Ю. ДОЛМАТОВСКИЙ
Весьма вероятно, что лет через 20 в журнале
«Техника—молодежи» появится следующая корреспонденция:
АВТОДРОМ ЗИС, 20. VIII (Соб. корр.
«Техники—молодежи»).
По равнине с огромной скоростью скользит гладкий обтекаемый каплевидный снаряд. С боков его видны небольшие крылья-плавники, сзади — стабилизатор. В профиль он слегка напоминает какую-то рыбу — камбалу или ската. Он окрашен в серебристый цвет. На лобовой части сверкают пятиконечная звезда и традиционная марка автозавода имени Сталина. Это — «автосфера» ЗИС-1001, новая модель, выпуск которой начнется в конце года. В настоящее время пять опытных экземпляров «автосферы» испытываются на автодроме завода.
ЗИС-1001 имеет два спаренных гигантских колеса
диаметром около 4 м. Кузов находится внутри колес и между ними. Вся машина
заключена в обтекаемый кожух. Боковые плоскости служат для увеличения подъемной
силы при прыжках. Хвостовое оперение — для управления.
«Автосфера» получает поступательное движение
от перемещения кузова по кольцевым рельсам, установленным внутри колес.
Мы садимся в маленький служебный самолет и
следуем за «автосферой», совершающей испытательный пробег. Конструктор
«автосферы» т. Будущий ведет самолет.
— Мы работаем над «автосферой» давно, —
говорит т. Будущий. — Мысль построить такую машину появилась у меня случайно.
Роясь в старых документах, я нашел ссылки на конструкции так называемых
«динасфер» и «гепициклов» — одноколесных и двухколесных самокатов. В одном
манускрипте пятнадцатого века изображен одноколесный самокат со свободно
сидящей на оси люлькой для пассажиров. Вращение колеса достигалось перемещением
«водителя» по поперечным рейкам с внутренней стороны обода колеса.
В 1822 г. англичанин Спорнер построил паровую
повозку, которая целиком умещалась в огромном колесе и двигала его, зацепляя
зубцами своих колес за рейки этого колеса. Повозка Спорнера толкала перед собой
двухколесную тележку.
В 1931 году швейцарец Гердер совершил
кругосветное путешествие на одноколесном мотоцикле. Вращение вала двигателя
передавалось на рельс, концентрично помещенный в колесе. Несколько позднее
англичанином Пурвисом, а затем итальянцем Фракелли была построена «динасфера».
Первый построил две «динасферы»: меньшая имела двигатель в 2,5 л. с. и
достигала скорости 38 км в час, вторая — с закрытым пятиместным кузовом —
показала также высокие ездовые качества. Недостатком «динасфер» Пурвиса была
плохая видимость через решетку колеса. Двухколесная повозка Фракелли развивала
скорость до 200 км в час.
Так выглядели «предшественники» «автосферы». |
Этот принцип одноколесного самоката и положен
нами в основу «автосферы»...
Как раз в этот момент самолет поравнялся с
«автосферой». Можно было разглядеть совершенно гладкую поверхность корпуса,
тонкие линии крышек, под которыми были спрятаны поручни и ступени, едва
заметные щели в дверях и люках. Окна из гнутого стекла сливались с кожухом. Над
хребтом машины топкой струной сверкала антенна.
«Автосфера» мчалась с головокружительной скоростью, едва касаясь земли. |
Сначала «автосфера» катилась по прямому
отрезку бетонированной дороги. Спидометр самолета показывал 510 км в час.
Неожиданно, слегка наклонившись и замедлив ход, «автосфера» свернула влево,
перешла на вспаханное поле. Ход ее оставался плавным. Я с опаской смотрел на
лежащий перед ней овраг. Но вот приподнялись закрылки на боковых плоскостях, и
«автосфера» легко перепрыгнула через овраг. Из корпуса выступили пластины
аэротормоза, машина спокойно приземлилась и снова начала набирать скорость.
— Преимущества «автосферы» перед другими видами автомобильного транспорта неоспоримы, — продолжал т. Будущий. — При одинаковой грузоподъемности и скорости с автомобилями «автофера» требует вдвое меньшей мощности двигателя. Большой диаметр колеса сообщает «автосфере» некоторую вездеходность: она легко перекатывается через препятствия высотой до полуметра, через канавы и бугры. Скорость машины — 10 км в час. Колеса снабжены баллонами, имеющими внутри небольшое давление воздуха. При опорной поверхности, вдвое большей, чем у автомобиля, «автосфера» весит примерно столько же и поэтому проходит по песку, топям, грязи. Аэродинамическая устойчивость «автосферы» регулируется вертикальным стабилизатором и боковыми плоскостями. В конструкции машины учтены все последние достижения техники; источником энергии служат энергопередаточные центры, имеющиеся во всех крупных городах Союза. На «автосфере» установлен небольшой двигатель Дизеля, который работает лишь в случае аварии приемной радиостанции или тогда, когда машина выходит из сферы действия энергопередаточного центра. Управление «автосферой» может осуществляться автоматически...
Тов. Будущий направил самолет на посадку.
«Автосфера» подкатила к зданию испытательной станции и остановилась. Из-под
крыльев спереди и сзади выступили опорные колеса. Мы пошли к машине. Как ни
странно, никто не вышел из кузова. Весь пробег, свидетелями которого мы были, —
с поворотами, переходами через препятствия, прыжками происходил без водителя.
Конструктор нажал кнопки над буфером «автосферы»: распахнулись двери, открылся
люк капота двигателя, из кожуха выступили поручни и ступени.
Машинное отделение находилось в хвосте. В
нижней части был расположен аварийный силовой агрегат — 16-цилиндровый
двигатель ЗИС в блоке с генератором постоянного тока. Над силовым агрегатом
помещалась энергоприемная станция. Ток идет через реостат к электромоторам. Для
переключения реостата служит пружинный прибор, определяющий необходимую силу
тяги на подъемах, тяжелой дороге и т. д. Колеса снабжены мощными пневматическими
и электрическими тормозами. Помимо этого, для быстрого понижения скорости во
время торможения служит аэротормоз — две пластины, выступающие из поверхности
кожуха и увеличивающие сопротивление воздуха.
a — сила тяжести; b — направление вращения ведущего ролика; c — направление, в котором стремится перемещаться кузов; d — направление движения; e — направление вращения основного колеса. |
Толчки от неровности дороги настолько смягчены
баллонами низкого давления и большим диаметром колеса, что «автосфера» не
нуждается в рессорах. Корпус кузова установлен на шести роликах в ободах колес
— по три в каждом ободе. Хвост поддерживается в поднятом положении подъемной
силой крыльев и хвостового оперения.
Мы поднимаемся в кузов. Здесь три помещения;
пассажирский салон на десять человек, кабина водителя с двойным управлением,
позади кабина механика с радиорубкой наверху. Окна сделаны глухие, так как их
открывание нарушило бы аэродинамические качества кожуха. Креста пассажиров
снабжены механизмами, которые регулируют наклон подушки и спинки. В салоне
можно курить: безвихревая вентиляция возле каждого сидения отсасывает воздух и
нагнетает свежий.
Мы входим в просторную двухместную кабину
водителя.
— Вот это — «автоводитель», — говорит т.
Будущий. — В его барабан закладывается лента с графиком пути. На ней указаны
места поворотов, прыжков, остановок. «Электроглаз» читает ленту и управляет
машиной. Современные карты, точные счетные механизмы и автоматическая
регулировка числа оборотов позволяют координировать график и путь с предельной
точностью. В случае же неожиданного препятствия фотоэлемент включает тормоз или
поднимает машину в воздух. При движении по автострадам необходимое направление
может сохраниться благодаря второму фотоэлементу, ориентирующемуся на борт
дороги. Управлять может и водитель. Перед ним кнопки пуска и тормоза, штурвал
управления, рукоятка прыжков, трубка телефона, спидометр и контрольные лампы
отдельных агрегатов. Все остальные контрольные приборы сложной машины
расположены на пульте в машинном отделении. «Автосфера» может и плавать, —
заканчивает свой рассказ т. Будущий. — Для этого служат поплавки на крыльях,
редан на днище корпуса и винт на валу двигателя.
Нажав кнопку, т. Будущий закрыл все двери и люки, спрятал поручни и ступени. На щитке зажглась фиолетовая лампа: включились в систему управления переднее и заднее опорные колеса. Поворот штурвала — и «автосфера» бесшумно вкатилась в гараж.
Комментариев нет:
Отправить комментарий