ЕВГ. ЦИТОВИЧ
Комсомольцы-«семитысячники» приезжали со всех концов Союза.
На площадке строительства трудно было встретить человека старше 23—26 лет, если
не считать специалистов и американцев. Попадались, правда, и строительные
артели, сколоченные по старинке, артели, в которых деньги раздавались по
старому обычаю «на топор да на бороду». Были и «скворцы», как звали
рабочих-сезонников, приезжавших на стройку самотеком. Звали их так потому, что
они приходили на стройку, неся свои пожитки за плечами, и эти их заплечные ящики
и мешки напоминали скворечню.
Но не «скворцы», не артели и не американцы, ходившие в мягких шляпах и широких костюмах, определяли лицо стройки. Душой будущего завода, его героями, его подлинными хозяевами были семь тысяч молодых юношей и девушек, мобилизованных ЦК комсомола на строительство и освоение первенца пятилетки — Сталинградского тракторного завода. И какая это была смесь языков, наречий, привычек!.. Общее было одно — молодость и горячий энтузиазм, часто наивный и неумелый, но всегда искренний, деятельный, живой.
Эти люди создавали завод. Отмораживая руки на февральском
ветру, они стеклили громадные пролеты механосборочного цеха, протянувшегося
почти на полкилометра. Они таскали кирпичи, они рыли котлованы, они настилали
торцовые полы, они разгружали оборудование.
После тяжелого трудового дня комсомольцы расходились по
деревянным, наспех сколоченным баракам, где они жили общежитиями и коммунами.
Многие засыпали не раздеваясь. Другие еще спорили перед сном, спорили до
хрипоты о коммунах, о будущих социалистических городах, о своем заводе — первом
заводе массового поточного производства.
Сталинградский тракторный завод в период строительства. |
*
Весной 1930 г., когда строительство уже подошло к концу,
комсомольцы Тракторостроя взяли на себя обязательство закончить монтаж завода в
сорок дней. О таком сроке не могли мечтать даже американцы. В этот
сорокадневник монтажа комсомольцы Тракторного не знали покоя. В любую минуту,
даже ночью, их могли поднять криком:
— Оборудование пришло!
Тогда из бараков выскакивали парни и девушки. Еще
полусонные, они выходили на свежий воздух, на ходу натягивая брезентовые
спецовки. Так они и шли на монтаж — группами и бараками, и каждый барак имел
свое лицо: вот идет Рязань, вот Самара, вот — в пестрых халатах — жители
знойного Узбекистана.
К еще недостроенным цехам на железнодорожных платформах
подвозили оборудование. Прожекторы освещали ящики с иностранными надписями,
детали машин, станки... Комсомольцы нетерпеливо кидались на ящики, сгорая от
любопытства скорее увидеть и потрогать новенькие машины. Героический монтаж велся
невиданными темпами. Люди работали иногда всю ночь, и никто не бросал работу,
пока оставалась хоть одна неразгруженная платформа. Распакованные машины на
тракторе везли в цех, к тем местам, которые были помечены на полу цеха цифрами
и квадратами. Ребята расходились по домам, оставляя после себя гору досок,
стружек, фанеры... И девчата еще находили в себе силы, чтобы убрать после них
этот мусор и освободить проходы. И, расходясь после этой работы, невыспавшиеся,
проголодавшиеся, усталые люди шли домой и пели хором самые веселые песни, какие
только приходили им на память.
Сил и энтузиазма было хоть отбавляй. Люди были готовы
сделать все, что ни потребуется. Они приехали на завод, уже готовые на всякие
подвиги. Их энтузиазм был приправлен изрядной долей романтизма и гордости за
свое дело. Да и нельзя было не чувствовать гордости, работая на Сталинградском
тракторном. Взоры всей страны были устремлены на молодых строителей завода. Они
чувствовали себя на гребне громадной волны, на стыке двух великих начал
социалистического строительства. Индустриализация и коллективизация страны пересекались в цехах Сталинградского
тракторного.
На стройке кузнечного цеха. |
*
Два стиля были представлены на площадке Тракторостроя:
революционный размах и американская деловитость. Пока это была только механическая
смесь, не спаянная воедино. Крупнейшие американские специалисты были
техническими руководителями строительства и монтажа. Семитысячники учились
работать под их руководством.
Комсомольцы быстро нашли общий язык с теми лучшими из
иностранных специалистов, которые искренне хотели передать молодежи свой
богатый технический опыт. Американцы вникали в мелочи, сами залезали в
котлованы и на конструкции, сами показывали рабочим, как надо взять в руки
клещи, молоток, как подойти к машине. Они приходили на работу в широкой удобной спецовке со множеством карманов,
всегда спокойные, бритые. Во всем, что они делали, был общий стиль простоты,
точности, спокойной деловитости, стиль, который часто вызывал восхищение
комсомольцев, но которому они еще долго не могли научиться. Но и американцы,
уверенные в себе и в своих методах работы, должны были признать силу этой
молодой целеустремленной воли, которой была пронизана вся работа
семитысячников. И когда уже не оставалось никаких сомнений в том, что завод
будет готов раньше срока, главный инженер строительства, всегда спокойный,
уравновешенный американец, выступил в печати со статьей в необычном для него
торжественном тоне. «Русские доказали свою способность строить, — писал он. —
Стоит оглянуться назад — и осуществление завода покажется чудом. Что могла бы
сделать горсточка американских инженеров, если бы не энтузиазм русских!»
И действительно,
несмотря на всю свою неопытность и неумелость, молодежь находила иногда выход
там, где, казалось, ничего нельзя было сделать, и находила при этом свои особые
методы работы, недоступные никаким иностранным специалистам.
Однажды в
Новороссийске застряли станки, присланные из Америки. До конца монтажа
оставались уже считанные дни. Семь комсомольцев Тракторостроя были посланы
заводским комитетом комсомола в Новороссийск с заданием: во что бы то ни стало
разыскать и срочно доставить это оборудование. Приехав в Новороссийск, ребята
узнали, что срочное оборудование еще не разгружено с пароходов. Начальник порта
встретил их по казенному. Ссылаясь на свои графики и расписания, он заявил, что
пароходы будут разгружены не раньше, чем через пять-шесть дней. Ребята обивали
пороги различных учреждений, но не могли добиться успеха. Тогда они отправились
прямо в порт. Они собрали грузчиков, объяснили им важность и необходимость
срочной разгрузки, вызвали их на социалистическое соревнование. Через два дня первый
состав с срочным грузом для Тракторного был погружен в вагоны и отправлен в
Сталинград.
*
Когда монтаж
подходил к концу, на Сталинградский тракторный прибыл большой конвейер. Его
прибытие было обставлено с особой торжественностью. Комсомольцы выслали
навстречу ему специальных дозорных, ускоряли отправку и следили за продвижением
конвейера на всем пути от Новороссийска до Сталинграда. Семитысячники решили,
что теперь дело близится к концу. Будет конвейер — будут и тракторы. Многим
казалось, что именно в нем, в этом замечательном конвейере, с которого каждые
пять минут будет сходить трактор, воплощена вся высшая современная техника. В
механосборочный цех началось целое паломничество, Рабочие приходили со всех
цехов и даже с соседних заводов. Приходили специальные экскурсии из города за
15 км, чтобы посмотреть на большой конвейер. Но смотреть, в сущности, было не
на что. Конвейер оказался самой скучной и простой деталью завода. На полу цеха
были разложены звенья длинной конвейерной цепи, болты, железные листы,
угольники... Глядя на них, семитысячники испытывали разочарование. Это было как
бы намеком, что не в конвейере, не в оборудовании кроется главный секрет
массового поточного производства. И не станки, как бы сложны и «умны» они ни
были, решают успех дела. «Сверхфордистское» преклонение перед станками долго
продолжало жить среди молодежи. Иногда, когда комсомольцы очень уж восхищались
каким-нибудь зуборезным автоматом Глиссона или копировальным станком Келлера,
старый мастер, долгое время работавший на заводах в Америке, хлопал
комсомольцев по плечу и говорил:
— Пряжка —
железо. Станок — тоже железо. Все, что в нем умного, — от человека.
Наступал день
пуска завода, день, в который все общественные организации, весь коллектив
завода обязались спустить с конвейера первый трактор. Был ли готов завод к
бесперебойной работе? Как будет налажено производство? Об этом существовали
самые различные представления даже у руководителей завода. Один из старых,
почтенных инженеров, например, с серьезным видом заявлял на собраниях:
— Трактор имеет
семьсот пятнадцать деталей. Нас на заводе будет сто пятьдесят инженеров. По
пять деталей на одного инженера. Неужели каждый из нас не сумеет наладить
производство каких-нибудь пяти деталей!..
Предполагалось,
что первое время на конвейере будут собираться опытные тракторы из готовых уже
деталей, частью привезенных из Америки, частью сделанных полукустарно. За этот
срок будут до конца смонтированы все станки, оборудованы вспомогательные цехи.
Люди станут на свои места, и всё 715 деталей ручьями потекут к большому
конвейеру.
Во дворе завода
еще валялись леса, горы строительного мусора и кирпичей. На полу в
механосборочном, там и здесь, еще белели нарисованные мелом квадраты, показывая
места, где будут установлены недостающие станки. В кузнице зияли провалы и ямы,
словно здесь с корнем вырывали громадные деревья, — это были котлованы под еще
не установленные молоты. В формовочном зале громадного литейного цеха формовали
одну единственную деталь — колесо рулевого управления... Так выглядел завод
накануне пуска. По существу, пуск завода был всего-навсего пуском конвейера, на
котором собирали разношерстные детали первого трактора.
*
И все-таки завод
был объявлен готовым к пуску. Это было почти стихийное решение всего заводского
коллектива. Люди подгоняли время. Завод нельзя было не пустить. И это решение,
зародившееся в коллективе строителей и нашедшее отклик во всей стране,
оказалось в конечном итоге правильным, революционным решением. Ждать было нельзя.
Сталинградский тракторный расчищал дорогу сотням заводов, которые вступали в
строй вслед за ним. Он становился школой освоения заводов массового
производства, пусть даже в этой школе давался иногда пример того, как не надо
осваивать предприятия. Это была первая серьезная встреча с современным
производством. Только в горячей производственной практике, только расшибая лбы
на своих ошибках, молодые хозяева нового завода находили верный и, главное,
самый быстрый путь к овладению техникой.
Сталинградский тракторный построен. Главная магистраль завода. Смена рабочих идет на завод. |
Накануне пуска на
конвейере уже стоял первый трактор. Он был собран наполовину из грубо
сделанных, полукустарных деталей. Его уже собирали несколько раз и снова
разбирали, чтобы лишний раз «прогнать» по конвейеру и предусмотреть все
неожиданности сборки. Те же семитысячники, которые еще недавно строили и
монтировали завод, стояли теперь в пролетах за станками, вдоль цепи большого
конвейера и за столами малого конвейера, где монтировался мотор для первого
трактора. Люди не спали по нескольку ночей подряд. Они бегали из кузницы в
мастерскую, из мастерской в инструментальную, подгоняя одну к другой
многочисленные детали трактора. Многое делалось и исправлялось на ходу.
Сборщики сами нарезали болты и гайки, сами вручную прошабривали маховички,
бегали искать шестерни, выбивали зубилом приливы, напильником подпиливали
гильзы, кувалдой вгоняли их в блок. Надо было торопиться. Рабочие завода через
газету «Даешь трактор» уже выступили с предложением отправить первый трактор в
подарок XVI съезду партии.
17 июня 1950 г.
первый трактор торжественно спустили с конвейера. Праздничное оживление
началось с утра. В механосборочный цех приходили делегации гости, гремела
музыка. Трактор плыл по конвейеру, на ходу обрастая деталями. Вместе с
рабочими-сборщиками собирали трактор инженеры, мастера, начальники цехов и
пролетов...
Приближалось три
часа дня. Первый трактор, дымчатого цвета, с ярко-красными колесами, медленно
полз по ленте, приближаясь к устью конвейера. Вдоль ленты конвейера густой
шеренгой стояли американцы, инженеры, почетные гости, представители города,
края, страны. Стояли семитысячники-строители завода и его рабочие, и каждый из
них, провожая глазами трактор, находил в нем свою, наиболее близкую деталь,
которую он сам изготовлял и подгонял на сборке.
На длинной ленте конвейера, начало которого терялось в глубине огромного цеха, виднелся один единственный трактор. Но это не умаляло величия минуты. В глубоком, торжественном молчании люди прослушали приветственную телеграмму Сталина: «Привет и поздравления с победой рабочим и руководящему составу первого в СССР Краснознаменного Тракторного гиганта. 50 тысяч тракторов, которые вы должны давать стране ежегодно, есть 50 тысяч снарядов, взрывающих старый буржуазный мир и прокладывающих дорогу новому социалистическому укладу в деревне. Желаю вам успеха в деле выполнения вашей программы.
Благодарность
нашим учителям по технике, американским специалистам и техникам, оказавшим
помощь в деле построения завода».
Взрыв
приветственных голосов потряс стены громадного цеха...
Конвейер донес
трактор до устья и медленно, бережно поставил его на пол. Колеса коснулись
земли. На трактор сел мастер сборки. Пионер, высоко поднятый бородатым
стариком-колхозником, перерезал ножницами красную ленточку... Зашумел мотор,
трактор задрожал, ожил, тронулся с места и медленно, торжественно вышел из
ворот цеха.
Сборка тракторного мотора на конвейере. |
Толпа бросилась
за ним, забегая вперед и расступаясь перед трактором. Так он и шел посреди
живой движущейся аллеи, шел, направляясь к площади поселка, где должен был
состояться многолюдный торжественный митинг.
Перед самыми
воротами завода случилось неожиданное. Трактор остановился перед небольшим
пригорком и не смог его взять. Мотор захлебнулся и замолчал. Шумная веселая
толпа затаила дыхание. Казалось невероятным, что трактор дальше не пойдет. Это
было невозможно. И этого не случилось. К трактору подошел инженер. Провозившись
нескольку минут над мотором, он исправил какой-то плохо пригнанный клапан.
Мотор снова зашумел, и трактор с усилием вытащил себя на пригорок.
После митинга
трактор вернули в мастерскую цеха. Здесь его еще раз осмотрели, исправляя и
подгоняя все плохо пригнанные детали. День спустя первый трактор Сталинградского
завода был отправлен в Москву в подарок XVI съезду партии.
Первенец завода
ехал в Москву в простом товарном вагоне в самом хвосте поезда. Вагон бросало и
мотало из стороны в сторону. Двое молодых ребят, сопровождавших трактор,
возились с ним всю дорогу, стараясь придать первенцу хоть чуть побольше
мощности. Они снова и снова разбирали детали мотора, пригоняли и собирали их.
Однажды они запустили мотор во время хода поезда. Вагон наполнился таким
треском и дымом, что пришлось открыть окна и двери, к ужасу стрелочников и
железнодорожников, мимо которых, весь в дыме и грохоте, пролетал этот странный
вагон. На одной станции вагон чуть не отцепили, потому что пролитый на пол
керосин смыл смазку в буксах, и они начали гореть. Но когда кондуктор, распахнув
двери, увидел, что в этом вагоне находится первый сталинградский трактор, он
срочно привел буксы в порядок и разрешил следовать дальше...
Готовые тракторы Сталинградского завода грузятся на платформы для отправки на поля колхозов и совхозов. |
*
В жаркий июньский
день Москва вышла встречать первый трактор первого в СССР гигантского
тракторного завода. За рулем трактора сидел комсомолец — один из семи тысяч.
Первый трактор, живой, настоящий, медленно двигался по улицам столицы. Его
обвешивали цветами, его фотографировали со всех сторон, о нем говорили речи. И
вряд ли ликующая толпа догадывалась о том, какую огромную ответственность брал
на себя в это время семитысячник, слесарь завода, который вел трактор, сидя за
его рулем. Трактор должен был пройти по улицам столицы, должен был выплыть из
этого моря приветствий без всякой задержки, без единой заминки... Рядом с
трактором шел инженер сборочного цеха. Стараясь ничем не показать своего
волнения, он косил глазами на рулевого и изредка вполголоса бормотал:
— Голову сниму,
если трактор станет!..
Но трактор шел
спокойно и уверенно. И разве мог остановиться этот трактор, этот первенец
советской индустриализации!..
Прошло восемь
лет. За эти годы страна построила новые предприятия-гиганты. Уже хорошо
известна колхозникам марка «ХТЗ», уже давно Челябинский тракторный дает стране
мощные гусеничные машины. Ежедневно с конвейеров советских тракторных заводов
сходят на колхозные поля несколько сот тракторов. Сотни тысяч советских
тракторов победно шествуют по бескрайным социалистическим полям.
На торжество выпуска пятитысячного трактора к сталинградцам приехал секретарь ЦК комсомола А. В. Косарев. Тов. Косарев сводит «юбиляра» с конвейера. |
Но первый трактор, героическая стройка Сталинградского завода, энтузиазм комсомольцев, рвавших все преграды на этом строительстве, — все это остается ярким, незабываемым памятником начала сталинской индустриализации нашей страны.
Комментариев нет:
Отправить комментарий