«Создать в районе между Волгой и Уралом новую нефтяную базу — «Второе Баку». (Из тезисов доклада товарища МОЛОТОВА на XVIIIсъезде ВКП(б).
(Из стенограммы выступления секретаря Куйбышевского областного комитета партии на слете стахановцев-нефтяников Востока)
Товарищи, со всех концов огромной Восточной
области — из Башкирии и Казахстана, с Урала и Волги — съехались на наш слет
лучшие люди самого молодого нефтяного района Советской страны. Я вижу здесь и
бурильщиков, и работников эксплуатации, и нефтепереработчиков, и
геологов-разведчиков, и работников нефтепроводов, нефтебаз, речного наливного
флота.
Товарищи, я приветствую вас и в вашем лице ту славную армию нефтяников, которая создала своими руками и осваивает в центре страны новый крупнейший нефтяной район и продолжает наступать все дальше и дальше в неизведанные еще необъятные просторы.
Между Волгой и Уралом, на огромной территории,
где свободно могла бы уместиться добрая половина Западной Европы, вы создали
вторую нефтяную базу страны. Здесь, в самом центре Республики, вдали от рубежей
капиталистического окружения, волей большевиков в течение третьей сталинской
пятилетки возник самый молодой и самый передовой нефтяной район.
Вы знаете, что старые, исконные нефтяные
месторождения России находились на окраине страны. Десятилетиями страна
снабжалась нефтью и нефтепродуктами кавказских месторождений — Баку и Грозного.
Добыча же Урало-Эмбинского района была так мала, что не играла существенной
роли в снабжении страны нефтью. Еще в 1920 г., сейчас же после освобождения
Урала от белых и иностранных интервентов, Владимир Ильич Ленин поставил вопрос
о немедленном интенсивном развитии добычи нефти в Эмбинской области.
Гражданская война и ограниченные материальные ресурсы молодой Советской
республики не дали тогда возможности осуществить этот план. На XVII съезде
партии товарищ Сталин подчеркнул, что необходимо «взяться серьезно за
организацию нефтяной базы в районах западных и южных склонов Уральского
хребта».
Между Волгой и Уральским хребтом раскинулась огромная нефтяная область, на территории которой могла бы свободно уместиться добрая половина Западной Европы. |
Ленин и Сталин прекрасно понимали, как важно
создать нефтяную базу в центре мощной индустриальной страны социализма.
Большевики выполнили это задание. Люди третьей сталинской пятилетки вызвали к
жизни огромную восточную нефтяную область, создали «Второе Баку» в самом центре
страны, между двумя величайшими сооружениями нашей эпохи — мощными
гидростанциями Большой Волги и грандиозным Урало-Кузнецким комбинатом.
Сейчас, товарищи, уже не нужно привозить с
Кавказа каждую тонну лигроина для тракторов колхозных полей Казахстана, каждую
бочку масла для смазки станков Челябинска и Магнитогорска, каждый литр бензина
для автомобилей Свердловска, Чкаловска, Саратова, Куйбышева. Нефть находится
здесь, у нас под боком. Десятки промыслов, тысячи вышек раскинулись сейчас на
огромных пространствах.
...Товарищи, в Соединенных штатах Америки
богатейшие нефтяные районы в центре страны, между Атлантическим и Тихим
океаном, носят название Мид-континента, т. е. среднеконтинентального района,
находящегося посередине американского континента. Свой, советский Мид-континент
люди третьей пятилетки создали между Волгой и Уралом.
...В Бакинском районе колоссальные запасы
нефти сосредоточены на сравнительно небольшой площади. «Второе Баку» отличается
тем, что здесь нефть находится на огромных пространствах. Промысла возникают по
течению Волги, вверх и вниз от Самарской луки. Сплошная цепь промыслов,
отделенных друг от друга десятками километров, протягивается к Башкирии. На
Севере, в лесах Прикамья, по берегам реки Белой, выше столетних елей вздымаются
стальные буровые вышки. От северных берегов Каспия вверх к Чкаловску безводная
голая степь усеяна сейчас оазисами новых промыслов. Через огромные пространства
недавно еще пустынной Урало-Эмбинской области протягиваются железнодорожные
пути. Гурьев на Каспии связывается с Актюбинском на линии железной дороги
Чкаловск—Ташкент, с Александров Гаем и дальше с Саратовом.
В газетных сообщениях о новых производственных
победах пестрят теперь географические названия, еще недавно чуждые уху
нефтяника: Сызрань, Ставрополь, Яблоновый овраг, Озинки, Туймазы, Бугу-Руслан,
Темир, Краснокамск, Шубар-Кудук, Джаксымай, Байчунас, Актюбинск. Некоторые из
этих мест памятны нам по славным победам Красной армии во время гражданской
войны, но кто из вас думал тогда, что здесь будут важнейшие промышленные
центры!..
...Новый Восточный район потребовал от нас новой
техники. Тысячи скважин, разбросанных на огромных пространствах, изменили
принятую в старых нефтяных районах технику бурения. Тяжелые стационарные
буровые станки работают у нас теперь лишь там, где нужно пробурить на небольшой
площади много скважин или где нефть залегает на больших глубинах. Во всех же
остальных случаях бурение ведется легкими передвижными буровыми станками. Они
смонтированы на автомобильном шасси и имеют складывающуюся вышку. Такие
передвижные станки экономят много времени при бурении скважин. Они быстро
перебрасываются с места на место. Станок и вышку не приходится каждый раз
собирать и разбирать. Скважины глубиной в 1000—1500 метров с помощью таких
станков многие из вас бурят за одну-две недели, а нередко и в несколько дней. В
совершенно новых, еще бездорожных районах станки для разведочного бурения
монтируются на гусеничных тракторах.
Мы разрабатываем новые нефтяные площади
Востока по строгому плану. Скважины размещены в определенном порядке. Нефти на
промыслах не видно. Открытых фонтанов, которые быстро истощают недра, позволяя
газу выходить из пласта и теряться в воздухе, у нас и в помине нет. Газ — это
основная двигательная энергия нефтяных пластов, и мы ее бережем. С каждой
тонной добытой нефти мы получаем ровно столько кубических метров газа, сколько
его надо, чтобы поднять нефть из пласта на поверхность, — и не больше.
Благодаря этому удлиняется фонтанный период жизни скважин и отдаляется переход
к их механизированной эксплуатации. В результате нефть обходится нам дешевле.
Мы научились максимально использовать даровую энергию природы.
В месторождениях, где вместе с нефтью выходит
так называемый жирный газ, богатый углеводородами, из которых получается
бензин, мы строим газобензиновые заводы. На этих заводах из газа извлекается бензин,
а затем газ компрессорами закачивается обратно в пласты, чтобы поддерживать в
них давление, позволяющее эксплуатировать скважины фонтанным способом.
Когда же давление все-таки падает настолько,
что не может уже поднять нефть на поверхность, мы прибегаем к компрессорной
эксплуатации с помощью газлифтов и к глубоким насосам. У нас на Востоке большое
распространение получают бесштанговые насосы. Они куда более совершенны и
экономичны, чем обыкновенные глубокие насосы с длинными колонками насосных штанг,
при помощи которых двигатель на поверхности приводит в действие насос в глубине
скважины.
На многих промыслах «Второго Баку» эти насосы
заменены бесштанговыми электрическими, гидравлическими и пневматическими
насосами. Новые системы не имеют постоянно двигающейся вверх и вниз колонны
штанг длиной в сотни метров.
Добытая нефть после отделения от газа
пускается нами по закрытой системе сборных трубопроводов. Она поступает на
центральные нефтепроводные станции, откуда по магистральным трубопроводам
перекачивается на нефтеперегонные заводы.
Помимо созданных в годы второй пятилетки
нефтезаводов в Саратове, Уфе, Орске, в третьей пятилетке выстроены и строятся
заводы в Куйбышеве, Казани, Свердловске, Челябинске и других городах. Мощные
магистрали трубопроводов соединяют десятки промыслов с этими заводами. Весь
длинный и сложный путь от скважины до фракционирующей колонны нефтезавода нефть
проходит по закрытым трубам, не видя дневного света, не соприкасаясь с открытым
воздухом. Благодаря этому сберегаются ценные легкие фракции, из которых мы
получаем бензин.
Новейшие крекинг-установки и комбинированные
установки, сочетающие и прямую перегонку и крекинг, позволяют выжать из нефти
весь содержащийся в ней бензин. Новые способы очистки масел при помощи
избирательных растворителей дают возможность перерабатывать на масла самые
различные нефти. Смазочные масла, полученные этим способом, отличаются
прекрасными качествами и удовлетворяют требованиям автомобильных и даже
авиационных моторов. Газы, получающиеся на нефтяных заводах, подвергаются
процессу полимеризации, который позволяет превратить их в первоклассное
моторное горючее. В специальных цехах из этих же газов получают синтетический
спирт, представляющий прекрасное сырье для производства синтетического каучука.
Мы строим наши нефтяные базы с обширными
хранилищами нефтепродуктов в центральных и узловых пунктах области, на
пересечениях железных дорог, рек и трубопроводов. Эти базы снабжают теперь
бензином, керосином, маслами, дизельным топливом, всеми видами нефтяных
продуктов огромную индустриальную и сельскохозяйственную территорию.
Товарищи, вы многое уже сделали, но
открывающиеся перед вами перспективы еще более грандиозны. Сеть нефтяных
промыслов становится все гуще и гуще. Геологи-разведчики все дальше и дальше
уходят от исследованных уже площадей. На огромном пространстве в полмиллиона
квадратных километров скрыто еще много нефти. Пристально ищут ее советские
разведчики. Нефтяные вышки вырастают во все новых и новых местах.
...Товарищи, под руководством коммунистической партии, под руководством вождя народов товарища Сталина партийные и непартийные большевики Востока создали новую мощную нефтяную базу в центре страны. Задание XVIII съезда партии выполнено: «Второе Баку» создано. (Продолжительные аплодисменты.)
Комментариев нет:
Отправить комментарий