Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

24 января 2024

3 цикла | ТМ 1938-10

3 цикла
Инж. Д. ОНИКО, депутат Верховного Совета РСФСР

Я люблю машины. Дружбу с ними завел еще в детстве. Я был беспризорником, и детство мое протекло под стук паровозных колес. В отличие от других беспризорников, ездивших «со всеми удобствами» в ящиках под вагонами, мое «плацкартное» место находилось обычно под котлом паровоза. Иногда я пробирался к машинисту в будку. Страшно интересовала меня большая и непонятно работающая машина, которая тянула за собой длинный состав вагонов. Машинист рассказывал про свой паровоз. Я слушал и мечтал: вырасту — обязательно буду машинистом.

*

Так пробегал год за годом. Казалось, никаких перемен в моей жизни неоткуда ждать.

Но вот наступил 1924 год, когда я узнал, что есть на свете комсомол и что для меня возможна иная жизнь.

В холодный январский день на улицах Кременчуга появились траурные флаги. Умер Ленин. Рабочие строились в колонны для участия в траурном шествии. Невольно я пристал к одной такой колонне. Никто меня не оттолкнул. Впервые в жизни я шагал вместе с рабочими, и это уже была новая дорога, уводившая меня от беспризорщины.

Начал посещать клуб транспортников, как-то незаметно для самого себя стал активистом, записался в юнсекцию, познакомился с комсомольцами. Мною занялись комсомольские ребята. Они сказали, что обязательно выведут меня «в люди». Я особенно этому не противился. Беспризорщина порядком надоела. Комсомольцы были ребята упорные. Сначала они направили меня в ликбез. Когда я стал разбираться в грамоте и научился немного писать, мне предложили подать заявление в комсомол. Помню, с каким волнением писал я большими буквами, еще неуверенным почерком это заявление. Писал и думал: «Неужели примут? А вдруг не примут?..»

Вызвали на комсомольское собрание. Стали обсуждать мое заявление. Кое-кто выступил и сказал, что не место мне в комсомоле. Дело в том, что в качестве беспризорника я пользовался в Кременчуге довольно большой, но не особенно приятной популярностью. Тем не менее большинство собрания высказалось в мою пользу. Я стал комсомольцем. С этой поры, собственно, и начинается моя настоящая сознательная, советская жизнь.

Меня направили учиться в ФЗУ лесозавода Южной дороги. В путевке стояла приписка: «Помните, товарищи, кем был этот мальчик. Больше чуткости!» И действительно, на новом месте ко мне относились очень хорошо. О прошлом никогда не вспоминали, словно и не был я беспризорником. Сразу выбрали старостой, потом председателем ученического комитета. Стал я редактировать заводскую газету, начали появляться мои заметки и в городской газете «Кременчугский рабочий». Вскоре избрали меня в члены бюро комсомольской ячейки. Общественно-политическая работа увлекла меня, и в 1928 г. я подал заявление о приеме в партию.

Не меньше интересовали меня и машины. Моя любовь к ним не пропала. На лесозаводе работала паровая машина, но уже не на колесах. Спать под котлом больше не приходилось, я имел свою комнату, и теперь можно было подойти к машине с другой стороны. Мне доставляло большое удовольствие разбираться во всех механизмах и выяснять, что к чему. Проработав полтора года, я получил звание помощника машиниста.

Аппетит к учебе только разгорался. Хотелось идти дальше, знать больше. Передо мной постоянно были слова Владимира Ильича, обращенные к советской молодежи: «задача состоит в том, чтобы учиться».

В 1929 г. меня послали на курсы по подготовке в вуз, а спустя год я поступил в Московский горный институт в счет «профтысячи». Теперь лишь начиналась самая настоящая и в то же время самая трудная учеба.

*

Нелегко давались мне науки. Легко учиться теперь молодому человеку, который кончает десятилетку и во всеоружии элементарной математики, физики, химии и многих других дисциплин переступает порог высшей школы. У меня же был довольно скудный запас знаний. Надо было взбираться на вершины высшей математики, в то время как я с трудом разбирался в элементарной. Надо было изучать теоретическую механику, начертательную геометрию, сопротивление материалов и многие другие науки, о которых я раньше никогда и не слышал. Однако слишком велико было мое желание учиться, чтобы что-нибудь могло меня остановить. Я занимался дни и ночи, и должен сказать — учился неплохо: был отличником и не раз был премирован за хорошую учебу.

Летом ездил на практику. Поехал однажды в Донбасс на механизированную шахту «Пролетарская диктатура». Здесь было много всяких машин, механизмов, приспособлений. Мне все это очень нравилось. Впрочем, при всем моем уважении к машинам я никогда слепо перед ними не преклонялся. И как бы хороша ни была машина, всегда думал: а нельзя ли ее сделать еще лучше или даже вместо этой машины сделать новую?

Мне кажется, такой подход к технике — самый правильный.

На шахте «Пролетарская диктатура» в большом ходу были вагнеровские скреперные лебедки. Работали они из рук вон плохо, часто ломались, вызывая простой и дезорганизацию всех процессов. Местные инженеры свыклись с плохой работой лебедки и только руками разводили:

— Что поделаешь, ведь конструкция-то заграничная!

Конечно, раскритиковать эту конструкцию не представляло труда, но надо было предложить взамен что-нибудь лучшее. Я изучил все недостатки этой лебедки, а потом засел за книги и чертежи. Работа увенчалась успехом. Была создана, по существу, новая скреперная лебедка. Эксперты Главугля признали ее одной из лучших лебедок этого типа.

*

Первый успех окрылил меня. С тех пор изобретательская работа стала моим любимым занятием.

Весной 1934 г. разбиралась в Москве Китайгородская стена. Как-то, проходя мимо, я заинтересовался этим делом. Работа шла медленно, полукустарно. Сюда так и просились механизмы. Я решил над этим вопросом поработать и вскоре смог предложить Московскому совету агрегат для резки кирпичных стен. В этот агрегат входили: канатная пила, кран-укосина и врубовая машина. Председателем Московского совета в то время был т. Булганин. Он быстро продвинул мое изобретение, и дальнейшая разборка стен производилась, уже механизировано. Агрегат работал безукоризненно и стал применяться потом при сносе других сооружений.

За годы пребывания в институте мне удалось сделать несколько самых разнообразных изобретений. Тут и депульверизатор — аппарат для очистки помещений от пыли, и костылезабивочная машина для транспорта, и бочкоподъемник для нефти, и кое-что другое.

*

Учеба в Горном институте подходила к концу. Надо было готовить дипломный проект. Стал я задумываться, какую же тему выбрать для диплома. Для каждого оканчивающего студента — это самый волнующий вопрос. Меня больше всего занимала задача повышения производительности в угольной промышленности. Мне казалось, что еще не все сделано в области механизации, что далеко не все взяли мы от современной техники. Если изгнать ручной труд, особенно там, где он применяется в большом объеме, то можно добиться громадных результатов.

У меня уже были к тому времени отдельные изобретения, связанные с механизацией процессов угледобычи, — та же скреперная лебедка, затем индикатор кровли — прибор, сигнализирующий об опасных давлениях в лаве, наконец «орлоуловитель», предотвращающий срыв вагонеток с пути на уклоне. Последнее изобретение было сделано мною совместно с другим студентом.

Возникла мысль, что если собрать все эти механизмы, да еще прибавить новые, то можно будет разработать вопрос о комплексной механизации шахты. Эту тему я и избрал для своего дипломного проекта.

В декабре прошлого года наступил долгожданный день, когда я должен был защищать перед государственной квалификационной комиссией свой диплом. Об этом дипломном проекте хотелось бы рассказать подробнее.

...Лава представляет собой в шахте то место, где производится добыча угля. Здесь работают врубовые машины. Врубовка в опытных руках стахановца может делать чудеса. На сегодня эта машина бесспорно знаменует собой передовую технику. Но вот последующие процессы отстают, не поспевают за быстрым ходом врубовки. В первую очередь это относится к операции, идущей вслед за выработкой, — навалке угля. Как раз после того, как врубовка подрубает пласт, начинается самая трудоемкая работа — работа навалоотбойщиков: они отбивают подрубленный уголь, бросают его на линию скрепера и ставят за собой крепление.

Работая над комплексной механизацией шахты, я прежде всего взялся за конструирование навалочной машины, которая могла бы заменить навалоотбойщиков. Такая машина была мною разработана. Она может убрать до 100 т угля в час. Если считать, что после проходки лавы длиной в 150—180 м скопляется примерно 500 т угля, то навалочная машина уберет этот уголь за 5 часов. Устройство ее довольно простое, и обслуживается она всего двумя рабочими. Между тем при работе вручную для уборки того же количества угля понадобится не менее 40 навалоотбойщиков.

Навалочная машина убирает уголь прямо с забоя на транспортер. Возник вопрос: а справится ли транспортер с новым большим потоком угля, не будет ли здесь задержки? Дело в том, что после проходки каждой лавы транспортер передвигается на новое место. Существующие типы транспортеров устроены так, что требуется 3—4 часа, в лучшем случае 2 часа для передвижки их на новое место. А уголь ждать не может. Сама идея «шахты сплошной механизации» в том и заключается, чтобы уголь все время добывался в лаве и, нигде не задерживаясь в пути, непрерывным потоком выходил наружу.

Навалочная машина поднимается вверх по подрубленной лаве. Уголь сгребается вниз на транспортер посредством двух вращающихся бесконечных лент, на которые насажены лопасти.
Навалочная машина поднимается вверх по подрубленной лаве. Уголь сгребается вниз на транспортер посредством двух вращающихся бесконечных лент, на которые насажены лопасти.

Пришлось заняться переделкой транспортера. Были разработаны такие приспособления, с помощью которых можно передвинуть транспортер на новое место за каких-нибудь 2—3 минуты. И для этой операции достаточно двух-трех рабочих вместо восьми-десяти, которые необходимы сейчас.

Таким образом, и эта задача была решена. Но в технике одно цепляется за другое. Быстрая передвижка транспортера потребовала иного крепления. Мною и было предложено так называемое консольное крепление, способное выдержать быстрое перемещение транспортера. Одновременно это крепление служит и для наблюдения за кровлей.

Консольное крепление, позволяющее быстро передвигать конвейер, с которого уголь ссыпается непосредственно в вагонетки.
Консольное крепление, позволяющее быстро передвигать конвейер, с которого уголь ссыпается непосредственно в вагонетки.

До сих пор поведение кровли не поддавалось контролю работников шахт. А кровля могла вести себя самым коварным образом — неожиданно обрушиться и затормозить всю добычу угля. Между тем при полной механизации шахты лава будет передвигаться очень быстро, и здесь особенно важно знать, как будет себя вести кровля. Для этого и служит изобретенный мною индикатор кровли. Этот прибор непрерывно автоматически выводит кривую давления кровли в тоннах и при помощи целой системы световых сигналов предупреждает, где и в какой момент следует ожидать обвала. Имея такой прибор, можно работать совершенно спокойно и уверенно.

Так, идя шаг за шагом по всем ступеням угледобычи, я выискивал слабые звенья, где могли произойти перерыв, задержка, и разрабатывал соответствующие рационализаторские предложения. В числе их имеется особая вагонетка для спуска в шахту ответственных механических частей, моторов, трансформаторов и т. д. Затем я придумал прибор, определяющий температуру в угольных штабелях и сигнализирующий об опасности самовозгорания.

Мои расчеты показывают, что шахта, применив такую сплошную механизацию, сможет совершенно свободно давать три цикла в смену.

Схема автоматической передвижки конвейера. Вдоль угольного пласта установлены временные балки с блоками. Блоки имеются и на конвейере. Лебедка натягивает трос, и конвейер подтягивается к новой лаве.
Схема автоматической передвижки конвейера. Вдоль угольного пласта установлены временные балки с блоками. Блоки имеются и на конвейере. Лебедка натягивает трос, и конвейер подтягивается к новой лаве.

Государственная квалификационная комиссия оценила мой дипломный проект на «отлично». Мне было присвоено звание инженера первой степени. Учеба в институте была закончена.

*

В начале этого года партия выдвинула меня на весьма ответственную работу: на пост секретаря городского партийного комитета г. Шахты. Исключительное доверие оказало мне население Шахтинского избирательного округа, выбрав своим депутатом в Верховный Совет РСФСР.

Мне только 28 лет. Многое дала мне, как и всей советской молодежи, наша коммунистическая партия, Ленинский комсомол. Хочется всей своей работой, всей жизнью отблагодарить партию, родину и лучшего друга, и учителя молодежи товарища Сталина.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.