Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

31 июля 2023

Предки парашюта | ТМ 1938-06

Предки парашюта ТМ 1938-06 виньетка
Ю. ПЕТРОВСКИЙ

Парашют! В наше время он стал не только необходимой «принадлежностью туалета» каждого летчика, но даже и одним из видов «спортивного инвентаря». И не только людям дает он возможность безопасно спускаться с высоты. Даже автомобили и танки сохранно доставляются из-за облаков на землю специальными грузовыми парашютами. Техника вплотную подошла к разрешению еще более сложной задачи — спуску на парашюте целого самолета или его кабины в случае аварии, когда обычная посадка невозможна.

А каких-нибудь 20 лет назад пилоты хрупких и ненадежных аэропланов того времени даже не знали этого «воздушного спасательного круга». Впервые советский летчик спасся на парашюте (М. М. Громов) в 1927 г. — всего 11 лет назад!

Не нужно, однако, делать вывод, что парашют очень молод. Наоборот, парашютизм гораздо старше авиации и воздухоплавания.

Еще древние китайские летописи рассказывали об использовании принципа парашютизма. Так, например, широко известна следующая легенда. 4200 лет назад юноша Шунь был заперт своим отцом, китайским императором, в высокую башню, которую жестокий деспот, взбешенный непокорностью юноши, поджег. Но изобретательный Шунь спрыгнул с высоты, держа в руках две громадные китайские тростниковые шляпы, и тем благополучно избавился от неминуемой смерти.

Шляпы Шуня, конечно, очень далеки от идеального парашюта, но с чем не выпрыгнешь из горящей башни!
Шляпы Шуня, конечно, очень далеки от идеального парашюта, но с чем не выпрыгнешь из горящей башни!

Немало еще легенд сохранилось о людях, спускавшихся с высокой башни или холма на «летательных аппаратах». Однако подлинным изобретателем парашюта является гениальный конструктор, ученый и художник Леонардо да Винчи.

«Если у человека имеется парусиновая палатка, — писал он в 1495 г., — каждая сторона которой имеет 20 локтей в ширину и высота которой равна также 20 локтям, то он может броситься с какой угодно высоты, не подвергая себя ни малейшей опасности».

Собственноручный набросок Леонардо да Винчи. Правда, в рисунке не соблюдены пропорции между человеком и парашютом, но в заметках гениальный изобретатель парашюта указывает размеры, весьма близкие к принятым сейчас.
Собственноручный набросок Леонардо да Винчи. Правда, в рисунке не соблюдены пропорции между человеком и парашютом, но в заметках гениальный изобретатель парашюта указывает размеры, весьма близкие к принятым сейчас.

Прошло почти 100 лет, прежде чем изобретение Леонардо да Винчи было осуществлено венецианцем Верначчио.

«Если квадратный парус прикрепить к четырем равным палкам, а к углам их привязать четыре веревки, то, держась за них, человек может смело броситься с высоты какой-угодно башни или другого возвышенного пункта, потому что, если нет ветра, то тяжесть падающего вызовет ветер, который, удерживая его, не даст ему упасть и позволит спуститься постепенно. Человек должен сообразоваться с величиной паруса», так обобщал он впоследствии свой опыт.

Этот рисунок взят из книги Верначчио. По-видимому, автор изображает свой собственный прыжок.

В восьмидесятых годах XVII в. заключенный в Шпильбергскую крепость в Брюнне деятель французской революции гражданин Друэ благополучно спрыгнул с крепостной стены с парашютом, сшитым тайком из простынь.

В начале XVII в. некий Лавен, заключенный в крепость Мольянс, спрыгнул с крепостной стены с парашютом, который он сшил тайком из простынь и китового уса. Этот побег под пером писателя Дэ-Мареза превратился в романтическую историю нежного Мелинта; художник Босс иллюстрировал ее неплохими гравюрами, одна и которых воспроизведена здесь.
В начале XVII в. некий Лавен, заключенный в крепость Мольянс, спрыгнул с крепостной стены с парашютом, который он сшил тайком из простынь и китового уса. Этот побег под пером писателя Дэ-Мареза превратился в романтическую историю нежного Мелинта; художник Босс иллюстрировал ее неплохими гравюрами, одна и которых воспроизведена здесь.

Более 150 лет назад французский Физик Ленорман совершил прыжок с вершины высокого дерева с двумя большими зонтиками в руках. Ободренный успехом смелый ученый повторил прыжки сначала с крыши дома, затем, 29 декабря 1783 г., с башни обсерватории в Монпелье. На этот раз у него был один парашют, но значительно более совершенный. Купол диаметром в 4,3 м был натянут на жестком каркасе и имел конусообразную форму.

Слева — спуск Ленормана с обсерватории в Монпелье. Как видите, комбинезонов и шлемов в то время еще не было, и почтенный ученый совершал прыжки в цилиндре.
Слева — спуск Ленормана с обсерватории в Монпелье. Как видите, комбинезонов и шлемов в то время еще не было, и почтенный ученый совершал прыжки в цилиндре.

Прыжки Ленормана совпали с первыми полетами первого аэростата братьев Монгольфье. Неудивительно, что через два-три месяца парашют был впервые применен при полете на воздушном шаре. Эта честь принадлежит изобретателю и пилоту Бланшару. Его парашют был подвешен непосредственно к сетке аэростата. Корзина же с воздухоплавателями крепилась к парашюту. В случае аварии Бланшар мог отделить оболочку от парашюта и опуститься на землю. Однако такой необходимости не представилось, а рисковать без нужды Бланшар не хотел.

Справа — воздушный шар и парашют Бланшара. Парашют состоял из жесткого каркаса, обтянутого легкой тканью и обклеенного для уменьшения воздухопроницаемости бумагой.
Справа — воздушный шар и парашют Бланшара. Парашют состоял из жесткого каркаса, обтянутого легкой тканью и обклеенного для уменьшения воздухопроницаемости бумагой.

Центральное место в истории парашютизма принадлежит, бесспорно, Андрэ Жаку Гарнерену, который был военным комиссаром во время французской революции, лучшему пилоту своего времени и пионеру дальних перелетов на воздушных шарах.

Гарнерен — создатель современного бескаркасного парашюта, раскрывающегося во время падения, и первый человек, спустившийся на нем с воздушного шара. Вот как описывает это историческое событие его очевидец, известный астроном Лаланд:

«1-го брюмера 6-го года (22 октября 1797 г.) в 5 час. 28 мин. вечера гражданин Гарнерен поднялся на свободном воздушном шаре из парка Монсо. Мрачная тишина царила среди собравшихся. Интерес и тревога были написаны на лицах. Достигнув высоты в 350 сажен (700 м), он отрезал веревку, соединявшую парашют и корзинку с аэростатом. Последний разорвался, и парашют с гражданином Гарнереном стал быстро спускаться, раскачиваясь так сильно, что крик ужаса вырвался у присутствующих, а чувствительные женщины попадали в обморок. Между тем гражданин Гарнерен спустился на равнину и верхом на лошади вернулся в парк Монсо, в гущу громадной толпы, выражавшей свое восхищение талантом и смелостью молотого аэронавта. Действительно, гражданин Гарнерен — первый, кто осмелился совершить этот рискованный опыт, задуманный им в тюрьме города Буда, в Венгрии, где он долго сидел как политический заключенный, попав туда после кровопролитого сражения под Маршиенной».

«С той же беззаветной смелостью, с какой он дрался с интервентами, пытавшимися задушить молодую французскую республику, Гарнерен совершил первый в истории человечества парашютный прыжок с аэростата», так писал современник Гарнерена астроном Лаланд. Наш снимок сделан с литографии художника — очевидца исторического прыжка.
«С той же беззаветной смелостью, с какой он дрался с интервентами, пытавшимися задушить молодую французскую республику, Гарнерен совершил первый в истории человечества парашютный прыжок с аэростата», так писал современник Гарнерена астроном Лаланд. Наш снимок сделан с литографии художника — очевидца исторического прыжка.

Автор этих строк, так же, как и другие потрясенный ужасающим раскачиванием парашюта, придумал средство избежать его: он предложил сделать небольшое отверстие в центре купола. Своими смелыми прыжками и многочленными усовершенствованиями парашюта Гарнерен открыл эпоху спортивного парашютизма, продолжавшуюся сотню нет. Прыжки с парашютами, нередко сопровождавшиеся трюками вроде упражнений на трапеции при спуске, стали обычным зрелищем во время народных гуляний и празднеств почти во всех странах.

В то же время парашютисты не переставали работать над усовершенствованием парашюта.

Англичанин Роберт Коккинг, стремясь придать парашюту большую устойчивость и управляемость, изобрел и построил оригинальный парашют с конусообразным куполом, обращенным вершиной книзу. Легкий каркас удерживал его в раскрытом виде.

Коккинг полагал, что при падении парашюта в полости его образуется разрежение и разность давлений внутри и снаружи создаст подъемную силу, которая замедлит падение.

24 июля 1837 г. близ Лондона Коккинг, подвешенный под корзиной аэростата известного воздухоплавателя Грина, поднялся на высоту 1 тыс. м, и Грин обрезал поддерживающую парашют веревку.

Но расчеты Коккинга оказались неточными. Хрупкий каркас сломался, парашют свернулся и камнем полетел на землю вместе с его изобретателем.

Гибель Коккинга. Рисунок показывает все три этапа катастрофы.
Гибель Коккинга. Рисунок показывает все три этапа катастрофы.

Один из самых сложных парашютов был построен французом Франсуа Летур. Этот изобретатель стремился создать нечто среднее между парашютом, планером и орнитоптером. Его «парашют» должен был спускаться, не столько парашютируя, сколько планируя. Кроме того, он был снабжен парой больших машущих крыльев, приводимых в движение мускульной силой летчика. Купол его для облегчения планирования был сделан плоским и натянут на зонтичный каркас. Для управления движением служили сложная система клапанов на отверстиях в куполе, руль и крылья, которые должны были увеличивать горизонтальную скорость.

В 1853 и 1854 гг. в Париже, Лионе и Руане Летур несколько раз поднимался со своим парашютом на воздушных шарах и сбрасывался с различной высоты. Управляемость оказалась ничтожно малой. Во время последнего полета, произведенного в Лондоне, еще в начале подъема Летур налетел на группу деревьев и разбился.

Франсуа Летур стремился создать нечто среднее между парашютом, планером и орнитоптером. В отличие от Ленормана он подумал и о специальном костюме для летчика. Однако, если идеи Летура об управлении парашютом сохранили свое значение и до сих пор, его представления об одежде летчика были абсолютно неправильны.
Франсуа Летур стремился создать нечто среднее между парашютом, планером и орнитоптером. В отличие от Ленормана он подумал и о специальном костюме для летчика. Однако, если идеи Летура об управлении парашютом сохранили свое значение и до сих пор, его представления об одежде летчика были абсолютно неправильны.

К концу XIX в. усовершенствование и повышение надежности аэростатов значительно уменьшили значение парашюта как спасательного средства. Спортивный интерес к прыжкам также угас, и парашют был забыт. В бурном развитии авиации в начале XX в. он, как ни странно, не играл никакой роли.

И только широчайшее распространение привязных аэростатов во время империалистической войны 1914—1918 гг. вызвало снова интерес к парашюту. А в двадцатых годах парашют получил, наконец, признание и в авиации.

Началась новая эпоха расцвета парашютизма, эпоха, в которой советскому парашютизму принадлежит ведущая роль.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.