Инж. И. ФРИДМАН
Во всем мире ежегодно расходуется более одного
миллиарда метров кинопленки — количество, вполне достаточное для того, чтобы
опоясать земной шар двадцать пять раз.
Русская дореволюционная кинематография строила
всю свою работу на привозной киноаппаратуре, привозной пленке, химикалиях и
целиком зависела от заграницы.
Отечественная кинопленочная промышленность начала свое существование только после революции. Производство кинопленки с последнего места, на котором оно стояло в 1931 г., вышло в 1937 г. на третье место в мире. Это позволило почти полностью отказаться от покупки заграничной пленки.
Производство кинопленки состоит из двух
основных процессов: изготовления «основы», или так называемой «подложки», и
производства светочувствительной эмульсии.
Основа для пленки делается из целлулоида. Этот
материал был получен братьями Хиатт в Америке еще в 1869 г. Они его
предназначили для изготовления... биллиардных шаров.
Только двадцать лет спустя Истмену и Вокеру
удалось применить целлулоид, представляющий собой смесь нитроцеллюлозы с 20—26%
камфоры, для производства фотокинопленки. Этим был разрешен вопрос получения
гибкой прозрачной основы.
Применение целлулоида и изобретение ленточной
пленки обеспечили появление и быстрое развитие кинематографии в ее современном
виде.
Принцип, на котором основано
кинопроектирование, был известен и раньше. Известно было, что если быстро
сменять перед зрителем рисунки или фотографии, изображающие элементы движения
какой-нибудь фигуры, то создается иллюзия движения фигуры. В частности,
ухитрялись при помощи волшебного фонаря в соединении с «зоотропом» (диском, на
котором закреплены снимки) проектировать быстро сменяющие друг друга
фотоснимки. «Фильмы» для такого аппарата снимались обыкновенной фотокамерой.
Фотографировался каждый кадр в отдельности, и артисты должны были терпеливо
замирать перед фотообъективом в различных положениях. Можно представить, каким
чудовищным терпением обладали первые киноактеры!
Фазматроп — соединение волшебного фонаря с зоотропом (вращающимся диском с фотоснимками). На экране при вращении зоотропа проектируются движущиеся фигуры. |
Кинора — прибор для получения движущихся изображений. Посредством вращения рукоятки быстро перелистываются страницы фотоальбома. В альбоме — снимки различных положений движущейся фигуры. |
Первая кинематографическая камера Люмьера для съемки на кинопленку. |
*
Исходным материалом для производства основы
кинопленки является нитроцеллюлоза. Она получается при обработке хлопка смесью
азотной и серной кислот. В данном случае применяется особый сорт
нитроцеллюлозы, так называемый коллоксилин. Это белый ватоподобный продукт.
Сначала коллоксилин растворяют в смеси спирта
и эфира. Получается вязкая тягучая масса, так называемый коллодий, очень
похожий на применяющийся в медицине.
Процесс растворения коллоксилина и превращения
его в коллодий протекает в специальных аппаратах — малаксерах. Малаксер
представляет собой цилиндрический резервуар, имеющий внутри мешалку.
К коллодийному раствору в малаксер добавляют
пластификаторы — вещества, придающие будущей пленке гибкость, эластичность и
лучшие механические свойства. Главным пластификатором в данном случае является
камфора. Она добавляется к коллоксилину в количестве 20—26%.
Раствор коллодия по выходе из малаксера
тщательно фильтруется под давлением на особых фильтрах, через вату. При этом
удаляются не успевшие раствориться кусочки коллоксилина и всякие случайные
примеси.
В процессе растворения и последующей
фильтрации коллодия в густой массе его образуется множество пузырьков воздуха.
Их также нужно удалить во избежание брака. Удаление пузырьков воздуха
осуществляется или нагреванием до 40 — 42° коллодия, проходящего по змеевику,
или же выстаиванием в баках под разрежением (вакуумом). Только после этого
раствор поступает для отлива основы на ленточную машину.
Ленточная машина имеет бесконечную, хорошо
отполированную медную ленту, которая натянута на два барабана. При вращении
барабанов вращается и лента. Все это устройство расположено в сушильном канале,
куда подается подогретый воздух для испарения растворителей, находящихся в
коллодии.
Над одним из барабанов установлено поливочное
приспособление. Из него равномерно вытекает на поверхность движущейся медной
ленты коллодий. Для того чтобы на отливаемой пленке получалась чистая,
зеркальная поверхность, медная лента предварительно покрывается слоем желатина.
Слой коллодия, обогнув вместе с медной лентой
почти полный круг, снимается нижними приемными валиками уже в виде пленки, хотя
еще и слишком влажной. Поэтому при помощи транспортирующих валиков пленка
направляется для досушки в сушильный шкаф. Высушенная пленка наматывается на
деревянные оси.
Теперь остается нанести на пленку желатиновый
«подслой» или обработать ее щелочным раствором. Это нужно для того, чтобы
светочувствительный слой, который в дальнейшем будет нанесен, прочно держался
на основе. Эта операция и выполняется особыми подслойными машинами, в которых
пленка после нанесения подслоя высушивается, проходя большой кольцеобразный
короб окружностью в 10 м. Этим завершается первая половина работы —
изготовление подложки в основном цехе. Основа получена.
*
Параллельно в эмульсионном цехе выполняется
вторая половина работы — изготовление светочувствительной эмульсии для покрытия
основы.
Это — дело еще более сложное, чем выработка
основы.
Эмульсия составляется из таких веществ, как
желатин, азотнокислое серебро, бромистый и йодистый калий.
Варка эмульсии производится в варочных
аппаратах, состоящих из двух расположенных один над другим керамических
сосудов.
В нижний из них, имеющий рубашку, загружаются
сначала желатин (разбавленный водой), бромистый и йодистый калий. Смесь
подогревается, и при достижении определенной температуры из верхнего сосуда добавляется
азотнокислое серебро. Последняя операция совершается уже при красном свете.
В процессе варки и перемешивания смеси бром и
иод соединяются с серебром и образуют светочувствительное бромистое и йодистое
серебро.
Благодаря присутствию желатина бромистое
серебро не оседает на дно, а остается в растворе во взвешенном состоянии, в
виде микроскопически малых частиц — зерен эмульсии.
По окончании варки эмульсия посредством
сжатого воздуха передается в ванны холодильных шкафов, где подвергается
студенению. Этот студень продавливается гидравлическим прессом через отверстия
определенных размеров, и в результате получаются так называемые «червяки», или
«макароны». Такое измельчение, напоминающее пропускание мяса через мясорубку,
необходимо для лучшего удаления из эмульсии ненужных примесей (азотнокислый
калий и др.).
После промывки «макароны» засыпаются в горшки
и идут на склад.
*
Эмульсия готова. Рожденная в темноте, она
теперь ждет встречи с основой, изготовленной на свету.
Эта встреча происходит в поливном цехе.
Полив основы светочувствительной эмульсией,
которая предварительно фильтруется и плавится, производится при специальном
освещении или даже в темноте. Этот процесс совершается на поливочной машине.
Здесь пленка проходит через ванночку с расплавленной эмульсией, а затем
поступает на охлаждаемый холодной водой барабан. Тут эмульсия быстро
студенится, и в таком виде основа с застуденившейся на ней эмульсией поступает
на сушку. Полученная таким образом кинопленка сушится на подвесных аппаратах и
затем поступает на резку. Ведь ширина изготовленной пленки составляет 0,7 м, а
для киноаппаратуры требуется ширина всего 3,49—3,50 см или же 1,6 см для
звукопленочного кино.
Так выглядела первая кинопленочная «фабрика» 70 лет назад. В этом фанерном сарае изготовлялась ленточная пленка для проекционного аппарата — кинетоскопа Эдисона. |
*
После резки пленки контролируются, склеиваются
и передаются в перфорационное отделение. Здесь перфорационные машины пробивают
по краям кинопленки отверстия. Без этих отверстий пленка не смогла бы
передвигаться в киноаппарате.
Следует еще упомянуть, что кинопленка изготовляется как негативная, так и позитивная. Негативная служит исключительно для съемки и имеет более высокую чувствительность, чем позитивная. На позитивной же пленке изображение получается лишь путем печатания с негатива, и предназначена она для проектирования на экране.
Комментариев нет:
Отправить комментарий