Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

19 декабря 2023

Поединок в воздухе | ТМ 1938-08/09

Поединок в воздухе виньетка

Комбриг А. ЛАПЧИНСКИЙ

ОТ РЕДАКЦИИ. После продолжительной болезни 2 мая 1938 г. скончался комбриг т. Лапчинский Александр Николаевич. Смерть вырвала из рядов РККА крупного военного специалиста и выдающегося теоретика в области военной авиации. Тов. Лапчинский оставил после себя много ценных печатных трудов. За свою деятельность в области нашей авиации т. Лапчинский был награжден орденом Красной Звезды и в ознаменование 20-летия РККА — юбилейной медалью «XX лет РККА». Тов. Лапчинский уделял внимание и широкому популяризированию передовых идей современной авиации. Читателям журнала «Техника—молодежи» хорошо известны глубокие по содержанию и простые, доступные по своему изложению мысли т. Лапчинского, которыми он делился на страницах нашего журнала с советской молодежью. Печатаемая ниже статья т. Лапчинского является одной из его последних работ; незадолго до своей смерти он прислал эту статью в редакцию «Техника—молодежи».

Все военные самолеты могут вести бой в воздухе, но далеко не все самолеты могут навязать по своему желанию бой другим самолетам. Только тот самолет, который обладает скоростью большей, чем скорость неприятельского самолета, может иметь, как говорят, инициативу боя. Тот же, кто обладает меньшей скоростью, инициативы боя не имеет и может только выжидать приближение противника. Самой быстроходной машиной до сего времени остается истребительный самолет. Поэтому инициативой боя по отношению ко всем самолетам другого гениального назначения — разведчикам, штурмовикам и бомбардировщикам — обладает истребитель. Вот почему в строительстве воздушных флотов всего мира ведется борьба за скорость. Борьба за скорость является борьбой за инициативу нападения.

Разведчики и бомбардировщики непрерывно повышают свою скорость, чтобы в наибольшей мере обезопасить себя от атак истребителей, а истребители непрерывно повышают свою скорость, чтобы сохранить за собой инициативу боя.

Так же обстоит дело и в борьбе за скорость между тяжелыми и легкими бомбардировщиками. Легкие бомбардировщики до сего времени являются более быстроходными машинами, и поэтому им принадлежит инициатива боя по отношению к тяжелым бомбардировщикам. Тяжелые самолеты не могут догнать истребителей и легких бомбардировщиков, а следовательно, не могут навязывать им бой по своему желанию. Легко понять, что страна, обладающая во время войны более скоростными самолетами всех специальных назначений, будет иметь несомненно превосходство в воздухе, так как более скоростная система воздушных вооружений позволяет нападать на противника или уходить от него по своему желанию.

В настоящее время горизонтальная скорость новейших систем самолетов уже превышает 500 км в час. Однако это не значит, что все новые самолеты могут летать с такой скоростью. Должно пройти известное время, пока новая конструкция будет освоена производством. На организацию массового выпуска новых самолетов также требуется время. Та страна, которая обновляет свои воздушные силы более быстрыми темпами, имеет несомненное преимущество в воздухе.

Итак, для того чтобы иметь возможность навязать воздушный бой, необходимо обладать более скоростными самолетами. Но это еще не все. Приблизившись к противнику, нужно в него стрелять. Следовательно, на самолете нужно иметь огнестрельное оружие — пулеметы и пушки. В зависимости от расположения этого оружия на самолете меняется характер боя в воздухе.

Истребитель вооружен пулеметами, неподвижно скрепленными с самолетом. Эти пулеметы стреляют только вперед по оси движения самолета. Летчик-истребитель прицеливается всем самолетом; стрелять назад, вверх, в стороны он не может. Все его вооружение сосредоточено для стрельбы вперед.

Двухместные и многоместные самолеты могут стрелять и в стороны, и вверх, и назад. Это для них очень важно, так как они обычно не могут уйти от истребителя и должны ожидать его атаки, которая возможна с любой стороны. Но сосредоточить весь свой огонь в одном направлении ни разведчики, ни бомбардировщики не могут, так как их пулеметы установлены для стрельбы в разных направлениях. Так, например, у разведчиков имеется обычно три пулемета, один из которых стреляет только вперед, а два других — вверх, назад и в стороны. У бомбардировщиков бывает несколько огневых точек, например восемь пулеметов и пушка, но сосредоточить огонь в одном направлении они могут максимум шести пулеметов. Так как истребитель обладает инициативой нападения, он должен выбирать для атаки такое направление, на котором у разведчика и бомбардировщика огонь будет слабым. Это значит, что истребитель, кроме высокой скорости, должен обладать хорошей маневренностью.

Но и истребитель может попасть в трудное положение: если его атака с первого раза не удалась, и он отлетает от разведчика или от бомбардировщика, он находится под огнем бортового оружия противника. Вместе с тем необходимо принять во внимание следующее обстоятельство: атакуя любой самолет противника, истребитель идет прямо на него своим мощным сосредоточенным огнем и подставляет под огонь противника лишь 1 кв. м своей небольшой поверхности. Таким образом, истребитель для противника является целью небольшой, вероятность попадания в которую очень мала. В то же время, атакуя крупный тяжелый самолет, истребитель видит перед собой цель размеров до 16 кв. м, поэтому и вероятность его попадания гораздо больше. Истребитель в атаке является самой сильной машиной, а скорость и маневренность дают ему инициативу нападения. Одно время считалось, что увеличение числа пулеметов на тяжелых самолетах поможет им одержать верх над истребителями. Опыт войны в Испании показал, что это ошибка. Немцы послали в Испанию свои тяжелые самолеты «юнкерс», а легкие быстроходные истребители республиканских войск встретили их так, что эти «юнкерсы» без сопровождения своих истребителей совершенно не могут появляться на фронте: республиканские истребители сбивают их, как куропаток. Правда, не зря говорит, что «не корабли, а люди сражаются». На стороне испанских правительственных войск преимущество не только в кораблях, но и в людях, что и дает им двойное преимущество в воздухе.

Таким образом, с точки зрения воздушного боя тихоходные тяжелые германские самолеты совершенно себя не оправдали. Необходимость летать в сопровождении истребителей лишила эти тяжелые самолеты и их преимущества — большого радиуса действия. Действительно, истребители, сопровождая бомбардировщиков, должны виться около них змейкой, т. е. идти со скоростью бомбардировщиков; но в то же время запас горючего истребителей невелик. При таких условиях радиус действия смешанной истребительно-бомбардировочной группы определяется запасом горючего истребителей, т. е. временем их полета, и скоростью бомбардировщиков.

К преимуществам истребителя относятся еще большой потолок и большая скороподъемность. Истребитель набирает высоту скорее, чем всякий другой самолет. Поднявшись выше своего противника, он может вести внезапную атаку, стремительно пикируя на него. Так, американцы достигли скорости на пикировании в 800 с лишним км в час.

Тяжелое положение, в которое истребитель ставит самолеты других назначений, уже вполне осознано, и поэтому теперь огромное значение придается скорости разведчиков и бомбардировщиков. Большая скорость может позволить разведчикам и бомбардировщикам уходить от истребителей, не вступая с ними в бой. Таким образом, разведчики и бомбардировщики начинают «подражать истребителю». Испанские правительственные воздушные силы пошли именно по этому пути. Им удалось быстро вооружить свою авиацию бомбардировочными самолетами, обладающими такой высокой скоростью, которая делает их неуязвимыми для германских истребителей.

*

Огромное значение борьбы за скорость особенно ясно на примере завоевания испанской правительственной авиацией превосходства в воздухе в конце 1936 и в начале 1937 г. Вот как описывала эти события английская буржуазная газета «Манчестер Гардиен».

«Вначале обе стороны пускали в ход неполноценные машины. Мятежники начали бомбардировку, используя устаревший тип германских «юнкерсов» и итальянских «капрони». Резкий поворот произошел тогда, когда внезапно над фронтом мятежников появились три новых республиканских бомбардировщика. Эти самолеты развивали скорость в 350 км в час и не нуждались в охране истребителей. Превосходство в воздухе на всех фронтах начинает переходить на сторону правительственной авиации.

Правительственные самолеты и летчики показали свое превосходство над германскими самолетами и летчиками. Воздушные налеты на Мадрид почти прекратились, так как германские и итальянские самолеты просто отгонялись прочь».

Итак, для истребителя скорость — основное условие успеха в бою; в то же время для бомбардировщика скорость — лучшая защита от истребителя. Посмотрим, в чем тут дело.

Всякий самолет, поднимаясь вверх, теряет в скорости. Поднимаясь даже при наивыгоднейшем угле, чтобы как можно скорее набрать высоту, самолет имеет скорость примерно на 30% меньше, чем в горизонтальном полете. Представим себе, что истребитель, имеющий горизонтальную скорость в 500 км в час, поднимается с земли, чтобы догнать бомбардировщика, летящего со скоростью в 400 км в час. При подъеме истребитель потеряет 30% своей горизонтальной скорости, и скорость его будет равна 350 км в час. Это меньше, чем скорость бомбардировщика, и поэтому, когда истребитель поднимется на высоту полета бомбардировщика, последний будет уже вне его видимости. Если же истребитель, поднимаясь, будет подравнивать свою скорость к скорости бомбардировщика, то он окажется летящим значительно ниже своей цели, а встречающиеся по пути преследования промежуточные облака могут совершенно скрыть бомбардировщика из поля его зрения. Вот почему большая скорость служит надежным обеспечением для разведчиков и бомбардировщиков, хотя, конечно, и не гарантирует их полностью от встреч с истребителями.

На левом снимке запечатлен воздушный поединок между английским одноместным истребителем «SE-5» и германским двухместным «румплером», происходивший во время мировой войны. Этот поединок закончился гибелью обеих машин и всех летчиков.
Автор этих двух фотографий — английский летчик, участник мировой империалистической войны. Удивительным способом заснял он подлинные воздушные бои. Летчик прикреплял к фюзеляжу своего одноместного истребителя «SE-5» фотографическую камеру, перед каждым полетом заряжал ее, заводил затвор и в разгар боя делал снимок — один единственный снимок за каждый полет. Первоначально он устанавливал ось аппарата параллельно направлению полета, так что прицел пулемета служил ему своеобразным видоискателем. Впоследствии он ставил аппарат под углом к направлению полета и даже направлял его вверх и назад. Всего этим необычным «фотолюбителем» было получено несколько сотен негативов. На 57 из них запечатлены чрезвычайно интересные эпизоды воздушных боев. Снимка последнего боя, который пришлось вести отважному летчику, нет, потому что в этом бою летчик был сбит. На левом снимке запечатлен воздушный поединок между английским одноместным истребителем «SE-5» и германским двухместным «румплером», происходивший во время мировой войны. Этот поединок закончился гибелью обеих машин и всех летчиков. 

На правом снимке — бой над Балканами. Английские истребители «SE-5» заметили внизу звено «фоккеров» — лучших германских истребителей эпохи мировой войны. Подойдя со стороны солнца, англичане внезапно пикировали на врага и начали бой. На этот раз наш «фотолюбитель» нажал спуск фотоаппарата, выпустив в «фоккер» пулеметную очередь. Через мгновенье «фоккер» войдет в штопор и, объятый пламенем, рухнет на землю. В этом бою все германские самолеты были уничтожены. Англичане же потеряли трех летчиков.
На правом снимке — бой над Балканами. Английские истребители «SE-5» заметили внизу звено «фоккеров» — лучших германских истребителей эпохи мировой войны. Подойдя со стороны солнца, англичане внезапно пикировали на врага и начали бой. На этот раз наш «фотолюбитель» нажал спуск фотоаппарата, выпустив в «фоккер» пулеметную очередь. Через мгновенье «фоккер» войдет в штопор и, объятый пламенем, рухнет на землю. В этом бою все германские самолеты были уничтожены. Англичане же потеряли трех летчиков.

*

Чрезвычайно быстрый рост скоростей все более усложняет бой в воздухе. Основной трудностью теперь является решение задачи встречи в воздухе. Для того чтобы вовремя заметить скоростной самолет, необходимо организовать и на земле, и в воздухе сложную систему наблюдения. Чтобы предупредить истребителей о появлении врага и вызвать их для нападения на противника, надо широко использовать радио.

Кроме того, необходимо принять во внимание еще и следующее обстоятельство: чем скорее летит самолет, тем больше у него размах поворота. Подобно тому, как конькобежец на большой скорости может сделать поворот только на большой дуге, так и скоростной самолет все повороты делает с большим размахом, с большей «амплитудой маневра», чем самолет тихоходный. Вместе с тем стрельба под углом к линии полета противника для скоростного самолета затруднительна, так как приходится брать очень большое упреждение на скорость цели, что понижает вероятность попадания.

Несмотря на эти трудности, как мы видим на опыте Испании, истребители ведут успешные бои. В воздухе разыгрываются настоящие сражения.

*

Характер воздушных боев зависит от обстановки, в которой должны работать истребители. Обороняя свою страну, истребители будут иметь дело с бомбардировщиками и будут решать сложную задачу встречи, преследуя скоростного противника. Ведя же борьбу за превосходство в воздухе над полем боя наземных войск, они будут иметь дело с истребителями и самолетами наблюдения противника. При этом боевые действия в воздухе примут совершенно другой характер, чем при отражении бомбардировщиков, проникающих в глубокий тыл страны. Задача истребителей в этом случае — во-первых, одержать победу над истребителями противника, так как это даст возможность своим самолетам наблюдения работать над полем боя спокойно, и, во-вторых, уничтожить самолеты наблюдения противника.

Здесь все должно делаться быстро, и поэтому управлять массой самолетов, дерущихся над полем боя, очень трудно. Обычно вылетающие друг против друга в стройном порядке самолеты перемешиваются, теряют свои строи, и есть опасность что бой, как говорят летчики, превратится в «собачью драку». В воздушном бою этого нужно избегать. Несмотря на то, что бой в воздухе после первых же столкновений распадается на ряд индивидуальных боев или на ряд боев мелких групп, единство его должно быть сохранено. Это требует от летчиков-истребителей острого внимания, способности оценивать обстановку в процессе ведущихся боев, товарищеской спайки, выдающегося самоотвержения, большой сознательности и искусства.

Эта ярко выраженная инициативность летчиков-истребителей в воздушном бою над полем боя земных войск обуславливается тем, что цели, преследуемые истребителями, разбросаны в воздухе. Над дерущимися на земле войсками с той и с другой стороны появляются самолеты наблюдения, которые обслуживают командование, артиллерию, пехоту и танки. Эти самолеты не летают группами. Они разбросаны в одиночку в воздухе над земными войсками и выполняют чрезвычайно важную работу, от которой зависит успех земного сражения. Основная задача истребителей в этом случае заключается в том, чтобы обеспечить свою систему воздушного наблюдения и уничтожить систему воздушного наблюдения противника. Но такая же задача стоит и перед истребителями противника. При такой «встречности» намерений и разыгрываются многочисленные воздушные бои. Если истребители одной стороны бросаются в атаку на самолеты наблюдения противника, они встречают отпор истребителей другой стороны. Значит, для того чтобы связать боем истребителей противника и, таким образом, не позволить им защищать свои самолеты наблюдения, нужно дать еще истребителей, которые угрожали бы истребителям противника. Поэтому для подавления системы наблюдения противника нужно иметь по крайней мере два «этажа» истребителей: один для боя с истребителями противника и другой для атаки его самолетов наблюдения. Но и противник делает то же самое; поэтому для обеспечения превосходства над противником нужен будет еще третий «этаж» истребителей. Летчиков-истребителей, бросающихся в атаку на самолеты наблюдения, атакуют истребители противника; этих истребителей атакуют истребители другой стороны и т. д. Таким образом, истребители располагаются в несколько «этажей» вплоть до своего потолка, и в бой вводятся все более крупные силы.

В калейдоскопе воздушных боев, разыгрывающихся над полем боя земных войск, победу одерживают летчики более мужественные, более искусные в пилотаже, более искусные в стрельбе, летчики, ясно сознающие, что от их успеха в воздухе зависит победа их товарищей на земле, ибо эта победа достигается общими сосредоточенными усилиями в одном воздушно-земном сражении.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Дом в декаду | ТМ 1939-01

Вл. ДЛУГАЧ и Як. ШУР Перед вами прекрасное четырехэтажное здание новой школы. Трудно поверить, что это огромное строение возведено в декад...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.