Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

05 октября 2023

Куклы на экране | ТМ 1938-07

Куклы на экране виньетка
Евг. ГОЛОВНЯ

Многие из вас видели картину «Новый Гулливер», в которой главными действующими лицами были не живые актеры, как в обычном фильме, а целые сотни кукол. Эти куклы совершали самые сложные движения: маршировали, сражались, разговаривали и даже пели, и танцевали. Кроме «Нового Гулливера», у нас и за границей выпущено немало фильмов, преимущественно детских, в которых вместе с живыми актерами или без них действуют фигурки людей или животных. Все такие фильмы сняты по способу «объемной мультипликации».

Под этим термином подразумевается съемка различных объемных персонажей (т. е. имеющих три измерения — длину, высоту и ширину), в отличие от обычной мультипликации, в которой «действующими лицами» являются нарисованные на плоскости фигурки.

В статье «Мультипликация», помещенной в № 5 журнала «Техника—молодежи», мы подробно рассказывали про длительный и кропотливый процесс съемки рисованных героев. Съемочный процесс объемной мультипликации происходит иначе и напоминает в миниатюре нормальную съемку в ателье. Куклы — «герои» объемного фильма — могут быть засняты и в натуральной обстановке, но обычно они снимаются на фоне специально построенной декорации, так что нередко все кукольное ателье умещается на площади большого стола. Съемка производится прерывно, по отдельным кадрам. После каждого кадра специальные работники — кукловоды — меняют положение кукол, заставляя их производить различные движения и изменять выражение.

Художницы-кукловоды придают положение фигуркам для съемки кадров фильма «Лягушки-летчицы».
Художницы-кукловоды придают положение фигуркам для съемки кадров фильма «Лягушки-летчицы».

Съемка объемного фильма значительно проще, чем съемка рисованной мультипликации. Различные повороты, уход «в перспективу» и т. д. не представляют здесь таких трудностей, как при съемке рисованных героев. Здесь нет также необходимости заготовлять рисунок для каждого отдельного кадра. В объемном фильме действуют одни и те же куклы. Однако и этот процесс отличается большой кропотливостью. Для того чтобы получить 1 м снятой пленки, кукле надо сделать 52 последовательных движения, 52 раза нужно прерывать съемку и менять положение кукол. В течение одной минуты перед зрителем кино проходит 30 м пленки. На этом минутном протяжении фильма кукловодам приходилось полторы тысячи раз менять положение своих кукол. При этом от художников-кукловодов требуются большая внимательность и хорошее знание пластики, чтобы движения кукол получались правдоподобными.

В результате такой прерываемой по кадрам съемки на кинопленке получается движение кукольных актеров, разложенное на отдельные фазы. При проекции на экран эти фазы быстро сменяют одна другую и сливаются в движение, кажущееся непрерывным благодаря способности нашего зрения удерживать полученные впечатления, а также способности нашего мышления дорисовывать недостающие фазы.

Посмотрим, как устроены эти забавные куклы, которые разыгрывают на экране такие выразительные и сложные сценки.

Мультипликационные куклы делаются в небольших масштабах. Высота обычной человеческой фигурки — 20—22 см. По материалу, из которого они изготовляются, куклы делятся на мягкие и жесткие. Первые имеют в основе скелет, обтянутый сверху паклей, материей, кожей или резиной. Эти внешние наращения на скелете, придающие ему ту или иную форму, иногда заменяются пластилином или мягким воском.

Справа простейший скелет человеческой фигурки, сделанный из гибкой проволоки. Такой скелет быстро ломается в тех местах, которые подвержены наиболее частым изгибаниям. Слева — сложный скелет человеческой фигурки, устроенный на шарнирах.
Справа простейший скелет человеческой фигурки, сделанный из гибкой проволоки. Такой скелет быстро ломается в тех местах, которые подвержены наиболее частым изгибаниям.
Слева — сложный скелет человеческой фигурки, устроенный на шарнирах.

Жесткие объемные фигурки делаются целиком из дерева и папье-маше. Их конечности соединены с туловищем помощью шарнирных суставов и могут принимать ряд произвольных положений. Чаще всего система шарнирного крепления у таких жестких кукол делается в форме чашечных суставов, соединенных друг с другом при помощи тугих резинок. Эти резинки, прицепленные за крючочки, притягивают один сустав к другому, увеличивают сцепление между ними и удерживают конечности куклы в любом положении, какое им будет придано.

Жесткие куклы удобнее для съемки, но более схематичны и угловаты по сравнению с мягкими, поэтому они применяются главным образом в рекламных короткометражных фильмах и чаще всего для изображения насекомых, птиц и животных; для человеческих же фигурок, которые богаты разнообразными выразительными движениями, делаются скелеты.

Проще всего изготовить скелет куклы из мягкой проволоки, которая сверху обтягивается жгутиками пакли и несколькими слоями трикотажной материи. Однако такой скелет непрочен. В тех местах, которые подвергаются частому изгибанию, проволока быстро обламывается. Чтобы облегчить замену сломавшихся конечностей, у таких кукол грудная клетка и таз изготовляются иногда из дерева или алюминия и снабжаются винтовыми зажимами. Для каждой такой куклы имеется несколько пар «запасных» конечностей, которыми легко можно заменить отломавшиеся руки и ноги кукольных актеров.

Скелеты из гнущейся проволоки применяются только для персонажей, исполняющих незначительные, эпизодические роли. Главные же «герои», совершающие наиболее сложные движения, имеют обычно жесткий шарнирный скелет, позволяющий производить с ними самые разнообразные манипуляции.

Лучше всего действуют скелеты, построенные на шариковых шарнирах, которые дают возможность выгибать и вращать конечности во всех направлениях.

Все эти шарниры и вспомогательные приспособления для изменения мимики и положения тела скрыты одеждой, которая делается из тонкого трикотажа, крепдешина и тонкой фланели. Эти материалы обладают свойством давать тонкие складки на изгибах конечностей и придают внешнему виду куклы большую естественность.

Особенное внимание уделяется голове и лицу куклы. Головы кукол делаются жесткими или эластичными. Жесткая голова обычно вырезается из дерева, к ней прикрепляются детали, которые могут шевелиться — нос, подбородок, уши, глаза. Эти детали прикрепляются на резинках, которые играют здесь ту же роль, что и в чашечных суставах, и туго удерживают деталь в том или ином положении. Таким образом, лицу «героя» можно придавать самые различные выражения.

Нос, глаза, уши, подбородок и другие части лица устроены на резинках, которые туго удерживают их в том положении, какое им придают для каждого отдельного кадра.
Нос, глаза, уши, подбородок и другие части лица устроены на резинках, которые туго удерживают их в том положении, какое им придают для каждого отдельного кадра.

Эластичные маски изготовляются из пластилина или отливаются в гипсовых формах из легко деформирующейся массы. Чтобы изменить выражение лица, такую эластичную маску приходится подлеплять перед съемкой каждого нового кадра. Мимические средства у такой головы довольно ограниченны.

Сменные маски для одной и той же фигурки. С помощью этих масок можно менять выражение лица и движение рта куклы.
Сменные маски для одной и той же фигурки. С помощью этих масок можно менять выражение лица и движение рта куклы.

Рассмотрим несколько остроумных приемов, с помощью которых достигаются различные эффекты в объемной мультипликации и облегчается труд мультипликаторов-кукловодов.

При съемке фильма «Новый Гулливер» режиссер Птушко применил метод «сменных масок». Для каждого из главных персонажей была заготовлена целая серия голов соответственно различным фазам мимики и движения рта. Эти головы приставлялись к кукле в определенной последовательности. Таким образом можно было легко и быстро получить любое выражение лица. Некоторые «герои» имели до двухсот различных голов, причем каждая из них использовалась по нескольку раз.

В фильме «Новый Гулливер» действовало около 3 тыс. кукол. В отдельных массовых сценах принимало участие полторы тысячи кукол одновременно. В этих случаях сцена разбивалась на секторы, по пять-десять кукол в каждом. Каждый такой сектор обслуживался отдельным кукловодом.

Чтобы облегчить кропотливую съемку кукол, особенно в тех случаях, когда происходит какое-либо массовое цикловое движение (ходьба, бег, маршировка), для съемки второстепенных персонажей применяется метод «объемных перекладок». Вместо того чтобы изменять положение и позу куклы, мультипликатор заменяет ее целиком и подставляет новую фигурку того же персонажа, которой уже заранее придано требуемое положение.

Пусть, например, надо снять маршировку лилипутов. Предположим, что каждый шаг лилипута разлагается на шестнадцать фаз. Заранее заготовляется на каждую фазу шестнадцать соответствующих фигурок одного и того же лилипута. Подставляя их последовательно, получим на пленке законченный шаг. После шестнадцатой фигурки снова подставляется первая, и цикл начинается сначала. Для массовой маршировки заготовляются по стандарту десятки и сотни таких однотипных кукол. Если голова лилипута остается при ходьбе без изменения, то в таких случаях одна «постоянная голова» поочередно приставляется к каждой из шестнадцати сменных фигурок.

Различные фазы ходьбы человеческой фигурки.
Различные фазы ходьбы человеческой фигурки.

Иногда в объемном фильме приходится прибегать к двойной съемке. Как, например, показать лилипутов, стреляющих из пушки? Ведь нельзя снять огонь и дым выстрела прерывной съемкой. В этих случаях сначала снимают выстрел нормальной съемкой, завесив фон и закрыв фигурки черным бархатом. Затем пленку отматывают назад и, убрав черный бархат, приступают к съемке лилипутов-артиллеристов по отдельным кадрам. В тех местах, где при съемке выстрела находился черный бархат, пленка осталась нетронутой, заснялись только огонь и дым, выходящие из жерла. При вторичной же съемке на пленку попадают пушка, фон и артиллеристы. В общем, получается комбинированный кадр, который дает на экране полное впечатление стреляющих из пушки лилипутов.

Кадры из фильмов

С помощью черного бархата снимались в «Новом Гулливере» и те сцены, где живой артист действует вместе с лилипутами. Артист снимался на фоне черного бархата. Все его движения были рассчитаны на будущее «включение» в эту сцену лилипутов. Снятая таким, образом пленка проявлялась, отпечатывалась, и затем через ее позитивное изображение, наложенное на новую негативную пленку, снимались куклы-лилипуты. Совмещение этих изображений давало полную иллюзию одновременной игры артиста и кукол.

После того как объемный фильм заснят и смонтирован, его озвучивают. Для этого заснятый фильм проектируется на экран. Тут же, в павильоне, находится оркестр, исполняющий музыкальное сопровождение. Дирижер руководит оркестром, следя одновременно за всеми действиями, происходящими на экране. Звук записывается на пленку через микрофон.

Куклы на экране

Куклы на экране

Куклы на экране

Куклы на экране

Куклы на экране

Куклы на экране

Куклы на экране

Куклы на экране

Куклы на экране

Куклы на экране

Таким же путем записывается и текст фильма. Приглашаются артисты, которые говорят и поют за кукольных актеров, подгоняя свое речевое сопровождение под мимику куклы. Затем фонограмма и изображение отпечатываются на общую пленку. Теперь забавные куклы на экране становятся совсем «живыми»: они не только движутся — они поют, кричат и разговаривают.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.