Полковник И. ПОПОВ
В русско-японскую войну 1904—1905 гг. обе
стороны израсходовали 2,4 млн. артиллерийских снарядов. Летом 1916 г. в
сражении на р. Сомме одна только французская артиллерия за 16 дней произвела
2,5 млн. выстрелов. Если такое количество снарядов выложить в одну линию, то её
длина составит 1250 километров, т. е. расстояние, большее, чем от Москвы до
Архангельска.
Всего же за четыре года первой
империалистической войны было израсходовано 1200 млн. снарядов — в 500 раз
больше, чем в русско-японскую войну.
Однако снаряды и пушки составляли только часть
военной техники (и не самую значительную), которой обладали воюющие державы.
Помимо артиллерии, в их распоряжении были винтовки, пулемёты, бронепоезда,
крейсеры, подводные лодки, самолёты, отравляющие вещества, танки и многое
другое.
А ведь все это — промышленная продукция, так же, как и шинели, сапоги, противогазы, походные кухни и прочие виды военного снаряжения и обмундирования.
За один час боя 21 августа 1918 г. немецкая артиллерия выпустила столько снарядов, сколько было израсходовано за всю франко-прусскую войну 1870—1871 гг. |
Великие и малые державы воевали не только
своими армиями, но и тылами. Тыл снабжал фронт, и от того, как он его снабжал,
зависел во многом ход боевых операций. Для ведения кровавой бойни — одной из
самых кровопролитных в истории человечества — капитализм мобилизовал новейшие
достижения науки и техники, весь огромный производственный аппарат
промышленности. Первая империалистическая война стоила не только десятков
миллионов убитых и раненых, но и гигантских материальных ценностей.
Обратимся к некоторым примерам.
Один снаряд для 75-миллиметровой пушки весит
всего 5 килограммов. Для производства же его (по немецким данным) требуется:
железной руды — 16 кг; стального лома — 6,5 кг.; известняка — 7 кг; кокса — 6,5
кг; угля — 20,6 кг; пороха и др. — 1 кг. Всего 57,6 кг
Это только для одного снаряда.
Воюющие страны обладали в значительных размерах
тяжёлой артиллерией; но если условно принять, что все 1200 млн. снарядов,
расстрелянных в мировую войну, были 75-миллиметрового калибра, то и в этом
случае расход всех видов сырья составит внушительную цифру — почти 70 млн.
тонн. Понадобилось бы более четырёх миллионов железнодорожных вагонов, чтобы
вместить это несметное количество материалов. Такой поезд мог бы опоясать
земной шар по экватору.
Горы снарядных гильз, собранных после одного из сражений мировой войны. |
Но ещё большее количество сырья было
израсходовано на производство других видов вооружения и боеприпасов. Оно
сыграло исключительную роль в качестве питательной базы войны. Недаром это
сырье, в котором главное место занимают руда, уголь, нефть, называется
стратегическим. Запасы его в значительной мере определяют военную мощь
государства.
Однако стратегическое сырье может «воевать»
только в том случае, когда имеется мощная промышленность, и в первую очередь
металлургия. Металла требовали все отрасли военного дела — вооружение, связь,
транспорт, военно-инженерные работы. За годы первой империалистической войны на
производство снарядов, артиллерии, оружия, колючей проволоки было израсходовано
50 млн. тонн стали. Средний годовой «паек стали» на одного солдата, во всех
видах вооружения и боевых припасов, составлял 2— 3 тонны.
За годы мировой войны было израсходовано значительно больше артиллерийских снарядов, чем за все предшествующие войны, в которых участвовала артиллерия. |
*
Вслед за металлургией крупнейшее военное
значение в мировой войне 1914—1918 гг. приобретает машиностроительная
промышленность, которая превращает бесформенный металл в орудия, пулемёты,
винтовки и пр. Любое оружие является изделием машиностроительной индустрии.
Неудивительно, что в процессе войны производственная база машиностроения
непрерывно росла. В 1914 г. Германия производила ежемесячно 100 орудий. Спустя
два года немецкие пушечные заводы выпускали ежемесячно уже 1500 орудий. То же
самое происходило и в других странах. За один лишь 1917 г. четыре участника
войны — Франция, Англия, Германия, Италия — изготовили более 5 млн. винтовок,
222 тыс. станковых пулемётов, 48 тыс. орудий и 65 тыс. самолётов.
Логика войны заставила обе воюющие стороны не
только резко усиливать производство существующих видов оружия, но и создавать
новые средства борьбы.
Германский империализм, перед которым уже на
второй год войны встал призрак поражения, начинает применять столь коварное
средство, как отравляющие химические вещества. К концу войны немецкая
химическая промышленность выпускала ежемесячно 4 тыс. тонн отравляющих и
дымовых веществ.
Химической продукцией являются и взрывчатые
вещества, производство которых достигло колоссальных размеров. В 1917 г. шесть
наиболее крупных участников войны (Франция, Англия, Германия, Италия, США и
Россия) выработали 777 тыс. тонн пороха. Это груз почти 50 тыс. железнодорожных
вагонов.
Таким образом, четыре отрасли промышленности —
горнорудная, металлургия, машиностроение и химия — были главными поставщиками
первой империалистической войны.
Не стояли в стороне и другие отрасли
промышленности.
Электротехнические предприятия снабжали армию
средствами связи, телефонно-телеграфной аппаратурой, прожекторами,
аккумуляторами, приборами для самолётов, танков, автомобилей.
Промышленность строительных материалов
поставляла горы цемента, гранита, стекла, лесоматериалов, из которых
возводились бесчисленные укрепления, форты, блиндажи, блокгаузы и т. п.
Суконно-текстильная промышленность одевала
многомиллионные армии; кожевенная — обувала их. Чтобы обеспечить двухмиллионную
армию обувью, требуется (по расчётам одного американского военного авторитета)
4,5 млн. воловьих шкур на подошвы и около 4 млн. коровьих шкур на верхние части
ботинок. А ведь в первую империалистическую войну было мобилизовано свыше 67
млн. человек. Если разложить рядом все шкуры, которые потребовались для
снабжения обувью этой грандиозной армии, то получится площадь, значительно
превышающая территорию Англии.
Неумолимый ход войны втягивал в орбиту военной
промышленности самые «мирные» отрасли производства. Заводы пишущих машинок и
часовые фабрики перешли на изготовление дистанционных трубок и точной
авиационной аппаратуры. Сахарные заводы вместо безобидных головок сахара начали
вырабатывать головки для артиллерийских снарядов. Фабрики сапожной мази
занялись изготовлением стальных шлемов. И даже корсетное производство было
приспособлено для выпуска противогазов. В большинстве случаев эти производства
не были предварительно подготовлены для военных нужд. Использовалась главным
образом рабочая сила и помещение, в котором размещалось новое оборудование.
И все же, хотя на войну работали почти все
отрасли промышленности, причём работали с полной нагрузкой и необычайным
напряжением, армии воюющих держав постоянно испытывали нужду в боевом питании и
снаряжении. Все расчёты и предположения генеральных штабов о потребностях армий
в военное время были во много раз превзойдены на практике. Все запасы,
накопленные к началу войны, очень скоро иссякли. Фронт предъявлял к
промышленности все новые и большие требования. Влияние тыла на ход военных
действий непрерывно возрастало. Увеличивалось количество рабочих, занятых в
оборонной промышленности; на каждого бойца на фронте приходилось все больше и
больше рабочих в тылу, особенно по наиболее сложным видам военной техники.
Так, например, во Франции к концу войны насчитывалось
около 12 тыс. орудий. Их обслуживали 250 тыс. артиллеристов. В это же время на
артиллерийских заводах работало 1,7 млн. человек, т. е. на одного артиллериста
приходилось 7 рабочих. А накануне войны считали, что на каждого артиллериста придётся
двое рабочих.
На военных заводах Франции женщины заменяли мужчин. |
Ещё большее расхождение получилось по авиации.
В последний год войны Франция имела 2700 самолётов. Их обслуживали 5 тыс. лётчиков.
А в авиационной промышленности было занято 180 тыс. человек. На одного ленчика
приходилось 36 рабочих.
*
Если промышленность сыграла такую
исключительную роль в первой империалистической войне, то ещё более возросло её
значение к настоящему времени, когда «уже второй год идёт новая
империалистическая война» (И. Сталин, Отчётный доклад на XVIII съезде ВКП(б).
За истекшие 25 лет техническое оснащение армий
весьма усилилось и количественно, и качественно. Новые виды вооружения, рождённые
во время первой империалистической войны, — авиация и танки — стали теперь
массовыми средствами борьбы. Мир вооружается поистине бешеными темпами.
Особенно лихорадочную деятельность проявляют страны-агрессоры, развёртывающие
новую мировую бойню. Фашистские государства Италия и Германия уже сейчас
«...перевели своё народное хозяйство на рельсы военной экономики, ухлопав на
это дело свои запасы сырья и валюты...» (И. Сталин, Отчётный доклад на XVIII
съезде ВКП(б).
В этих странах военные отрасли промышленности
работают с полной производственной мощностью.
Готовясь к «большой войне», капиталистические
государства стремятся обеспечить себя стратегическим сырьём, особенно нефтью,
без которой немыслимы массовые действия авиации, танков, автотранспорта.
А каковы потребности современных армий в
металле?
Военные авторитеты Западной Европы и Америки
сходятся на том, что в современных войнах армия численностью в миллион человек
будет расходовать ежемесячно не менее 300 тыс. тонн железа и стали. Известный
американский экономист Брукс Эмени полагает, что крупному государству в
оборонительной войне потребуется не менее 15 млн. тонн стали в год, а при
наступательной войне — 40 млн, тонн стали.
Все эти предположения более чем скромны. Подсчёты
более близкие к истине приводит орган французского военного министерства «Франс
Милитер» в статье «О будущей войне». Для постройки одних только заграждений из
колючей проволоки на германской укреплённой линии «Зигфрида» (по р. Рейн на
франко-немецкой границе) потребуется во время войны ежегодно расходовать 8—9
млн. тонн стали.
Но, помимо сухопутной армии, крупным
потребителем металла является военно-морской флот. Об «аппетитах» этого
потребителя можно судить по следующему примеру: на строительство французского
парохода «Нормандия» было израсходовано почти 44 тыс. тонн металла, а
сооружаемый в Америке пароход «Янки Клиппер» потребует 70 тыс. тонн металла. Но
ведь это «мирные» пароходы, предназначенные для перевозки пассажиров.
Естественно, что крупный боевой корабль, оснащённый мощной броней и богатой
артиллерией, пожирает гораздо больше металла. Неудивительно, что
капиталистический мир, объятый пламенем второй империалистической войны,
судорожно стремится поднять выплавку черных и цветных металлов.
Ещё большее военное значение, чем в первой
империалистической войне, приобретает сейчас машиностроение. Изготовление
технических средств борьбы — дело чрезвычайно сложное, требующее большой
точности. Интересные данные, характеризующие сложность производства современной
боевой техники, были приведены на заседании военной комиссии Конгресса США.
Список потребностей армии в современной войне содержит 35 тыс. различных
наименований, причём эти 35 тыс. предметов состоят из 700 тыс. отдельных
деталей. Обычный ружейный патрон состоит из 4 частей, дистанционная трубка — из
46 деталей, винтовка содержит 106 частей, а станковый пулемёт — 408. Но все это
не идёт ни в какое сравнение с такими изделиями, как, например, двигатели и самолёты.
Автомобильный мотор содержит 1700 деталей, авиационный двигатель (по английским
данным) состоит из 11 тыс. отдельных частей, а бомбардировочный самолёт (без
моторов) собирается из 77 тыс. частей.
Сложность производства современной военной
техники приводит к большим затратам рабочей силы. По немецким данным, на
изготовление станкового пулемёта расходуется 1700 рабочих часов, производство
75-миллиметровой пушки требует 12 тыс. часов, а на постройку среднего
бомбардировочного самолёта необходимо затратить 40 тыс. часов.
Один из крупных чиновников польского военного
министерства подсчитал, что для снабжения современной пехотной дивизии всеми
видами боевого питания промышленные рабочие должны ежемесячно отрабатывать не
менее 1,5 млн. человеко-часов. Это завод, насчитывающий примерно 20 тыс.
рабочих.
К тому же производство современных средств
войны требует рабочих высокой квалификации. Об этом можно судить хотя бы по
тому, что при изготовлении дистанционных трубок для снарядов, патронов и
револьверов необходима точность в 0,05 миллиметра, а при изготовлении пулемёта
— в пять раз большая.
Учитывая огромное военное значение
машиностроительной индустрии, капиталистические страны оказывают ей особое
покровительство. В первую очередь это относится к авиационной промышленности,
автомобильной и судостроению. В Германии насчитывается 40 самолётостроительных
и 20 авиамоторных заводов. Годовая мощность всех этих предприятий составляет 16
тыс. самолётов. Япония может выпустить за год 6 тыс. авиамашин. Крупной
авиационной промышленностью обладают и другие капиталистические страны. В США
насчитывается 80 авиационных заводов. В Польше 7 авиационных заводов могут
выпускать при полной загрузке 1400 самолётов в год.
Моторизация и механизация армий заставляют
капиталистические страны стремительно развивать автомобилестроение. В
результате автомобильный парк, например, Германии достиг к 1938 г. 1,7 млн.
единиц, а в Англии — 2,6 млн. единиц.
Агрессивные государства развёртывают бешеными
темпами химическую промышленность, намечая в будущих сражениях широкое
применение отравляющих веществ. По сведениям иностранной печати, немецкая
химическая промышленность может вырабатывать ежемесячно 30—35 тыс. тонн
отравляющих веществ. Это в 7—8 раз больше, чем в последний год войны 1914— 1918
гг.
Расширяя свою военнопромышленную базу,
фашистские агрессоры одновременно стремятся ослабить и подорвать промышленность
своих вероятных противников, не останавливаясь ни перед какими средствами. Об
этом говорят мерзкие дела троцкистско-бухаринской шайки вредителей, диверсантов
и убийц, выполнявших гнусные задания фашистских разведок и пытавшихся подорвать
крепость нашей социалистической промышленности.
Могучая и непобедимая Красная армия опирается
на первоклассную социалистическую промышленность, созданную за две сталинские
пятилетки.
Эта промышленность обеспечивает нашу армию и флот всем необходимым, чтобы ответить двойным ударом на удар поджигателей войны.
Комментариев нет:
Отправить комментарий