М. ФЕРТЕЛЬ
Первые линии московского метрополитена
строились на виду у москвичей. Шахты метро возвышались на центральных площадях
и улицах столицы. После работы рабочие и служащие дружными колоннами приходили
на субботники и вместе с метростроевцами делали лучшее в мире метро.
Тысячи комсомольцев шли в забой, спускались в
кессоны и упорно, неотступно проходили тяжелые московские грунты, отдавая
ударной стройке всю силу своего комсомольского энтузиазма.
Орденом Ленина был по праву награжден за
ударную стройку метро весь героический московский комсомол.
...Еще несколько месяцев назад в переулке, стоящем в стороне от многолюдных улиц, не было никаких признаков стройки. Теперь здесь раскинулась шахта № 1 третьей очереди метро со своим многообразным хозяйством...
Работа идет под землей. На глубине 45 м
огромный щит прокладывает дорогу будущей линии метрополитена. Стройка ведется
днем и ночью, в четыре смены.
Щит по рельсам вдвигается в тоннель. Отсюда он начнет свое медленное, но упорное продвижение в сплошном грунте, оставляя позади себя готовые метры пройденного тоннеля. |
Начальник одной из смен, комсомолец Морозов,
пришел на новую шахту в июне. Морозов — старый метростроевец. За его плечами
строительство линий первой и второй очереди. С отбойным молотком в руках он
прошел не один десяток метров тоннеля. А сейчас вместе с другим старым
метростроевцем, бригадиром смени комсомольцем Пономаревым, он вкладывает в
работу новой линии весь свой опыт и комсомольский пыл.
Морозов и Пономарев пришли на новую шахту в
момент, когда только закончились подготовительные работы. Щит хотя уже и был
смонтирован и начал проходку тоннеля, но подвигался вперед весьма туго. Еще не
полностью были укомплектованы смены, еще рабочие не знали своего места, то и
дело переходя с одной работы на другую. Еще не укрепилась производственная
дисциплина. По существу, надо было заново организовать работу на щите, наладить
проходку.
— Мы начали с подбора и расстановки людей, —
говорят начальник смены и бригадир.
Это было верное решение. Умелый подбор и
правильная расстановка людей определяли скорость движения щита. А ведь самая
главная задача в том и заключалась, чтобы заставить быстро двигаться щит.
Щит — это огромная труба, лежащая под землей
горизонтально, в направлении проходки. Наружный диаметр щита 6 м, то есть тот же, что и диаметр
прокладываемого тоннеля. Поэтому там, где прошел щит, остается уже готовый
тоннель. Внутри щит разделен по своему поперечному сечению вертикальными и
горизонтальными перегородками. Они делят всю окружность щита на 9 ячеек. Это
необходимо для того, чтобы можно было вести проходку одновременно по всей
площади разрабатываемого грунта.
Работа в щите ведется одновременно во всех 9 ячейках. Вырабатываемая порода ссыпается вниз и оттуда откатывается на вагонетках. |
Передняя, лобовая часть щита, примыкающая к проходимой породе, и есть забой. Здесь-то проходчики, вооруженные отбойными молотками, вырабатывают породу.
Выработка породы в забое — это главный,
ведущий процесс. Он диктует условия и темпы работы всем остальным процессам,
происходящим позади щита. Поэтому у забоя поставлены на работу крепкие и
проворные ребята, поставлены прежде всего те, кто уже работал на проходке и с
этим делом знаком.
Здесь надо хорошо знать не только технику
работы, но и геологические условия. Так, сравнительно легко и быстро
разрабатываются мягкие породы — карбонные глины, которые здесь тянутся в
верхних пластах. Но нижние слои представляют собой крепкий известняк, перед
которым иногда бессильно опускаются отбойные молотки. Тогда на помощь приходит
аммонал. Начинают бурить шпуры, и крепкую, упорно сопротивляющуюся породу
взрывают. Нередко проходка ведется таким комбинированным способом: вверху — при
помощи отбойных молотков, внизу — взрывами.
Работа часто протекает в тяжелых геологических
условиях. Особенно «прославились» московские грунты своими плывунами. Эти
мелкозернистые пески, насыщенные водой, причинили строителям первой очереди
немало хлопот. Плывуны несут с собой потоки воды, угрожая всему забою.
Расплываясь, они своей жидкой массой могут заполнить весь щит. Для того чтобы
этого не случилось, работа ведется кессонным способом, то есть под повышенным
давлением. Повышенное давление воздуха отжимает, отгоняет воду назад из
плывунов, не пуская ее в забой. Поэтому в щите работа ведется в сухих условиях.
Но большое давление воздуха предъявляет и
большие требования к здоровью людей. Не всякий может работать в кессоне, и без
разрешения врача ни один человек не может быть туда допущен. Спускаясь в щит,
рабочие проходят особое шлюзовое устройство в виде камер, где постепенно
нарастает давление воздуха.
Для того чтобы проходчики могли работать
бесперебойно, необходимо всю вырабатываемую породу своевременно откатывать от
забоя. Поэтому к лобовой части щита в нижнем ярусе подходят вагонетки, на
которые наваливается порода. На откатку бригадир поставил Филимонова, Власова и
Дзогаева.
Бригада Пономарева — комплексная бригада. Она
ведет под землей все работы, начиная от проходки тоннеля и кончая укладкой
тюбингов и цементацией.
На третьей очереди метро, как и на второй,
стены тоннеля выкладываются чугунными кольцами — тюбингами. Тюбинговое кольцо
имеет в ширину 75 см. Оно складывается из 12 отдельных частей — сегментов. Для
того чтобы можно было уложить тюбинговое кольцо, щит должен пройти 90 см. Когда
щит проходит это расстояние и укладывается тюбинг, то завершается один цикл.
Откатчики подкатывают тюбинговый сегмент к месту работы щита. |
Укладка тюбингов производится при помощи
особого агрегата — «эректора», который устанавливается позади щита. Эректор
состоит из ряда моторов, пушки для нагнетания цементного раствора, крана-укосины
и механизма, который непосредственно укладывает тюбинговые сегменты, так
называемой руки эректора. Здесь работа сложная, ответственная, и на эту работу
надо было поставить человека опытного. Таким оказался Полунин, который в
прошлом уже работал тюбингщиком. Он мог дать высокую производительность. В
помощь ему выделили Кулакова.
Тюбинговые сегменты, уложенные в стенах тоннеля, сбалчиваются между собой. |
На цементацию был поставлен Шалотов. Дело в
том, что между стенками тоннеля и тюбинговыми кольцами после их укладки
остаются еще большие зазоры, пустоты. В эти пустоты и нагнетается цементный
раствор. Застывая, он прочно, «навсегда» скрепляет тюбинги со стенами тоннеля.
Производится расчеканка тюбингов свинцом. |
Так были расставлены по рабочим местам люди
смены Морозова. Каждый был поставлен там, где он по своему опыту и уменью мог
дать наилучшие результаты. За этими рабочими местами всех и закрепили.
Но мало было расставить людей. Для того чтобы
эти люди проявили в работе все свои возможности, надо было спаять весь
коллектив единством цели. Надо было развернуть социалистическое соревнование.
Начали с того, что разработали
производственный план и во всех подробностях обсудили его на смене. Каждому
стало ясно, за что нужно драться ему самому и всей смене в целом. А главное —
каждый понял, почему нельзя отставать ни на одном участке. Отставание по одной
работе неизбежно замедлит ход всего щита. Не могут с полной производительностью
работать проходчики, если вовремя не откатывается выработанная порода. Не может
далеко уйти щит, если оставшийся позади тоннель не закреплен тюбингами.
Теперь, когда уяснили задачу и каждый нашел свое
место, начали друг с другом соревноваться. Производственный подъем в смене
нарастал. Но ведь щит ведет не одна, а четыре смены. Надо, чтобы все работали
хорошо. И морозовская смена вызвала на соревнование смену комсомольца
Кочергина. Стали соревноваться и две остальные смены. Обязались перевыполнять
план. Обязались культурно работать и в культурном виде сдавать щит другой
смене. Это значит, что к концу рабочего дня вся порода, которая выработана за
смену, должна быть целиком откатана, фронт работ должен быть расчищен.
Вся эта организаторская работа начальника
смены и его помощника, бригадира Пономарева, не могла не дать положительных
результатов. Если вначале щит продвигался за смену всего на 40 см, то теперь,
набирая темпы, стал проходить 80—90 см. И, хотя количество породы, которое
теперь нужно было откатывать, удвоилось, все же откатка не тормозила работу.
Не задерживали щит и тюбингщики. Когда здесь
почувствовалось отставание, Пономарев сам взялся за эту работу и стал
укладывать вместо 6—7 сегментов по 12—18 сегментов в смену.
Первые производственные успехи сплачивали всю
смену, рождали энтузиазм и желание добиться еще большего.
Как раз в это время газеты опубликовали
обращение молодежи Автозавода им. Сталина. Молодые рабочие Московского
автомобильного завода призывали всю молодежь Советской страны встретить
двадцатилетний юбилей комсомола новыми производственными подарками.
Обсудить обращение автозаводцев собрались все
четыре смены. Подсчитали свои силы, взвесили все возможности и решили к комсомольскому
юбилею пройти сверх плана 50 м тоннеля, Началась упорная борьба за каждый
лишний метр проходки, за полное использование всего рабочего дня.
Прошел июль — первый месяц нормальной работы
новой шахты, и морозовская смена оставила позади уже 16 м 20 см пройденного
тоннеля. А план предусматривал 13 м.
Так был сделан первый подарок матери-родине.
Горьковский радиус метро. Станция «Площадь Маяковского». |
Горьковский радиус метро. Станция «Аэропорт». |
Комментариев нет:
Отправить комментарий