Майор Е. БОЛТИН, Рисунки А. КОКОРИНА
В войне, которую уже около двух лет ведет
фашизм против испанского народа, значительная роль принадлежит воздушным силам.
По существу, впервые после мировой войны 1914—1918 гг. авиация, оснащенная
мощной новой техникой, проходит боевую проверку в Испании. Но в равной степени
впервые испытывается и мощь современной противовоздушной обороны. Было бы
преждевременным пытаться подвести полный итог результатов борьбы этих двух
крупнейших элементов вооруженных сил — авиации и противовоздушной обороны, но
некоторые предварительные выводы мы можем сделать уже теперь.
*
Война в Испании наглядно демонстрирует
возросшую мощь противовоздушной обороны. После мировой войны появился ряд таких
буржуазных «теоретиков» военного дела, которые предсказывали полное бессилие
ПВО в будущей войне и даже советовали вовсе отказаться от затрат на развитие
истребительной авиации, зенитной артиллерии и т. п. Так, например, итальянский
генерал Дуэ говорил, что «воздушная война не допускает обороны, а допускает
только нападение».
Ясно, что, если бы республиканское командование Испании стало на точку зрения Дуэ, крупнейшие города республики давно превратились бы в груду развалин. Именно всемерное развитие средств противовоздушной обороны уберегло Мадрид от полного разрушения фашистской авиацией в начале 1937 г., а в дальнейшем спасло от той же судьбы Валенсию и Барселону.
Противовоздушная оборона республиканцев
заставляет фашистов летать на возможно больших высотах, что резко снижает
успешность бомбометания; она вынуждает их быть осторожными и не совершать
налетов без сопровождения бомбардировщиков своими истребителями, а нередко и
вовсе отказываться от попыток нападения; наконец, противовоздушная оборона
систематически наносит фашистам весьма чувствительные потери, заставляя
германских и итальянских «друзей» генерала Франко безвозвратно посылать в
Испанию все новые и новые партии самолетов, моторов, запасных частей и новые
сотни летчиков,
Как же проявляют себя в этой борьбе
отдельные средства противовоздушной обороны?
*
«Истребитель благодаря своей большой
скорости, огневой мощи, расположению своего вооружения и сравнительной меткости
стрельбы с малых дистанций остается грозным противником бомбардировщика,
значительно превосходящего его по размерам и более тихоходного».
Так суммировал опыт воздушных боев в
Испании крупнейший французский военный специалист генерал Арманго.
Действительно, истребитель — самое
действенное и мощное средство ПВО. Крупнейшая роль, которую сыграла и играет в
обороне республики правительственная истребительная авиация, известна каждому
советскому читателю.
Республиканцы располагают сейчас двумя
типами истребительных самолетов: скоростными и маневренными.
Скоростной истребитель обладает скоростью
более 400 км/час. Это наиболее действенное средство борьбы со скоростными
бомбардировщиками и разведчиками фашистов. Маневренный истребитель имеет
меньшую скорость — от 300 до 350 км/час, но он значительно более верткий и
легкоуправляемый. Наилучшие результаты он дал в борьбе с истребителями,
прикрывающими обычно фашистских бомбардировщиков.
Как организована истребительная оборона?
Части истребительной авиации располагаются
на ближайших в защищаемой местности аэродромах. При появлении фашистских
бомбардировщиков с наблюдательных пунктов дается на аэродром сигнал, так чтобы
республиканские истребители успели подняться в воздух и выйти навстречу врагу
еще до бомбометания. Эта задача очень трудна при обороне местности,
расположенной непосредственно на линии фронта.
Так, например, в начальный период обороны
Мадрида республиканские истребители нередко не успевали при тревоге подняться в
воздух и вступали в бой лишь после бомбометания врага. Однако впоследствии
благодаря улучшению системы наблюдения и связи с аэродромами республиканцам
удалось наладить своевременный вылет истребителей. Осуществлять оборону таких
удаленных от фронта городов, как Валенсия, Барселона и др., легче, ибо на
помощь приходит надежный союзник ПВО — расстояние, обеспечивающее своевременное
оповещение, подготовку и вылет истребителей.
*
Немало крупнейших специалистов авиации
сомневалось в возможностях огня зенитной артиллерии. Они считали, что возросшая
скорость и маневренность современных самолетов делают зенитный огонь настолько
малодействительным, что практически им можно будет пренебречь.
Опыт войны в Испании быстро опроверг это
мнение. Уже с первых дней появления у республиканцев зенитной артиллерии
современных образцов (типа английской 76-миллиметровой пушки «Виккерс»)
фашистские летчики почувствовали на себе всю мощь ее огня.
Это было в марте 1937 г. Республиканская
пехота, еще незнакомая с действием зенитной артиллерии, с оттенком недоверия
посматривала на противовоздушную батарею, расположившуюся на огневой позиции
близ деревни Торриха (в районе Гвадалахары). Утром 18 марта со стороны
интервентов на высоте около 400 м появился очередной отряд из шести тяжелых
трехмоторных «юнкерсов» в сопровождении пятнадцати истребителей «хенкель».
Подпустив врага на 3 тыс. м, батарея внезапно открыла интенсивный огонь. Не
ожидавшие этого фашисты сначала пытались продолжать путь под огнем, но вскоре
не выдержали и развернулись: одно звено — вправо, другое — влево. Чтобы скорее уйти из-под огня, бомбардировщики сбросили свои бомбы, не долетев до места
назначения. Но и это не помогло: вскоре один из подбитых «юнкерсов» загорелся и
рухнул на землю, за ним последовал «хенкель». Фашисты не выполнили своей боевой
задачи, обратившись в позорное бегство, и потеряли два самолета.
Трудно описать
энтузиазм республиканских бойцов, наблюдавших картину этого боя! К батарее
потянулись делегации от частей во главе с поварами, несущими из своих кухонь
лучшие блюда в подарок зенитчикам.
Огонь зенитной
артиллерии заставил интервентов летать на больших высотах: безнаказанная
бомбардировка с высот 500—1000 м, ранее применявшаяся ими, стала невозможной.
Пришлось подыматься на высоту 3,5—5 км это, естественно, снизило меткость
бомбометания.
После того как
один из бомбардировщиков попал под огонь зенитной артиллерии и взорвался от
детонации собственных бомб, фашистское командование издало приказ: сбрасывать
бомбы немедленно и куда попало, как только самолеты оказываются в зоне
зенитного обстрела.
Фашистские
летчики стали избегать полетов в районах, прикрытых зенитной артиллерией; но
республиканские зенитчики так умело маневрировали, что всегда оказывались
именно там, где враг надеялся пролететь безнаказанно.
Успешно
действовала зенитная артиллерия также и ночью. Когда у зенитчиков не было
прожекторов, они стреляли, ориентируясь по звуку самолета. Именно таким способом
26 марта 1937 г. были уничтожены два самолета интервентов, совершавшие
нападение на Алкала де Энарес.
Однажды фашисты
решили во что бы то ни стало уничтожить особенно мешавшую им батарею в районе
Эль Пардо. Ночью, ориентируясь по вспышкам выстрелов орудий, восемь фашистских
самолетов трижды бомбардировали батарею с высоты 1000—1200 м. сбросив более 100
крупных бомб разных калибров. Батарея ни на минуту не прекращала огня, выпустив
около 100 снарядов; лишь перед началом третьей бомбардировки, когда фашисты
сбросили множество мелких зажигательных электронных бомб, ярко осветивших
батарею, командир батареи прекратил огонь и увел людей в укрытие. После этого
фашисты улетели, видимо, уверенные в успехе; между тем зенитчики не понесли
потерь ни в людях, ни в материальной части.
Неверие в
успешность зенитной стрельбы буржуазные горе-теоретики обосновывали цифрами
времен мировой войны. Известно, что в 1916 г. французская зенитная артиллерия
израсходовала на каждый сбитый самолет в среднем 16 тыс. снарядов; английская
артиллерия в 1917 г. — 3 тыс. снарядов, и даже лучшая зенитная артиллерия того
времени — американская — тратила в 1918 г. в среднем 620 снарядов на каждую
жертву своего огня. «Противники» зенитной артиллерии, отрицая ее могущество,
подчеркивали, что за годы, истекшие после мировой войны, тактические данные
авиации возросли в два-три раза, между тем как зенитная артиллерия якобы осталась
почти на том же уровне.
А что показал
опыт войны в Испании?
За период с 20
марта по 1 апреля 1937 г. зенитная артиллерия центрального фронта 17 раз вела
огонь по самолетам. В результате было израсходовано 1 тыс. снарядов и сбито 6
самолетов. Таким образом, на каждый сбитый самолет в среднем было израсходовано
165 снарядов. Надо полагать, что средняя цифра расхода снарядов при массовом
подсчете не превысит этого количества. Следовательно, сейчас эффективность
зенитного огня поднялась примерно в четыре раза по сравнению даже с лучшими
показателями мировой войны, и это несмотря на огромное увеличение скорости и
маневренности воздушных целей.
Но роль зенитного
огня определяется все же не количеством сбитых целей, а резким ограничением
свободы действия мятежной авиации, стеснением ее маневра и понуждением к отказу
от ряда боевых задач.
Огонь зенитной
артиллерии полностью себя оправдал, и сейчас едва ли кто-нибудь отважится
отрицать его действенность.
*
Мы рассказывали о
борьбе с бомбардировщиками. Но опасным врагом для войск и, в частности, для
пехоты является не только бомбардировщик, но и штурмовик, действующий на малых
высотах. Он не только угрожает пехоте своими бомбами и пулеметами, но и
обладает всеми преимуществами внезапного нападения. Моральное же действие
штурмового налета исключительно велико.
В борьбе против
штурмовиков и истребителей, нападавших на войска с малых высот, республиканская
народная милиция вначале оказалась столь же бессильной, как и против
бомбардировщиков. Но борьбу с бомбардировщиками вскоре приняли на себя
истребительная авиация и зенитная артиллерия; со штурмовиками же войска должны
были научиться бороться сами.
И они научились
стрелять по воздушным бреющем полете позиции республиканцев. Но еще чаще огонь
пехоты отгонял самолеты мятежников, заставляя их держаться на почтительном
расстоянии от объектов атаки.
Появление в
республиканской армии малокалиберной зенитной артиллерии (типа Эрликон, калибра
20 мм) резко повысило возможности борьбы пехоты с авиацией. «Маленькие
автоматические пушки в полосе своего действия практически делают воздух
непроходимым до средних высот», пишет уже упоминавшийся нами французский
генерал Арманго.
Неопровержимо
доказано, что хорошо вооруженная и правильно обученная пехота может бороться с
самолетами малых высот и, в частности, со штурмовиками.
*
Как бы ни были
значительны успехи противовоздушной обороны в Испании, ее активные средства
оказались не в силах полностью предотвратить нападение бомбардировочной авиации
на мирные города республиканского тыла. Правда, по мере роста количества и
организованности активных средств ПВО авиации мятежников становилось все
труднее совершать свои разбойничьи налеты; всем известны многочисленные случаи
успешного отражения воздушных нападений, когда фашистские самолеты обращались в
бегство под влиянием атак истребителей и огня зенитчиков.
Но в то же время
у всех в памяти жестокие бомбардировки Барселоны в марте 1938 г., вызвавшие
многочисленные жертвы.
Неоспоримо, что
даже очень мощная активная ПВО не может полностью гарантировать от отдельных
случаев прорыва нападающей авиации, а поэтому население всегда должно быть готово
принять меры самозащиты.
Развитие этих мер
в Испании шло прежде всего по пути постройки коллективных убежищ для населения.
В начале
убежищами служили подвалы многоэтажных домов. Однако германские и итальянские
авиабомбы, снабженные взрывателями замедленного действия, пробивали пять-шесть
этажей сверху донизу и взрывались в подвалах. Это заставило правительство
приступить к постройке специальных убежищ.
Наиболее
надежными оказались убежища, вырытые в каменных скалах в форме продольных и
поперечных тоннелей; рельеф и грунт Испании позволяют довольно широко применять
этот тип защитной постройки. Некоторые скальные убежища состоят из 25—30
тоннелей до 50 м длиной и рассчитаны на 4—5 тыс. человек. Помимо скальных
убежищ, во всех крупных городах Испании имеются специальные укрытия подземного
и наземного типа. Подземные убежища сооружаются главным образом под площадями и
скверами, на глубине 7—8 м, и представляют собой длинный тоннель небольшой
ширины или ряд параллельных тоннелей. Такие убежища обычно довольно хорошо
оборудованы, имеют электрическое освещение и иногда вентиляцию. Надежность их
хотя и не абсолютна, но достаточно велика: они вполне защищают от прямого
попадания бомбы весом в 200 кг.
Опыт войны в
Испании говорит о необходимости строить убежища тяжелого типа еще в мирное
время, так как работа эта весьма трудоемкая и требует довольно больших сроков.
Убежища должны быть приспособлены для житья, ибо во время частых налетов
авиации они фактически превращаются в жилища.
Нечего и говорить
о том, что огромное значение имеют вопросы организованности населения,
противопожарной защиты, медико-санитарной помощи пострадавшим и т. п. Только
благодаря умелому разрешению всех этих сложных вопросов население
многострадального Мадрида, несмотря на систематические воздушные и
артиллерийские бомбардировки, продолжает более или менее спокойно жить и
работать для нужд фронта.
*
Опыт героической обороны испанского народа от воздушной агрессии фашизма учит нас, что успех может быть достигнут лишь умелым сочетанием всех средств и способов ПВО. Этот опыт опровергает однобокие теории господ Дуэ, Фуллеров и других фашистских певцов исключительной роли авиации в современной войне. Фашистам не удастся поставить на колени народ, который борется за свою свободу и независимость!
Комментариев нет:
Отправить комментарий