Текст и фото Л. НИКОЛАЕВА
Новой,
полнокровной жизнью живет сейчас старая Волга... С рыбного Каспия, нефтяного
Баку, соляного Баскунчака, из хлебных районов Сталинграда и Куйбышева тянутся
вверх по Волге тяжелые караваны судов, груженные углем, нефтью, солью, мукой и
другими грузами.
Как трудолюбивые
муравьи, медленно и упорно преодолевая сопротивление течения, их тащат
небольшие, но сильные суденышки — буксирные пароходы.
На пути этого грузопотока стоит большой портовый город Горький. Баржи, барки, «нефтянки», гусяны, беляны, баркасы, живорыбные садки, плавучие рефрижераторы, элеваторы и десятки других разнообразных представителей несамоходного грузового флота всегда заполняют его обширный рейд. Круглые сутки не прекращаются погрузочно-выгрузочные работы... Повсюду высятся стрелы подъемных кранов. Не умолкая ни днем, ни ночью, тарахтят лебедки. Среди этого плавучего скопища по узким проливам между судами осторожно пробираются буксиры. Они собирают свой «воз» — суда, которые, по указанию портового диспетчера, им придется повести по новому направлению...
Плавучие перегрузочные краны. При их помощи глубоко сидящие баржи освобождаются от части груза — «поузятся». Это позволяет им следовать дальше по более мелкой воде. |
*
Капитан буксира
«Батуми» получил у диспетчера новое рейсовое задание. Ему предлагалось взять
груз соли и угля весом в 1700 т и вести его вверх по реке Оке до ст. Щурово.
Груз заключался в трех баржах. Путь до Щурова составлял 1000 км.
Но команда
буксира попросила изменить задание:
— Мы просим вас
дать нам на этот раз нагрузку сверх нашей обычной нормы... Этот рейс мы
посвящаем двадцатилетию Ленинского комсомола и хотим, чтобы он был достойным
подарком славной дате...
Исправленный
приказ, в котором теперь значилась, кроме трех барж, еще и гусяна с грузом в
1000 т, был вручен капитану в 2 часа ночи. Это было официальным началом
ответственного рейса.
Осторожно
маневрируя в темноте между судами. «Батуми» искал свои три баржи и гусяну.
Его капитан — на
мостике. Счалка каравана — очень ответственное дело, и потому капитан лично
руководит ночным авралом. От того, как сформирован «воз», будет зависеть
скорость судна...
Праздников руководит авралом по счалке каравана. |
При счалке нужно
учесть множество обстоятельств: время года, направление пути, конструкцию
счаливаемых судов, их осадку, правильность нагрузки, состояние корпусов и
многое другое...
В зависимости от
этих обстоятельств капитан выбирает способ счалки — «американский», «бочонком»,
в кильватер, в два или три «пыжа».
— Эй, на барже!..
Какой ваш номер? — кричит в рупор
капитан, будя сонную тишину рейда...
Проходит три
часа. За это время капитан не только нашел свои суда, но и сам побывал на тех
из них, которые показались ему неподготовленными. Со своими помощниками он проверил
величину и правильность их нагрузки, состояние корпусов, водотечность трюмов,
крепость снастей...
Теперь способ и
порядок счалки капитану ясны. Три баржи и одна гусяна должны были пойти одна за
другой.
Команда «Батуми»
на 80 процентов состоит из молодежи. Быстро проводит она ночной аврал. Для
счалки судов между собой подаются «бухты» — толстые канаты, которые петлями
ловко набрасываются на буксирные «кнехты» — толстые вертикальные бревна,
проходящие через весь корпус баржи.
Счалка каравана... При помощи «бухт» связываются баржи между собой. |
Буксирный канат наматывают на специальные вертикальные бревна кнехты. Замысловатые петли уменьшают напряжение и каната и кнехтов. В то же время они облегчают «отдачу» каната. |
В 10 часов утра
12 июля 1938 г. «Батуми», закончив на два часа раньше срока формирование своего
«воза», прошел под огромной аркой Окского моста в городе Горьком и взял курс по
реке Оке на Щурово.
На своем «гаке» —
буксирном крюке — машина повела теперь 2700 т груза. Сверх плана пароход повез
столько груза, сколько вмещают в себе 60 железнодорожных вагонов!
Далеко за кормой,
в пенящемся следе буксира, терялся сейчас длинный хвост каравана...
2700 т груза тянул «Батуми» на своем буксирном крюке. На полкилометра растянулся огромный хвост каравана. |
Натягивая, как
струну, толстый металлический трос буксира, уверенно резала воду самая большая
и тяжелая баржа. В кильватер за ней тянулись две баржи поменьше, и, наконец,
последней шла низкобортная легкая гусяна с ложкообразным носом. За нее капитан
не беспокоился — она шла уже в «мятой» воде, не оказывающей ей большого
сопротивления.
Управление таким
огромным, вытянувшимся на полкилометра хвостом — тонкое и сложное искусство.
Оно требует от капитана совершенного знания дела, быстроты реакции,
находчивости, решительности и огромной выдержки в критические моменты.
Якову Петровичу
Праздникову, капитану «Батуми», только 22 года, и только в этом году он
закончил Московский речной техникум. Воспитанник комсомола, отличник учебы,
Праздников тотчас же по окончании техникума был зачислен капитаном на «Батуми».
Праздников любит и знает реку. Он часами может рассказывать о ее увлекательной
жизни, о «капризах» меняющегося фарватера, о «коварстве» перекатов, о плавании
в разных условиях года: весной в «большую воду», в «межень» — по низкой воде
летом и о многом другом...
Этот интерес и
любовь к реке он сумел привить и своей команде.
До прихода
Праздникова судно никогда не выполняло плана. Теперь оно дает прекрасные
показатели. Так, в апреле и мае план был выполнен на 143 процента, в июне — на
125,9 процента.
— Боевой капитан,
не гляди, что молод!.. — говорят про Праздникова в команде.
Яков Петрович
сейчас на вахте. Он смотрит на свои часы, засекает время и определяет скорость
хода судна. На крышке часов видна гравированная надпись...
Встречающиеся суда производят «отмашку» флагами — сообщают, какими бортами они намерены встретиться... |
Штурвальная рубка. «Батуми» идет «полным вперед»... |
В 1937 г. Яша
Праздников плавал практикантом в чине первого помощника капитана. В раннюю пору
весенней навигации, когда караван проходил один из подмосковных шлюзов,
свалившийся с откоса камень проломил днище тяжелого груженого баркаса. В
пробоину хлынула вода. Судно стало погружаться в воду... Попытки подвести
парусиновый пластырь ни к чему не привели— быстрая весенняя вода рвала брезент,
путала снасти, не давала работать. Гибель ценного груза была неминуема...
Выросший на реке, отличный пловец, Праздников быстро решил, что нужно сделать.
Он нырнул под днище баржи, пытаясь подплыть к пробоине. Четыре раза нырял он в
ледяную воду, пока наконец ему не удалось ввести в отверстие большую охапку
пакли. Течь остановилась. Баркас и груз были спасены.
За этот
самоотверженный поступок Праздников был награжден именными часами, с которыми
теперь никогда не расстается.
Весело полощется
на гафеле государственный флаг. На штурвальной рубке алеет лозунг: «Идем
стахановским рейсом имени двадцатилетия комсомола».
Держа руку на
штурвале, зорко смотрит вперед лоцман. В его руках сосредоточен «правеж»
огромным хвостом каравана.
Куда идет сейчас
судно? Оно повернуло к берегу и решительно пошло в сторону широкой песчаной
отмели. Как нитка за иголкой, туда же потянулись и баржи... Все ближе и ближе
отмель... Вот до нее остается уже несколько метров... Не хочет ли лоцман
выкинуть судно на берег? Но нет, внезапно руль кладется «на борт», и буксир
делает резкий поворот...
— Паньковский
перекат, — говорит лоцман. Он хорошо изучил песчаные гребни, движущиеся по
течению. Ориентируясь по бакенам — плавучим сигнальным знакам, по едва уловимым
линиям береговых песков, наконец, по легкой «игре» воды, он определил сейчас
положение так называемого «корыта». Это — узкая глубокая полоса воды. Так же,
как и всегда, лоцман безошибочно «прочел» сложный рельеф речного дна на пути «Батуми»
и ловкими маневрами буксира осторожно вводит в «корыто» длинный хвост
каравана...
Темнело небо.
Закончился первый день трудного пути. Можно было уже говорить о достижениях.
Скорость — этот
главный фактор стахановского рейса — была не только выдержана, но даже
увеличена. Вместо заданных 2,8 км в час караван шел со скоростью 4 км в час.
Это было достигнуто за счет сокращения времени стоянок, умелого прохождения
трудных мест пути и своевременного предупреждения неполадок.
На реке сейчас
полный штиль. Несмотря на темноту, «Батуми» уверенно идет вперед, забирая в
багаж своего времени лишние минуты, которые ему вскоре пригодятся.
В каюте виден
свет. Яков Петрович сидит за столом и читает. Он внимательно следит за новыми
книгами советских и зарубежных авторов, любовно подбирает политическую
библиотечку. Недавно он познакомился с Шекспиром. «Виндзорские проказницы» и
«Гамлет» лежат еще у него на столе Сейчас он перечитывает Лермонтова.
— Стихи это мой
отдых, — говорит он.
Своей очереди
ждет книжка Фейхтвангера «Сыновья».
Ярко освещен
красный уголок. Здесь свободная от вахты молодежь выпускает первый бюллетень.
Старательно выписываются гордые слова:
«Взяли тысячу
тонн груза сверх плана...»
«Сократили время
стоянки...»
«Заданную
скорость превысили...»
Завтра с утра вся
команда познакомится с результатами первых суток комсомольского рейса.
*
Уже седьмые сутки
«Батуми» идет вперед. Осталась позади страшная «Каменка»... Река встречает там
на своем пути скалу, стремительно бросается от нее в сторону, натыкается на
другую, и, совершенно рассвирепевшая от неожиданных препятствий, устремляется в
узкий и неглубокий каменистый проход, где течет с очень большой скоростью.
Тяжелый «воз» «Батуми» было невозможно целиком провести в таком течении.
Снова был объявлен
общий аврал. Караван поделили пополам и с величайшей осторожностью, едва
передвигаясь через грозную стремнину, раздельно проводили обе части каравана.
На это тяжелое
место был израсходован почти весь накопленный с таким трудом запас времени.
«Тихий вперед!» Вахтенный матрос закладывает натянувшийся буксирный канат на буксирные арки. Они будут поддерживать канат во время хода. |
Снова началась
упорная борьба за скорость...
*
Восьмые сутки
линейные диспетчеры следят за комсомольским рейсом «Батуми». Их сухие деловые
сводки скрывают за собой полнокровную, горячую жизнь молодого коллектива,
который упорно борется за право рапортовать о своей победе. Каждый член этого
коллектива показывает образцы аккуратности, быстроты исполнения команды...
В борьбе за
скорость накапливаются минуты, минуты складываются в часы. Уже 101 процент
выполнения рейсового задания отмечают диспетчеры.
В свободное время
команда отдыхает. Веселые игры, пение, пляска. Увлекательно и живо проходят
политзанятия, с особым интересом изучаются правила судовой технической эксплуатации,
выпускаются информационные бюллетени, стенгазета... Комсомольская группа
провела несколько собраний, двоих товарищей подготовили к приему в комсомол...
Утренняя уборка. «Драют» палубу. |
В часы отдыха оживает палуба... Ребята играют, пляшут, сражаются в шахматы и шашки. |
В трудной
творческой работе проходит время. Вот уже десятые сутки пути позади. Близко
Щурово — станция назначения. Командиры начинают рассчитывать точное время
прибытия. «Батуми» не может опоздать!
*
«Батуми» увидели
на пристани в Щурове ранним утром 23 июля. Труднейший рейс стал замечательной
победой стахановского парохода, который пришел на 17 часов раньше срока.
Рейсовое задание было выполнено на 169,4 процента. Команда парохода заработала
во время рейса 6 тысяч рублей.
Так кончился рейс молодежного экипажа «Батуми», посвященный 20-й годовщине Ленинского комсомола.
Комментариев нет:
Отправить комментарий