Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

22 апреля 2024

Защита городов | ТМ 1938-12

Защита городов
П. ГРОХОВСКИЙ, Рисунки Н. ПРЕОБРАЖЕНСКОГО

Как защитить мирное население городов от ужасов воздушной бомбардировки? Как сохранить от разрушения важнейшие сооружения и предприятия? Как возможно быстро и безболезненно ликвидировать последствия воздушного нападения?

Все эти вопросы для миллионов людей стали за последние годы исключительно важными. Фашистские варвары систематически бомбардируют города Испании и Китая, не щадя никого и стараясь причинить возможно больше потерь мирному населению. Противовоздушная оборона выдвинулась на одно из первых мест в системе защиты территории страны; тысячи инженеров, ученых, военных и просто граждан во всех миролюбивых странах думают и работают над проблемами ПВО.

Жестокий опыт показал, что с бомбардировщиками можно вполне успешно бороться при помощи современных активных средств ПВО, истребительной авиации и зенитной артиллерии. Всемерное развитий этих средств обороны — лучший залог спокойствия тыла страны. Но тот же опыт говорит нам, что даже при отличной работе активной ПВО отдельные отряды бомбардировщиков врага могут прорываться к объектам нападения и причинять им значительный урон.

Вот почему наряду с совершенствованием активных средств ПВО во всех странах усиленно разрабатывается также и применение пассивных мер защиты, т. е. таких мер, которые способны ввести врага в заблуждение, смягчить последствии нападения и уменьшить число его жертв.

Испанское республиканское правительство уже с первых месяцев войны развернуло широкое строительство убежищ для населения угрожаемых городов, пунктов медицинской помощи, противопожарных устройств и т. п.

Эти мероприятия, особенно широко осуществленные в Мадриде, Барселоне и Валенсии, дали огромный эффект, резко снизив количество жертв воздушных налетов.

В страхе перед своим агрессивным фашистским соседом правительства Англии и Франции тоже стали всерьез работать над улучшением системы ПВО своих городов, в первую очередь Лондона и Парижа.

Несомненно, в будущей «большой» войне найдут применение новые, более сложные и технически совершенные средства и приемы пассивной противовоздушной обороны.

Мы пытаемся ниже заглянуть в это, возможно, недалекое будущее и представить себе, какими новыми средствами пассивной ПВО могут обладать города во время войны.

*

При помощи дымовой маскировки можно помешать авиации противника бомбардировать город. Но, чтобы закрыть с воздуха густой дымовой завесой столичный город, понадобится около тысячи самолетов. Можно быстро поднять дымовую завесу, если самолеты будут вести на буксире планеры. Так как один самолет может вести девять планеров, то в этом случае для дымовой маскировки понадобится значительно меньше самолетов. Кроме того, на планере нет моторной установки — это значительно увеличивает его грузоподъемность.

В фюзеляже маскировочного планера можно поместить два бака для химических составов. Стекая по трубам, которые идут от баков наружу, химические составы смешиваются в раструбе. При этом образуется дым. Встречный поток воздуха проходит через систему каналов и равномерно распределяет за планером дымовую завесу.

*

Длительное пребывание в противоипритном костюме очень утомляет человека. Чтобы сохранить трудоспособность команды технической помощи, которой особенно много приходится работать во время воздушного нападения, можно создать подвижные газоубежища на автомобилях.

Для этого на грузовом автомобиле монтируют герметическую кабину, в которую через фильтры подается очищенный от отравляющих веществ воздух. Войти в эту кабину возможно только через тамбур, где снимается зараженная одежда. В задней части кабины этого газоубежища — химическая лаборатория. Здесь производят анализы отравляющих веществ. В правой стороне кабины находится санитарный узел. Здесь пострадавшим от отравляющих веществ оказывают первую медицинскую помощь.

Вдоль стен кабины расположены откидные сиденья для команды скорой технической помощи. Под сиденьями — ящики, в которых хранятся противогазы, спецодежда и инструменты. В этой же кабине хранятся запасы материалов для дегазации. Кабина шофера подвижного газоубежища может ничем не отличаться от кабины обыкновенного автомобиля и не быть защищенной от отравляющих веществ. Поэтому шофер должен быть одет в специальный скафандр.

*

Для перевозки больных через зараженную газами местность можно использовать существующие автомобили скорой помощи. Для этого в машину вводят «рубашку», сквозь которую не проникают отравляющие вещества.

Аккумуляторная батарея приводит в действие вентиляторы, которые нагнетают в «рубашку» очищенный воздух. Войти в автомобиль можно через «рукав», который для этого вытягивается из двери машины и служит как бы коридором.

«Рукав» от «рубашки» изолирован мягкой перегородкой, которая открывается только тогда, когда специальные вентиляторы очистят рукав от отравляющих веществ.

*

Из таких железобетонных блоков может быть быстро смонтировано газоубежище. Блоки эти сварены из стальных листов и залиты бетоном. Отверстия по краям дают возможность скреплять блоки между собой болтами или заклепками.

Удар бомбы воспринимается всей конструкцией равномерно. Поэтому из этих блоков можно строить газоубежища на поверхности земли или углублять их всего лишь на высоту убежища.

Такими непробиваемыми железобетонными блоками можно покрывать верхнюю часть зданий. В этом случае бомба, попавшая в здание, вызовет значительно меньшее разрушение.

*

Здания, поврежденные бомбой, требуют немедленного ремонта. Сделать это в короткий срок при помощи подвесной клети или воздвигая леса — нельзя. Подъемная клеть, быстро доставляющая к поврежденному участку рабочих и инструменты, может прийти в этом случае на помощь. Поднимать такую клеть можно посредством складных ферменных рам, которые размещаются на двух грузовых автомобилях. В верхней части каждой рамы закреплена половина клети. Нижняя часть ферменной рамы присоединена к автомобилю. Фермы поднимаются при помощи тросов, которые проходят внутри стержней рамы. Тросы приводятся в действие мотором автомобиля. Прибывшие к поврежденному зданию две такие машины должны стать в одну линию, как показано на рисунке. Полуклети соединяются в одну клеть металлическими стержнями.

*

Здания, разрушенные во время бомбометания с самолетов, во время артиллерийского обстрела города, загромождают улицы. Чтобы движение по этим улицам не прекратилось, нужно в короткий срок очистить их от развалин. Но сделать это быстро при помощи существующих подъемников, экскаваторов и других погрузочных машин очень трудно. Кроме того, для обслуживания этих машин требуется сравнительно много рабочих.

Можно создать такую машину, которая сможет быстро очищать сильно заваленные улицы. Кузов ее напоминает трехгранную призму. Его опоясывают три расположенные в ряд металлические полосы. Поверхность их шероховата. Полосы эти непрерывно движутся, как лестница эскалатора на московском метро.

У вершины призмы находится острая сплошная металлическая кромка, напоминающая лопату. Металлические полосы и гусеницы, на которых передвигается машина, приводит в действие мотор, установленный внутри кузова. В передней части кузова, у снования призмы, находится кабина водителя. Обзор вперед и назад водитель производит через боковые окна, которые расположены над гусеницами. Такая машина врезается острой кромкой лопаты в каменную глыбу, которая затем конвейерными полосами подается на грузовую машину.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.