При опускании монет на большую сумму, чем 30
копеек (стоимость билета), они выдают сдачу, которая выпадает вместе с билетом.
Как же устроен этот замечательный аппарат?
В отличие от большинства автоматов, работа которых основана на механических передачах, в новом автомате все механизмы приводятся в действие с помощью электричества.
Новый автомат состоит из двух частей. Первая
часть — приемная — контролирует и регистрирует количество монет, опущенных в
автомат. Вторая часть — рабочая, в ней происходит процесс выдачи билета.
В верхней части автомата имеется счетчик
импульсов. Счетчик снабжен диском с цифрами и показывает общую сумму полученных
денег.
В нижней части автомата установлен механизм,
отрезающий билет и выбрасывающий его наружу через специальное отверстие.
Для опускания монет в автомате имеются четыре
прорези, соответствующие размерам 5-, 10-, 15- и 20-копеечных монет.
Пройдя через прорезь, монета падает по особой
трубке вниз. При этом она проходит через контрольное приспособление,
проверяющее ее размеры — диаметр и толщину. Если монета соответствует
установленным для нее габаритам, она замыкает соответствующие электрические
контакты и посылает импульсы тока в реле.
Но одного габаритного контроля недостаточно.
Необходим еще качественный контроль, чтобы вместо монеты не пропускался таких
же размеров металлический кружок. Для этого существует весовой контроль,
который осуществляется особыми весами. Если монета легче или тяжелее нормы, то
контакты весового контроля не замыкаются.
Таким образом, если монеты неправильно опущены
— не в свои прорези, то контрольное реле не сработает, и автомат выбросит их
обратно.
Если же монеты опущены правильно, они проходят
дальше в автомат, замыкая соответствующие контакты. При этом в счетчик
посылаются электрические импульсы. Количество импульсов, посылаемое монетами,
строго соответствует их стоимости. 5-копеечная монета посылает один импульс,
10-копеечная — два, 15-копеечная — три и 20-копеечная — четыре.
Предположим, что опущено 10 копеек. Тогда
счетчик импульсов передвинется на два деления, его диск повернется тоже на два
деления, и против окошечка окажется цифра 10. Эту цифру видит покупатель
билета. Ему нужно «добавить» в автомат не менее четырех импульсов, т. е.
опустить еще 20 копеек. Когда в счетчике накопится шесть импульсов, то
сработает соответствующее реле, которое включает механизм аппарата, выдающего
билет.
Предположим, что в автомат опущено больше 30
копеек, т. е. в счетчик послано не шесть, а больше импульсов. Что произойдет в
этом случае? На работу реле, включающего механизм выдачи билетов, израсходуется
только шесть импульсов; остальные же улавливаются особым механизмом, который
ведает выдачей сдачи. Здесь, в зависимости от количества импульсов, срабатывает
реле около того магазина, в котором находятся монеты соответствующего
достоинства. Например, опущено 40 копеек, т. е. послано два лишних импульса
сверх стоимости билета, — в механизме выдачи денег сработает реле у магазина,
где содержатся гривенники.
Так работает этот замечательный кассир-автомат,
не имеющий себе равных ни в СССР, ни за границей.
*
В Центральном парке культуры и отдыха им.
Горького на выставке связи демонстрируется автоматическое почтовое отделение.
Этот автомат изобретен теми же изобретателями — тт. Пыхтуновым и Лимановым и
работает по тому же принципу, что и билетные автоматы.
Автомат продает почтовые бланки — открытки и
конверты с бумагой, принимает письма без марки. В этом случае при опускании
соответствующей монеты на письме ставится штамп — знак оплаты. Автомат
принимает заказные письма.
Как и билетный автомат, это автоматическое
почтовое отделение работает по принципу электрических импульсов. Здесь
посетитель, в зависимости от того, что ему требуется, купить открытку, конверт
или же отправить заказное письмо, — посылает в счетчик соответствующее
количество импульсов, т. е. опускает ту или иную сумму денег.
Но какую сумму нужно опустить при отправке
заказного письма? Такое письмо попадает на специальные весы, и счетчик
показывает, какая сумма должна быть опущена. Если деньги уплачены полностью, то
письмо франкируется, т. е. на нем ставится штамп погашения, и падает в почтовый
ящик. Одновременно срабатывает реле, включающее автомат, выдающий квитанцию с
указанием номера, даты и часа отправления.
Выдача сдачи производится в этом автомате так
же, как и в билетном автомате метро.
Автоматическое почтовое отделение. |
Третий автомат, сконструированный этими же изобретателями, — газетчик-автомат, — будет продавать газеты на улицах Москвы. Он имеет такое же устройство, что и билетный автомат. В него загружается сразу целая кипа газет — 500 экземпляров, без всякой предварительной обработки их. Специальный резиновый валик, прокатываясь по верхней газете, снимает ее с общей кипы, которая удерживается щечками из губчатой резины.
Электроавтомат для продажи газет. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий