Вен. ЯДИН, Фото Л. НИКОЛАЕВА
Фабрика скрипок! Это звучит неправдоподобно и
дерзко.
Ведь каждый экземпляр этого нежного
музыкального инструмента целые месяцы и даже годы изготовляли мастера.
Как может скрипка, секреты производства
которой составляли тайну вдохновенных одиночек — Страдивариуса, Гварнери и др.,
— изготовляться на фабрике?
Тем не менее такая фабрика существует и
работает. Это первая в СССР фабрика смычковых инструментов.
Искусство широко доступно в нашей стране
миллионным народным массам, поэтому потребность в музыкальных инструментах
колоссальна.
Конечно, одиночки-мастера, работающие над каждой скрипкой по нескольку месяцев, не могли удовлетворить эту потребность. Так появилась необходимость организовать массовое производство скрипок.
На дворе дома № 123 по Ярославскому шоссе, в
Москве, аккуратными штабелями лежат длинные доски. Из лесов Северного Кавказа
доставляют сюда граб, грушу, явор, самшит, из Карелии — карельскую ель.
Драгоценное горное дерево привозят из Бразилии. Это сырье, из которого
изготовляют скрипку.
Со склада сырья распиленное дерево
направляется в сушилку. Здесь оно сушится от 6 до 14 суток, в зависимости от
влажности древесины.
Высушенные доски распиливаются маятниковой
пилой.
Но качество древесины неодинаково даже в
пределах одной доски. Сердцевина рыхлее, мягче и содержит больше влаги, чем
верхние слои. Скрипка же должна состоять из совершенно однородного дерева — от
этого зависит сила и чистота звука.
Вот почему одинаковые по своим качествам куски
тщательно подбирают и отправляют на веерный пресс. На прессе их склеивают, а
специальный фуганок сглаживает неровности. После этого получается однородная
доска.
С фуганка она переходит на циркулярную пилу,
которая намечает на доске границы детали. Такая доска не имеет еще контуров
будущей скрипки. Это лишь болванка, из которой предстоит «отлить» скрипку.
Болванка подается на копировальный станок № 1,
которому по праву принадлежит одно из первых мест в процессе изготовления
скрипки. Здесь получается деревянная заготовка детали. Ее заключают в особую
форму, и резец, укрепленный на суставчатом, похожем на ногу рычаге, мягко
обтачивает эту заготовку.
Слышно ровное, глухое жужжание. Мерно
колеблется рычаг, окруженный облаком очень мелкой пыли... С каждой минутой все
отчетливей вырисовываются на доске выпуклости, впадины, волнистые изгибы линий.
Как очертания статуи из бесформенной массы гипса, смутно проступают на доске
контуры скрипки.
Когда дно или деку — верхнюю плоскость скрипки — снимают с копировального станка, эта деталь еще очень груба. Она скорей нарисована, чем выточена на доске.
Прорисованное на копировальном станке дно скрипки. |
Окончательно вырезает прорисованную на доске
деталь фрезер.
Обработка боковых стенок скрипки. |
После этого дека или дно скрипки поступает на
второй копировальный станок, который снимает лишние слои дерева, или, как
говорят специалисты, «доводит толщину».
Операция эта очень тонкая и ответственная,
поэтому машинным способом «доводится толщина» деталей, предназначенных только
для самых больших скрипок.
Все остальные скрипки отделываются вручную,
так как малейшее отклонение от нужной толщины и малейшая неправильность линии,
выпуклости или изгиба сильно отразятся на качестве звука.
Обработанные руками или машиной детали снова
поступают на фрезер, который теперь уже начисто отделывает их профиль. На этом
заканчивается самостоятельная жизнь детали — ее отправляют в сборочный цех.
Название цеха «сборочный» весьма условно.
Здесь производят не только сборку, монтаж инструмента, но и множество других
операций, придающих детали ее окончательный вид.
Вот, например, дека. Она поступает сюда еще не
окончательно обработанной. Поверхность ее груба и шероховата. На ней еще нет
вырезов, так называемых «эфов». Эфы пропускают звук внутрь корпуса скрипки. От
этого звук становится глубже и сильней.
В сборочном цехе детали сначала «циклят» —
тонкими стальными пластинками счищают шероховатости, ворс. Затем очищенные
детали «шкурят» — отглаживают стеклянной шкуркой. Это делают для того, чтобы
подготовить поверхность детали к лакировке. На деке, кроме того, еще лобзиком
вырезаются «эфы».
После обработки тонкой стальной пластинкой и стеклянной шкуркой поверхность скрипки лакируется. |
После этого обработка основных поверхностей
считается законченной, а детали — готовыми к монтажу.
Здесь, в цехе, их уже ждут разнообразные
вспомогательные детали: рамы, грифы, шейки. Они выточены из дерева на токарном
станке, «доводка» же их, т. е. окончательная отделка линий, производится
вручную здесь же, в сборочном цехе.
Завиток грифа, который украсит будущую скрипку, вытачивается на специальном станке. |
Наконец все элементы будущей скрипки готовы.
С помощью мездрового клея их соединяют в одно
целое, в знакомый нам изящный инструмент — скрипку.
Детали скрипки смонтированы и склеены. Для того чтобы соединение всех частей было правильным, скрипку заключают в особые зажимы до тех пор, пока не высохнет клей. |
Но и после этого изготовление скрипки еще не
вполне закончено. Ее надо еще отлакировать, смонтировать подгриф, надеть
подбородник и, наконец, натянуть струны.
Теперь скрипка готова.
Однако каково же ее качество? Кто должен будет
на ней играть — начинающий ученик, или профессиональный музыкант, или, может
быть, большой мастер? Иначе говоря, какая это скрипка — массовая, оркестровая
или сольная?
До сих пор ответ на эти вопросы можно было
получить только тогда, когда инструмент был окончательно готов. Для этого
специальный совет из крупных мастеров искусства слушал игру каждой скрипки и по
звуку определял ее качество.
Неудобства такого метода очевидны. При нем
фабрика лишена возможности выпускать продукцию по плану, так как количество
скрипок данного качества получается случайно, не регулируется.
Кроме того, опыт показал, что при оценке
качества инструмента таким способом неизбежны ошибки.
Как заменить этот метод более точным?
На фабрике скрипок работает
научно-исследовательская лаборатория. Здесь испытываются различные сорта
древесины на влажность, на разрыв, на сжатие; здесь исследуются новые сорта
клея и лака, анализируются различные их сочетания и комбинации.
Лаборатория ищет точных и научных расчетов, на
основании которых можно было бы изготовить скрипки, заранее зная, каким будет
их качество.
В иностранной печати опубликован даже
технический расчет одной из скрипок Страдивариуса. Однако изготовить по этим
расчетам такую же скрипку пока не удалось. Очевидно, предстоят еще длительные и
упорные поиски.
Гордость фабричной лаборатории — спектрометр.
Этот точный электрический аппарат заменит совет мастеров скрипичного искусства.
Он автоматически определяет качество звука скрипки.
В маленькой заглушенной комнате в специальную
раму вставляют испытуемую скрипку. В другую раму вставляют смычок, который
приводится в движение автоматически. Перед скрипкой помещают микрофон.
За стеной, в соседней комнате, находится
спектрометр. Стоит только включить рубильник, и смычок приходит в движение.
Струны начинают звучать. И тогда на небольшом экране спектрометра появляется
графическая характеристика звука — светящиеся столбики точек, которые то
уменьшаются, то увеличиваются. Эти столбики можно перенести на
светочувствительную бумагу. Такой «паспорт» скрипки дает точную ее
характеристику.
Инженер-лаборант включил электрический аппарат — спектрометр. На экране спектрометра появились светящиеся столбики точек. Это — графическая характеристика звука. |
Сейчас фабрика производит 10 тыс. скрипок в год. Однако растущая в нашей стране тяга к искусству непрерывно повышает спрос на музыкальные инструменты. Продукции фабрики уже явно недостаточно. Поэтому в ближайшие годы будет выстроена еще одна фабрика, ежегодный выпуск которой составит 50 тыс. скрипок.
Комментариев нет:
Отправить комментарий