Помещаемый ниже материал представляет собой ответ на вопрос читателей тт. И. ВАЩЕНКО (Новосибирск) и Я. ОСТРОВСКОГО (Москва).
ФОРМА ПУЛЬ И СНАРЯДОВ
Фюзеляжу самолёта придают обтекаемую форму: он плавно притуплен спереди и суживается сзади. Делается это ради уменьшения лобового сопротивления, которое встречает самолёт при своём движении в воздушной среде. Чем больше скорость полёта, тем сильнее сопротивление воздуха и тем, следовательно, большее значение должна иметь обтекаемая форма частей самолёта.
Почему же подобная форма, характерная для частей самолёта, не придаётся ружейным пулям и артиллерийским снарядам? Ведь они движутся в воздухе гораздо быстрее самого скоростного самолёта. Именно поэтому пули и снаряды делаются заострёнными спереди и притупленными сзади. Закон сопротивления воздуха, который побудил конструкторов выработать для самолётов их характерную обтекаемую форму, имеет силу для скоростей, не превосходящих скорости звука — 330 метров в секунду. Для тел, движущихся в воздухе со скоростью, близкой к звуковой или превышающей её, закон сопротивления иной: поэтому меняется и форма обтекаемости таких тел. Скорость в 330 метров в секунду — это почти 1200 километров в час; такой скоростью пока не обладают даже быстрейшие самолёты; между тем пули и снаряды нередко летят со скоростью, в 2—2,5 раза превышающей звуковую. А при такой скорости форма пуль и снарядов, заострённых спереди и притупленных сзади, наиболее выгодна.
Однако близится время, когда и самолёты будут летать со скоростью звука или даже быстрее. Тогда форма для частей самолёта будет выработана иная, приближающаяся, вероятно, к форме пуль и артиллерийских снарядов. Сейчас ведутся во многих странах соответствующие работы в аэродинамических лабораториях. Для этого сооружаются особые аэродинамические трубы, в которых скорость воздушного потока превышает звуковую. Так, в одной из аэродинамических труб, построенных в США, воздушный поток имеет скорость 380 метров в секунду.
Итак, пулям и снарядам придаётся форма, строго сообразованная с темя условиями воздушного сопротивления, которые имеют место при скоростях их полёта.
Комментариев нет:
Отправить комментарий