Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

27 июля 2023

Стахановские секунды | ТМ 1938-06

Л. ДЖАЛИМОВА

Имя стахановки-ткачихи Насти Егоровой пользуется заслуженной популярностью в городе текстиля — Серпухове. Она принадлежит к той категории замечательных людей нашей эпохи, про которых товарищ Сталин сказал: «Это люди культурные и технически подкованные, дающие образцы точности и аккуратности в работе, умеющие ценить фактор времени в работе и научившиеся считать время не только минутами, но и секундами».

Тов. Егорова — инициатор стахановского движения на Новоткацкой фабрике в г. Серпухове. Эта фабрика по своему ассортименту занимает первое место в Союзе. Она вырабатывает «гребенные» тонкие ткани — шифон, батист, маркизет и др.

Фабрика оборудована станками старой конструкции системы Платт. Эти станки не автоматизированы, в них зарядка челнока, остановка станка при обрыве нити и другие операции по обслуживанию производятся самой ткачихой.

Эти два момента — высокое качество ткани, требующее очень большой точности и аккуратности в работе, и сравнительно устарелая конструкция станков — затрудняли переход к стахановским методам работы.

Настя Егорова, вырабатывая сатин, первая из ткачих перешла на одновременное обслуживание 16 станков системы Платт. При этом норма выработки на каждый станок у нее повысилась на 5—10%, а брак значительно снизился.

Своей победы т. Егорова добивалась последовательно и планомерно. Сначала она работала на двух станках. Потом перешла на четыре. Затем работала на шести, восьми, двенадцати и наконец на шестнадцати станках.

Что же помогло т. Егоровой стать стахановкой?

Прежде всего — высокая техническая культура. Настя Егорова окончила курсы техминимума и сдала государственный технический экзамен на «отлично». Она в совершенстве знает станок, быстро и безошибочно определяет неисправности станка и причины брака.

Второе важнейшее качество т. Егоровой — это ее умение ценить и рассчитывать время не только минутами и секундами, но даже долями секунды.

Эта борьба за время, за доли секунды, красной нитью проходит через всю работу т. Егоровой. Она твердо усвоила простое правило, что предупреждение брака отнимает меньше времени, чем его устранение. Поэтому т. Егорова обращает особое внимание на приемку станка.

Настя Егорова приходит за 15— 20 минут до смены. Она тщательно присматривается к работе сменщиц и проверяет выработанную ткань. Попутно она узнает у сменщиц, как работали станки, был ли брак и по каким причинам. Настя Егорова тщательно следит за чистотой станка и тех его частей, которые соприкасаются с нитями или тканью, так как грязь может вызвать пятна на них. Она внимательно изучает состояние нитей основы: не перепутаны ли они, нет ли скрещенных нитей. Эти неисправности могут привести к другому виду брака — обрыву нити.

Если Настя находит, что станки в плохом состоянии, она требует, чтобы сменщица тут же при ней устранила замеченные неисправности.

Такая тщательная приемка станков дисциплинирует сменщиц. Настя очень строго принимает свои станки, но также строго и сдает их. Ее станки при сдаче всегда в образцовом порядке.

Закончив приемку, т. Егорова приступает к работе. Если станок хорошо налажен, проверен и вполне исправен, то он будет работать бесперебойно до тех пор, пока хватит нити на шпульке-початке, которая вставлена в челнок. Таким образом, основная работа ткачихи заключается в своевременной смене и зарядке челнока.

Настя рассчитала свой маршрут так, что подходит к каждому станку как раз в тот момент, когда у него надо перезарядить челнок. Она успевает обойти, проверить и перезарядить все станки в то количество времени, на которое как раз и хватает запаса нити в початке. При этом т. Егорова точно учитывает и то время, которое требуется на устранение возникающих неполадок — обрывов нити основы или утка.

Станки, обслуживаемые Настей, установлены в два ряда, по восьми станков в ряд, лицом друг к другу. Свой обход станков она начинает всегда с одного и того же места. Она пускает станки по два, переходя от первого ряда ко второму, и так до конца. Затем она еще раз идет по этому коридору станков от конца к началу, перезаряжая челноки, в которых к этому времени кончились початки. Таким образом, пройдя два раза между рядами станков, Настя заходит за станки первого ряда. Там она проверяет состояние нитей основы, которые отсюда лучше видны. Она удаляет шишечки, узлы и другие дефекты, тем самым предупреждая возможные обрывы нитей основы. Затем она опять проходит два раза между станками, заряжая и пуская станки, после чего заходит за второй ряд станков.

До стахановского движения, когда не было строгого маршрута, ткачихи большей частью стояли на одном месте, бросаясь то к одному, то к другому станку тишь тогда, когда замечали в нем неисправность.

Основная работа ткачихи, т. е. пуск станков и перезарядка челноков, производится с лицевой стороны станка, поэтому Настя построила свой маршрут так, чтобы заходить за каждый ряд станков после того, как два раза пройдет между станками.

Так выглядел маршрут ткачихи, работавшей на шести станках системы Платт, до стахановского движения. Обслуживание станков производилось непланомерно. Ткачиха бессистемно бросалась к тем станкам, где обнаруживались неисправности.

Маршрут Насти Егоровой на 16 станках системы Платт. Маршрут построен так, что на каждые два захода с лицевой стороны станков приходится один заход с тыловой стороны. Это дает возможность ткачихе устранять шишечки, узелки и другие дефекты нити основы и предупреждать обрывы.

Правильное построение маршрута было основным условием стахановской работы, однако наиболее наглядно борьбу за время можно наблюдать у Насти Егоровой при обслуживании станков и устранении неполадок. Это лучше пояснить примером. Предположим, что остановлены три станка. В одном надо перезарядить челнок, на что требуется 5 секунд. В другом надо связать оборвавшуюся нить — на это нужно 20 секунд. На третьем станке оборвались четыре нити — на это нужно 80 секунд. С какого из этих станков надо начинать устранение неполадок? Обычно ткачихи не учитывали времени и начинали с того станка, который ближе расположен, или с того, на котором больше неполадок. Однако это неверно. Попробуйте сделать подсчет. Если начать с третьего станка, то все три стайка будут стоять по 80 секунд, пока наладится третий станок, т. е, набежит 240 секунд простоя. Затем, при пуске второго станка, еще два станка простоят по 20 секунд — итого 40 секунд простоя. Наконец, пуская первый станок, получим еще 5 секунд простоя. А всего станки простоят 285 секунд.

Тов. Егорова начинает с первого станка. Тогда три станка стоят по 5 секунд — 15 секунд простоя. Затем пускается второй станок — 40 секунд простоя. И наконец пускается третий станок — 80 секунд простоя. А всего 135 секунд простоя. Таким образом, правильное решение задачи дает экономию в 150 секунд.

Когда надо перезаряжать челнок или ликвидировать обрыв нити утка, т. Егорова не перезаряжает челнок во время остановки станка, как делали другие ткачихи, а ставит запасной, уже заряженный. Затем уже, когда станок пущен и работает, т. Егорова перезаряжает челнок и кладет его в ящик про запас.

На самую зарядку челнока т. Егорова затрачивает 5,2 секунды вместо 8 секунд по норме. Процесс зарядки челнока происходит следующим образом. Надо вынуть шпульку, вставить новую, затем поднести челнок к губам и дунуть в имеющееся в челноке отверстие так, чтоб струя воздуха захватила нитку початка и протащила ее через отверстие наружу. Эту операцию Настя производит точно рассчитанным движением. Она берет челнок с початком одной хваткой, так, что он удобно лежит в руке и его уже не приходится ни поправлять, ни перекладывать. Таким же точно рассчитанным движением она подносит челнок к губам для продувки. Тщательный анализ рабочего движения и устранение из него всего лишнего дает ей экономию в 2,8 секунды на каждый челнок.

Чтобы зарядить челнок, т. е. вынуть початок (шпульку с ниткой) из ящика, вставить его в челнок и вытянуть нитку, ткачихи тратили 8 секунд. Стахановка Настя Егорова проделывает это за 5,2 секунды.

Операция связывания нити узлом так же продумана и рационализирована Настей. Одним точным движением она делает петли на концах обеих нитей и вторым движением затягивает узел. Эта операция дает ей экономию в 8,5 секунды. Она выполняет ее вместе с пуском станка в 21,5 секунды вместо 29 секунд по норме.

Чтобы ликвидировать обрыв основной нити —  надвязать нить и пустить станок, — ткачихи тратили 29 секунд. Настя Егорова проделывает это в 21,5 секунды.

Так же продуманно т. Егорова рационализировала и свое рабочее место. У каждого из станков, обслуживаемых ею, всегда имеется запасной, третий челнок, так что при порче челнока ей не приходится останавливать весь станок и ждать, когда принесут новый челнок

*

Свое глубокое знание станка и технологического процесса т. Егорова использует для помощи другим ткачихам.

Часто, приходя в другую смену посмотреть, как работают молодые стахановки, Настя Егорова учит их быть настойчивыми, уметь распознавать, откуда получается брак, и вовремя ликвидировать его.

За три года стахановского движения Насти Егорова и ее сменщица Клава Полякова воспитали новые кадры стахановок-ткачих. Прежде всего Настя передала свой опыт своей младшей сестре — комсомолке Дусе Егоровой. Дуся, работая сменщицей у Насти, почти ежедневно приходила смотреть, как работает ее старшая сестра. Настя в свою очередь приходила смотреть, как работает Дуся, и поправляла ее, передавая свои приемы. Сейчас Дуся успешно работает на 16 станках.

Настя Егорова горда тем, что ее первые последовательницы — Клава Полякова и младшая сестра Дуся — не только прекрасно освоили ее опыт работы, но уже передают его и другим ткачихам, читая лекции в клубе. Сейчас Настя Егорова готовится поступить и Промышленную академию.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.