Ю. ПЕТРОВСКИЙ
Парашют! В наше время он стал не только
необходимой «принадлежностью туалета» каждого летчика, но даже и одним из видов
«спортивного инвентаря». И не только людям дает он возможность безопасно
спускаться с высоты. Даже автомобили и танки сохранно доставляются из-за
облаков на землю специальными грузовыми парашютами. Техника вплотную подошла к
разрешению еще более сложной задачи — спуску на парашюте целого самолета или
его кабины в случае аварии, когда обычная посадка невозможна.
А каких-нибудь 20 лет назад пилоты хрупких
и ненадежных аэропланов того времени даже не знали этого «воздушного
спасательного круга». Впервые советский летчик спасся на парашюте (М. М.
Громов) в 1927 г. — всего 11 лет назад!
Не нужно, однако, делать вывод, что парашют очень молод. Наоборот, парашютизм гораздо старше авиации и воздухоплавания.
Еще древние китайские летописи рассказывали
об использовании принципа парашютизма. Так, например, широко известна следующая
легенда. 4200 лет назад юноша Шунь был заперт своим отцом, китайским
императором, в высокую башню, которую жестокий деспот, взбешенный непокорностью
юноши, поджег. Но изобретательный Шунь спрыгнул с высоты, держа в руках две
громадные китайские тростниковые шляпы, и тем благополучно избавился от
неминуемой смерти.
Шляпы Шуня, конечно, очень далеки от идеального парашюта, но с чем не выпрыгнешь из горящей башни! |
Немало еще легенд сохранилось о людях,
спускавшихся с высокой башни или холма на «летательных аппаратах». Однако
подлинным изобретателем парашюта является гениальный конструктор, ученый и
художник Леонардо да Винчи.
«Если у человека имеется парусиновая палатка,
— писал он в 1495 г., — каждая сторона которой имеет 20 локтей в ширину и
высота которой равна также 20 локтям, то он может броситься с какой угодно
высоты, не подвергая себя ни малейшей опасности».
Прошло почти 100 лет, прежде чем изобретение Леонардо да Винчи было осуществлено венецианцем Верначчио.
«Если квадратный парус прикрепить к четырем
равным палкам, а к углам их привязать четыре веревки, то, держась за них,
человек может смело броситься с высоты какой-угодно башни или другого
возвышенного пункта, потому что, если нет ветра, то тяжесть падающего вызовет
ветер, который, удерживая его, не даст ему упасть и позволит спуститься
постепенно. Человек должен сообразоваться с величиной паруса», так обобщал он
впоследствии свой опыт.
Этот рисунок взят из книги Верначчио. По-видимому, автор изображает свой собственный прыжок. |
В восьмидесятых годах XVII в. заключенный в
Шпильбергскую крепость в Брюнне деятель французской революции гражданин Друэ благополучно
спрыгнул с крепостной стены с парашютом, сшитым тайком из простынь.
Более 150 лет назад французский Физик
Ленорман совершил прыжок с вершины высокого дерева с двумя большими зонтиками в
руках. Ободренный успехом смелый ученый повторил прыжки сначала с крыши дома,
затем, 29 декабря 1783 г., с башни обсерватории в Монпелье. На этот раз у него
был один парашют, но значительно более совершенный. Купол диаметром в 4,3 м был
натянут на жестком каркасе и имел конусообразную форму.
Прыжки Ленормана совпали с первыми полетами
первого аэростата братьев Монгольфье. Неудивительно, что через два-три месяца
парашют был впервые применен при полете на воздушном шаре. Эта честь
принадлежит изобретателю и пилоту Бланшару. Его парашют был подвешен
непосредственно к сетке аэростата. Корзина же с воздухоплавателями крепилась к
парашюту. В случае аварии Бланшар мог отделить оболочку от парашюта и
опуститься на землю. Однако такой необходимости не представилось, а рисковать
без нужды Бланшар не хотел.
Центральное место в истории парашютизма принадлежит,
бесспорно, Андрэ Жаку Гарнерену, который был военным комиссаром во время
французской революции, лучшему пилоту своего времени и пионеру дальних
перелетов на воздушных шарах.
Гарнерен — создатель современного
бескаркасного парашюта, раскрывающегося во время падения, и первый человек,
спустившийся на нем с воздушного шара. Вот как описывает это историческое
событие его очевидец, известный астроном Лаланд:
«1-го брюмера 6-го года (22 октября 1797
г.) в 5 час. 28 мин. вечера гражданин Гарнерен поднялся на свободном воздушном
шаре из парка Монсо. Мрачная тишина царила среди собравшихся. Интерес и тревога
были написаны на лицах. Достигнув высоты в 350 сажен (700 м), он отрезал
веревку, соединявшую парашют и корзинку с аэростатом. Последний разорвался, и
парашют с гражданином Гарнереном стал быстро спускаться, раскачиваясь так
сильно, что крик ужаса вырвался у присутствующих, а чувствительные женщины
попадали в обморок. Между тем гражданин Гарнерен спустился на равнину и верхом
на лошади вернулся в парк Монсо, в гущу громадной толпы, выражавшей свое
восхищение талантом и смелостью молотого аэронавта. Действительно, гражданин
Гарнерен — первый, кто осмелился совершить этот рискованный опыт, задуманный им
в тюрьме города Буда, в Венгрии, где он долго сидел как политический
заключенный, попав туда после кровопролитого сражения под Маршиенной».
Автор этих строк, так же, как и другие
потрясенный ужасающим раскачиванием парашюта, придумал средство избежать его:
он предложил сделать небольшое отверстие в центре купола. Своими смелыми
прыжками и многочленными усовершенствованиями парашюта Гарнерен открыл эпоху
спортивного парашютизма, продолжавшуюся сотню нет. Прыжки с парашютами, нередко
сопровождавшиеся трюками вроде упражнений на трапеции при спуске, стали обычным
зрелищем во время народных гуляний и празднеств почти во всех странах.
В то же время парашютисты не переставали
работать над усовершенствованием парашюта.
Англичанин Роберт Коккинг, стремясь придать
парашюту большую устойчивость и управляемость, изобрел и построил оригинальный
парашют с конусообразным куполом, обращенным вершиной книзу. Легкий каркас
удерживал его в раскрытом виде.
Коккинг полагал, что при падении парашюта в
полости его образуется разрежение и разность давлений внутри и снаружи создаст
подъемную силу, которая замедлит падение.
24 июля 1837 г. близ Лондона Коккинг,
подвешенный под корзиной аэростата известного воздухоплавателя Грина, поднялся
на высоту 1 тыс. м, и Грин обрезал поддерживающую парашют веревку.
Но расчеты Коккинга оказались неточными.
Хрупкий каркас сломался, парашют свернулся и камнем полетел на землю вместе с
его изобретателем.
Гибель Коккинга. Рисунок показывает все три этапа катастрофы. |
Один из самых сложных парашютов был
построен французом Франсуа Летур. Этот изобретатель стремился создать нечто
среднее между парашютом, планером и орнитоптером. Его «парашют» должен был
спускаться, не столько парашютируя, сколько планируя. Кроме того, он был
снабжен парой больших машущих крыльев, приводимых в движение мускульной силой
летчика. Купол его для облегчения планирования был сделан плоским и натянут на
зонтичный каркас. Для управления движением служили сложная система клапанов на
отверстиях в куполе, руль и крылья, которые должны были увеличивать
горизонтальную скорость.
В 1853 и 1854 гг. в Париже, Лионе и Руане
Летур несколько раз поднимался со своим парашютом на воздушных шарах и
сбрасывался с различной высоты. Управляемость оказалась ничтожно малой. Во
время последнего полета, произведенного в Лондоне, еще в начале подъема Летур
налетел на группу деревьев и разбился.
К концу XIX в. усовершенствование и
повышение надежности аэростатов значительно уменьшили значение парашюта как
спасательного средства. Спортивный интерес к прыжкам также угас, и парашют был
забыт. В бурном развитии авиации в начале XX в. он, как ни странно, не играл
никакой роли.
И только широчайшее распространение
привязных аэростатов во время империалистической войны 1914—1918 гг. вызвало
снова интерес к парашюту. А в двадцатых годах парашют получил, наконец,
признание и в авиации.
Началась новая эпоха расцвета парашютизма, эпоха, в которой советскому парашютизму принадлежит ведущая роль.
Комментариев нет:
Отправить комментарий