Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

07 июня 2024

На берегах Печоры | ТМ 1939-03

На берегах Печоры
«Широко развернуть газификацию всех видов топлива и подземную газификацию углей...»
«Перевести на газогенераторы все машины на лесозаготовках, а также значительную часть тракторного парка сельского хозяйства и автомобильного парка». (Из тезисов доклада товарища МОЛОТОВА наXVIII съезде ВКП(б).

(От специального корреспондента «Техники—молодежи»)

Еще издали можно было заметить огни большого поселка, раскинувшегося на красивых берегах Печоры. Был уже вечер, когда наш глиссер подошел к пристани. Здесь мне предстояло встретиться с редактором местной газеты «Печорский краб».

Не успел я ступить на берег, как меня кто-то тронул за рукав.

— Товарищ Тайгин! — обрадовался я.

Это действительно был он. Мы поздоровались и сели в машину, которая повезла нас по улицам большого поселка.

После неизбежных расспросов о том, что нового в Москве, Тайгин перевел разговор на местные темы. С увлечением рассказывал он о строительстве, которое здесь было в самом разгаре, о росте поселка, о замечательных людях Севера.

Поселок раскинулся очень широко. Всюду радовали глаз красивые дома, ярко освещенные электричеством. Проехали мимо клуба, кинотеатра...

— Вот увидите, — говорил Тайгин, — пройдет два-три года, и здесь будет крупный город с многотысячным населением.

Тайгин был прав. Чувствовалось, что поселок переживает период бурного роста. На каждом шагу были заметны следы стройки.

Здесь жили не только лесорубы. Сравнительно недавно в этих местах появились люди новых профессий, о которых раньше никто не слыхал. Сюда пришли газификаторы, чтобы вызвать к жизни огромные запасы энергии, которые до сих пор лежали нетронутыми в недрах земли...

Машина остановилась у дома Тайгина. Редактор занимал небольшую уютную квартиру. Мне сразу бросилось в глаза обилие всевозможных электрических приборов — свидетельство того, что здесь электроэнергии много и она дешева. Мое предположение оправдалось.

Местная электростанция работает на подземном газе.

За чаем наша беседа продолжалась. Собственно, говорил только Тайгин, а я внимательно его слушал. Живо, горячо рассказывал он о богатствах Севера, о замечательных делах большевиков за годы третьей пятилетки

Около истоков Печоры, у западных склонов Уральских гор, имеются огромные залежи бурого угля. В низовьях реки найден антрацит. Но земля здесь богата не только углем, — есть железо, медь. Эти богатства края раньше не разрабатывались. С далекого юга сюда шли транспорты с нефтью. Тракторы на лесоразработках и автомашины долгое время работали на привозном горючем.

Теперь картина коренным образом меняется. Уже заложено несколько шахт подземной газификации, и высококалорийный газ подается по трубам на местные предприятия. Высокая калорийность газа достигнута благодаря применению кислородного дутья. Новые методы получения кислорода из воздуха позволили широко использовать кислородное дутье для подземной газификации. По своей теплотворной способности (3000 калорий в кубометре) местный подземный газ почти не уступает коксовому и светильному газам. С каждым годом растет число его потребителей. Пароходы, катера (и глиссер, на котором я приехал) уже оборудованы газогенераторными двигателями. Лесопильные, деревообделочные заводы, электростанция почти полностью перешли на подземный газ. Проектируется строительство металлургического комбината, строится завод синтетического топлива. На этом заводе подземный газ будет перерабатываться в жидкое горючее — искусственную нефть. А рядом вырастет крекинг-завод, который будет перерабатывать искусственную нефть в высококачественный бензин, столь необходимый нашей авиации.

Целый переворот вносит подземная газификация и в работу автотранспорта. Тайгин рассказал о газогенераторных тракторах, о грузовых машинах, работающих на сжатом газе. В поселке уже действуют газонаполнительные колонки, где алюминиевые баллоны, обмотанные стальной проволокой, наполняются газом, сжатым до 300 атмосфер. Вес такого баллона не превышает 30 килограммов.

Благодаря такому широкому использованию местных ресурсов топлива автотранспорт развивается необычайно, растет количество дальних грузоперевозок на автомашинах, в тайге прокладываются новые магистрали...

По новым автомагистралям побежали грузовые газогенераторные машины.
По новым автомагистралям побежали грузовые газогенераторные машины.

Тайгин заговорил об использовании природных ресурсов, и я вспомнил о бесчисленных источниках естественного газа, которые за последние годы начали широко эксплуатироваться в разных районах нашей страны. В СССР имеется около 40 месторождений высококалорийного природного газа. Они могут дать нашему хозяйству столько же энергии, сколько 1 млрд. тонн угля. Я вспомнил о миллионах тонн соломы в колхозах и совхозах, которая раньше почти не использовалась. Теперь солома брикетируется и служит прекрасным топливом для газогенераторных тракторов...

Наш разговор затянулся далеко за полночь.

На следующий день мы отправились в небольшое путешествие по тайге. Это была замечательная поездка. Автомобиль, на котором мы ехали, не имел никаких запасов жидкого топлива. И все же мы смело углубились в тайгу. Машина мчалась среди величавого леса.

Стояла холодная осень, но в машине было тепло. Она отапливалась тем же генераторным газом, на котором работал и мотор. Когда Тайгин видел, что топливо на исходе, он останавливал машину и выходил на дорогу. Здесь каждый пень служил «бензиновой колонкой». Собрав или нарубив несколько чурок, Тайгин опускал их в генератор, и мы спокойно ехали дальше. Величественная природа Севера раскрывала перед нами свои необычайные красоты.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Объявление!

Уважаемые читатели данного блога! По причинам от меня не зависящим я пока не имею возможности далее публиковать статьи в данном блоге. Как т...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.