Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

07 июня 2024

Москва—Астрахань | ТМ 1939-03

Москва—Астрахань
«...Реконструировать путь Астрахань—Горький—Рыбинск— Москва с тем, чтобы в конце третьей пятилетки создать глубоководный транзитный путь от Астрахани до Москвы...» (Из тезисов доклада товарища МОЛОТОВА на XVIII съезде ВКП(б).

(О море, которого не было на картах)

Я вышла на палубу теплохода. Была ясная весенняя ночь. Далеко в темноте, на линии горизонта, мерцала яркая цепочка огней уходящего порта.

Дул свежий, ровный ветер. Крупные волны с мерным шумом разбивались о борта теплохода. Слегка покачивало. Ветер, волны, широкий водный простор и даже ровная дрожь теплохода — все это было таким, как если бы мы плыли у черноморских берегов или по Финскому заливу. Не верилось, что мы сейчас в самом центре Союза, в 250 километрах от Москвы, что кругом за горизонтом огромные пространства суши — поля и леса — и что «море», по которому мы плывем, создано человеком.

И все же это было так. Теплоход шел из Москвы в Астрахань. В эту ночь мы проходили Рыбинское водохранилище.

Я вспомнила, как шесть лет назад, когда я была еще студенткой, мы решили на каникулы отправиться в экскурсию из Москвы в Астрахань. Поезд, в вагонах которого было очень жарко и пыльно, доставил нас в Горький. Здесь мы пересели на пароход «Комсомольская правда». Почти две недели мы ехали на нем до Астрахани. Множество мелей и желтых песчаных островов встречалось на нашем пути. То там, то здесь маячили бакены, как бы говоря рулевому: «Осторожно! Не сядь на мель». Но однажды мы все-таки сели на мель. А теперь...

— Что, на волны смотрите? А качает-то, как на Черном море! — услышала я вдруг около себя басистый голос.

Быстро обернувшись, я увидела улыбающегося капитана. Выговор у него был настоящий волжский, да и улыбка тоже — широкая, спокойная. Вдруг мне показалось, что я его уже где-то встречала.

— Угличев!

— Шурина!

Мы узнали друг друга одновременно. Не так уж давно мы учились вместе в школе, были в пионерском отряде, а затем лет на семь потеряли один другого из виду. Сейчас мы наперебой рассказывали друг другу о своей жизни и работе.

— Ты знаешь, у нас здесь за несколько лет так все изменилось, никак привыкнуть не могу, — говорил Угличев. — Вот видишь, навстречу гуськом суда идут — это новые газогенераторные, по двести сорок лошадиных сил каждое. Понимаешь, не нефть и не уголь, а дешевое дерево, чурки — вот их топливо. Очень экономичные машины.

Он помолчал немного. Через минуту я снова услышала его густой, спокойный голос:

— Море сделали. Четыре тысячи сто квадратных километров! Это не шутка, это почти половина Онежского озера. Двадцать пять миллиардов кубометров воды! Знаешь, уровень воды в этом море на восемнадцать метров выше уровня рек, которые протекали здесь несколько лет назад. Теперь они слились в одно сплошное море. Оно тянется на сто тридцать шесть километров. Чуешь, какие волны!

Рыбинское водохранилище — искусственно созданное человеком море — покрыло огромное пространство в 4100 квадратных километров. Пунктиром показано прежнее направление русла рек Волги и Шексны, до постройки плотин у Рыбинска.
Рыбинское водохранилище — искусственно созданное человеком море — покрыло огромное пространство в 4100 квадратных километров. Пунктиром показано прежнее направление русла рек Волги и Шексны, до постройки плотин у Рыбинска.

Угличев продолжал рассказывать, оставив тщетные попытки закурить на ветру:

— Длина волны в этом море достигает двадцати пяти метров, а высота — двух с половиной метров. Наш теплоход имеет в длину семьдесят метров. Это значит, что в ветреную погоду, как сегодня, он умещается на двух волнах и представляет собой как бы балку на двух опорах. Представляешь, какие громадные изгибающие и срезывающие моменты испытывает такое судно! Вот почему теперь по Волге ходят прочные озерные суда, рассчитанные на большие волны. И все же на берегу нашего искусственного моря соорудили два убежища, в которые заходят суда во время особенно сильной качки. Да, совсем не такие суда ходили по Волге несколько лет назад. Вот, например, Мариинская водная система. Реки ее были мелководны, и по ним могли ходить только маленькие речные суда. А как же такому суденышку проплыть через Ладожское или Онежское озеро? Вот и пришлось затратить в свое время немало средств и сил, чтобы прорыть для мелких судов обходные каналы. Ты помнишь, еще в школе нам рассказывали, что Онежский канал имеет в длину пятьдесят семь километров, а Ладожский — сто шестьдесят девять километров. Теперь реконструкция Мариинской системы почти закончена, и по рекам ее будут ходить большие озерные суда. То же самое и здесь, на Волге. Уровень воды на Волге ниже Рыбинска поднялся больше чем на метр, — в самых мелких местах глубина достигает 2,6 метра. Это благодаря землечерпательным работам и сбросу воды из Рыбинского водохранилища.

*

Мы обогнали караван судов, который шел, очевидно, из Карелии. Суда были гружены лесом. Здесь был и строительный лес, и дрова, и стойки, которыми крепят штреки в угольных шахтах.

Заметив, что я внимательно рассматриваю караван, Угличев рассказал мне, что в этом году через Рыбинское водохранилище проходит около 5 млн. тони груза. С севера на Волгу идут различные сорта леса, с юга на север — хлеб, каменный уголь, нефть, металл, соль, химические продукты, различные строительные материалы.

— Вон далеко огоньки Мякса, в вот там Гаютино. Эти пункты стали теперь прибрежными и получили большое транспортное значение. А там вдали мелькают огоньки Пошехоно-Володарска, бывшего знаменитого Пошехонья, о котором писал Салтыков-Щедрин. Мог ли он думать, что этот глухой, медвежий угол окажется на берегу созданного людьми моря, что рядом с ним будет проложен великий водный путь! Но я еще ничего не рассказал тебе о наших плотинах. Около Рыбинска в Волгу впадает река Шексна. На ней построены плотина и гидроэлектростанция мощностью в триста тридцать тысяч киловатт. Станция дает миллиард киловатт-часов энергии в год. Она удовлетворяет, конечно, местные потребности в электроэнергии, но основное ее назначение — освещать Москву. Вот почему станция работает зимой только в ночное время. Это дало возможность выровнять нагрузку тепловых станций Москвы, уничтожить те вечерние «пики», которые возникали от того, что московские станции, дававшие электроэнергию предприятиям, работали также и для освещения столицы. Около Рыбинска расположена и вторая плотина, но уже не на Шексне, а на Волге, в местечке Переборы. Здесь у левого берега находится шлюз. Шлюз этот состоит из двух параллельных ниток. Таким образом, суда могут одновременно проходить и вверх, и вниз по течению. И, наконец, третья плотина стоит в Угличе. Ты ведь знаешь, я родился в этом городе. Но все так изменилось, что я сам не могу узнать родных мест. Там тоже построена большая гидростанция, мощностью в сто десять тысяч киловатт, которая подает электроэнергию в Москву и обслуживает местную промышленность. Подпор воды у Угличской плотины обеспечивает достаточную глубину водного пути до самого Московского моря, откуда начинается канал Москва—Волга. В самых мелких местах глубина превышает пять метров. И подумать только, что раньше здесь было мелкое, местное судоходство!

«Двухпутный» шлюз у Рыбинской плотины.
«Двухпутный» шлюз у Рыбинской плотины.

Небо уже посветлело, звезды исчезали одна за другой, но не хотелось уходить с палубы.

— И знаешь, — заговорил опять Угличев, — ниже Рыбинска вода теперь никогда не замерзает. Это потому, что из водохранилища сбрасываются массы теплой воды. А ведь в нашем «море» вода теплая благодаря его большой глубине. Местное судоходство может действовать здесь круглый год. Представляешь: незамерзающее море, незамерзающая река в снегах севера, в пошехонских и ярославских лесах!..

Угличев вспоминал все новые и новые подробности о своем водном царстве, и я слушала его рассказ, как сказку. Но это была не сказка, а быль, прекрасная действительность третьей сталинской пятилетки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.