(Рассказ об одном полете)
Телефонный звонок дребезжит долго, настойчиво.
— Говорит дежурный Московского аэропорта. Я
высылаю к вам машину. Вылет пассажирского самолета в Одессу в 8.00.
На улице еще темно. Сильная снежная метель, почти буран. У меня закрадывается сомнение: не отменят ли из-за погоды полет? Но в аэропорте сообщают: «Теперь самолеты курсируют в любую погоду. Вылет состоится точно по расписанию».
Дверь захлопывается с легким металлическим
звоном. В кабине сразу становится тихо и уютно. Десять широких и длинных кресел
— справа, десять — слева. Около каждого — небольшое из очень чистого стекла
окно, а под ним откидной столик. Сводчатый высокий потолок. Я еле достаю рукой
до крылышек вентилятора над моим креслом. Потолок и стены обтянуты каким-то
странным материалом: не то кожа под «крокодил», не то линолеум.
Один из пассажиров — мой сосед спереди —
щелкает по стене пальцем и говорит:
— Пластмасса!
Говорит он вполголоса, но его хорошо слышно.
Где-то далеко глухо урчат моторы, свистит ветер. Здесь же, в кабине, очень
тихо. Первое время как-то не верится, что слышишь негромкий человеческий голос,
что можно нормально разговаривать и совсем не надо затыкать уши довольно
противным воском с ватой «мезе».
В передней части кабины распахивается
двустворчатая дверка. Кто-то из экипажа по-хозяйски осматривает всех нас.
— Ну, поехали, товарищи! Обращаю ваше внимание
на этот экран.
Он показывает на небольшой экран над дверцей и
скрывается.
Моторы загудели чуть сильнее и звонче. За
окном поднимается невероятная снежная буря, вихри снега бьются в стекла. Кабина
несколько раз легко вздрагивает. Тело тяжелеет и плотнее прижимается к подушкам
кресла. Мы взлетели. Стрелка часов показывает ровно восемь.
— Доброе утро, товарищи! У нас тепло, советую
снять пальто. Может быть, кто-нибудь хочет есть? В ящике столика — меню. Есть
кофе, какао, чай...
Нет, это не радио! По широкому проходу между
креслами идет девушка-проводник в белом костюме...
— Может быть, вы хотите свежую «Правду» или
«Новый мир»? — продолжает она. — Сегодня мы пойдем вслепую, и, к сожалению, я
не смогу показать панораму Москвы...
Действительно, окна снаружи плотно,
беспросветно закрывает серый туман. Самолет идет в облаках.
Вместе с карточкой меню в ящике столика лежит
маленькая голубая книжка: «Краткий словарь-авиасправочник».
Страница 45 — «Слепой полет»:
«Слепым полетом называется полет в облаках или
тумане, когда летчик ведет самолет только по приборам — компасу, высотомеру,
искусственному горизонту, указателю поворота, — вне видимости земли или неба.
Еще к первому году третьей сталинской
пятилетки многие советские летчики овладели способом слепого самолетовождения.
Теперь в «чистом» виде этот способ применяется сравнительно редко. Все основные
воздушные магистрали и все пассажирские самолеты оборудованы специальными
радиоаппаратами, которые позволяют еще более уверенно лететь в «слепом полете»
(см. стр. 40 «Радиосамолетовождение»)».
На этой странице, впрочем, рассказано только
об одном способе применения радио в полете — о радиомаяках:
«Это специальные радиостанции, расположенные
через каждые 300—400 километров по трассе (маршруту). Станции передают
сигналы-буквы по азбуке Морзе: «А» и «Н». Эти сигналы передаются так, что если
самолет отклонится от трассы в сторону, то пилот будет хорошо слышать только
одну из букв, а если самолет идет точно по трассе, то обе буквы слышны
одинаково хорошо. Зона, в которой буквы слышны одинаково, называется «равносигнальной»
и является невидимой радиодорогой для воздушных судов».
— Брянск! — вдруг говорит один из пассажиров.
— Брянск? Где?
Несколько человек наклоняются к окнам.
— Ничего не вижу! — возмущается один из них. —
Откуда вы решили, что здесь (он тычет пальцем в пол кабины) Брянск?
— Нет, правда, товарищи! — вмешивается
проводник. — Мы сейчас только что пролетели над этим городом. Поглядите на
экран.
На экране на передней стенке кабины видна
медленно движущаяся карта, а в центре — маленький силуэт самолета. На карте
изображены в крупном масштабе все основные «ориентиры»: реки, железные дороги,
зеленые пятна — леса, черные квадраты — города.
На экране на передней стенке кабины видна медленно движущаяся карта, а в центре маленький силуэт самолета. |
Сейчас самолетик над картой уже довольно
далеко отодвинулся от нескольких черных квадратов, изображающих город. Около
них надпись — «Брянск».
В том же справочнике я нашел следующее
объяснение:
«На радиофицированных воздушных магистралях во
время слепого полета по маяку пилот может запрашивать аэродромы о своем
местонахождении. Тогда специальные аппараты — пеленгаторы — «засекают» по
радиосигналам с самолета его координаты и сообщают их пилоту на борт корабля А
затем эти показания передаются на экран в пассажирской кабине».
Вот в верхнем углу карты появляется голубая
лента. Это Днепр. Затем медленно ползет широкое пятно черных прямоугольников —
Киев.
В окна по-прежнему ничего не видно.
— Посадка будет производиться, очевидно, также
вслепую, — говорит проводник. — Смотрите на высотомер-альтиметр. Он справа от
дверцы в пилотскую рубку.
Стрелка на круглом циферблате альтиметра,
действительно, начинает двигаться. Она медленно ползет влево с цифры 1500. Вот
уже она на 1000, на 500... Кажется, что подушки кресла уходят куда-то вниз.
Потом чувствуется крен. Вправо. Влево. Стрелка альтиметра останавливается на
некоторое время на цифре 100. Затем она неудержимо движется к нулю. Одновременно
с ней движется влево другая стрелка — на циферблате указателя скорости, под
альтиметром. Она показывает теперь уже не 300—320 километров в час, как все
время, а 220, 200, 180...
Из моего окна видна задняя кромка длинного
крыла, конец которого тонет в тумане. Эта кромка вдруг ломается. Точнее,
отгибается по всей длине на 15—20° вниз. Стрелка указателя скорости быстро
сдвигается на несколько делений: скорость падает до 140 километров в час.
Воздушный тормоз — «закрылок» — действует хорошо!
В окне светлеет. Отдельные облака,
стремительно крутясь, проносятся мимо. В дымке показывается земля. Она совсем
близко. Вот мелькнул ангар. И почти сейчас же как-то инстинктивно возникает
ощущение приземления. Посадочный радиомаяк в дополнение к основному помог
пилоту в низких облаках привести самолет точно к аэродрому и совершить посадку
на летное поле.
10 часов 30 минут утра. В Киеве
«пассажирский-одесский» стоит всего 20 минут. Можно только дойти до вокзала,
купить свежие газеты и вернуться обратно. Тем временем вокруг самолета быстро
работают люди — бригада по заправке бензином и маслом, приехавшая сюда со своим
автомобилем-цистерной; почтовые агенты, принимающие и сдающие груз и почту;
техническая бригада.
Дежурный по старту машет флажком. Пассажиры
спешат занять места.
Снова, как только за последним пассажиром
захлопывается дверца кабины, становится тихо и уютно. Снова как-то незаметно
совершается взлет. Самолет снова в облаках. Но скоро серая окраска фона за
окнами розовеет, затем становится оранжевой. Все чаще мелькают вверху проблески
голубого неба. Вдруг ослепляет яркий луч солнца. Самолет пробил толщу облаков и
теперь летит над ними. Под нами волнующееся море, белое снежное море облаков.
Высота 2500 метров.
Я вспомнил, как пять лет назад, в 1937 г.,
летел в Свердловск. И вдруг Свердловск не принимает: туман. Пришлось сделать
посадку в Янауле и просидеть в этом городишке четыре дня. Четверо суток! Ни
туда, ни обратно — в Казань: не давали разрешения на вылет, так как была
неблагоприятная погода...
А теперь нам не страшна никакая погода. До
Киева мы шли по маякам, а от него до Одессы — по радиокомпасу. Прибор этот
можно настроить на любую радиостанцию на земле, и он все время будет
показывать, в каком направлении находится эта станция по отношению к летящему
самолету.
Море на горизонте трудноотличимо от облаков.
Оно белеет, если впереди солнце. Но с каждой минутой море видно все более и
более четко.
Вот и Одесса. Самолет делает над городом
широкий вираж, радиусом в несколько километров. Еще пять минут — и самолет
катится по аэродрому. Открываем окно. Теплый весенний воздух врывается в
кабину.
Самолет сделал над аэропортом широкий круг. Мы шли на посадку. |
Уезжая с аэродрома, несколько раз оглядываюсь
на самолет. Воздушный корабль стоит, сверкая гладкой стальной обшивкой. Два
крыла его распластались над зеленым газоном. Это моноплан. В круглом зализанном
«капоте» на каждом крыле установлен мощный мотор-звезда, 1000 лошадиных сил.
Стальные винты еще тихо вращаются.
Каждый пассажир получил на память краткий
проспект-расписание воздушных сообщений СССР на 1942 г. Расписание
заканчивается несколькими интересными цифрами:
«В 1937 г. советские самолеты перевезли 250 тыс. пассажиров. В 1942 г. будет перевезен почти миллион. В 1937 г. по воздуху было переброшено около 45 тыс. тони различных грузов и почты. В 1942 г. будет перевезено не менее 60 тыс. тонн. Это 60 товарных поездов, по 50 вагонов в каждом!»
Комментариев нет:
Отправить комментарий