательно следит за работой всех организаций, от которых зависит постройка этой экспериментальной базы для новых, сложнейших выключателей.
«Беспокойная» молодёжь «Электроаппарата» твёрдо уверена, что в начале 1940 г. завод начнёт испытания первых советских сверхбыстродействующих выключателей.
Так комсомол ленинградских предприятий осуществляет своё шефство над одним из важнейших строительств третьей пятилетки — Большой Волги.
Комментариев нет:
Отправить комментарий