К. СОЛОВЬЕВ
Громадная черная масса, окутанная облаком пара, дыма и пыли, двигается по крутому лесистому склону. С треском падают подпиленные этим чудовищем деревья и легко, как будто огромной рукой, отодвигаются в сторону. На их месте сразу же появляется гладкая и необыкновенно ровная голубая дорога с небольшим барьером со стороны обрыва. Черная масса, длина которой достигает 50 м, а ширина 15 м, — это гигантская дорожная машина. Через каждый километр пути эта машина автоматически устанавливает на дороге столбики-указатели: «2006», «2007», «2008»... Красноречивые цифры на столбиках указывают, сколько километров пути уже пройдено.
Как же работает эта удивительная машина? Где
берется материал для дороги, которую она прокладывает? Оказывается, машина эта
работает на собственном сырье: она разрушает грунт, приводит его в
расплавленное состояние, а затем укладывает на трассу. Колоссальная мощность
позволяет машине справляться с этой сложной работой: на ней стоят 4 дизеля
мощностью по 40 тыс. л. с. каждый. На этом передвигающемся «заводе» есть
главный инженер, химик, инженер-механик, техник, рулевой, радист, повар и
уборщица. Здесь работы ведутся круглые сутки, в четыре смены, поэтому
обслуживают «завод» 20 человек. На «заводе» имеются цистерны с горючим, склад
продовольствия, читальня, столовая, душ и даже жилые комнаты.
Все механизмы дорожного гиганта находятся
внутри, видны лишь гусеницы шириной в 2 м да громадные зубчатые диски. Диски
укреплены на бесконечной цепи, вращающейся в сторону, обратную ходу машины. Это
и есть механизм для разрушения грунта. Мощный вентилятор непрерывно очищает
диски от приставшей к ним породы. Передвигается дорожный гигант с различной
скоростью, в зависимости от того, в какой грунт врезаются диски. По каменистому
грунту он идет со скоростью 6—7 км в час, а по лесистой местности — 10—-12 км в
час. Прокладывая дорогу в степи с мягким грунтом, он передвигается со скоростью
20 км в час.
Вся разрушенная дисками порода затягивается в
специальный резервуар, где происходит ее химическая обработка. После этого
порода плавится при температуре 2500 ° и при помощи поршня подается в следующий
резервуар. Там под давлением 1 тыс. атмосфер структура массы меняется —
увеличивается ее вязкость, сцепление. Затем масса попадает в разливочный
механизм и свободно вытекает наружу через щель, длина которой равна 12 м, — это
и есть ширина будущей дороги. На воздухе масса очень быстро затвердевает,
приобретая голубой цвет. Весь процесс обработки породы отнимает не больше 35
секунд.
Эта замечательная машина соединила прекрасными
шоссе места, которые двадцать лет назад, в 1938 г., были связаны только
железными дорогами. От снежных заносов эти замечательные дороги защищены
авточистами —- небольшими машинами, которые ходят по шоссе каждые полчаса,
превращая снег в пар.
На таких шоссе автомобили могут развивать колоссальную скорость. Поэтому неудивительно, что из Москвы можно поехать на выходной день в Жигули или к морю, на Кавказ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий