П. АРКАДЬЕВ
Такие здания, лишенные своей, казалось бы,
самой главной и существенной детали, стали десятками появляться в США за
последние годы.
Без окон строятся крупнейшие универмаги,
склады, фабрики, музеи, концертные залы, кино... Одним из наиболее грандиозных
безоконных зданий является Канзасская городская аудитория. В ней расположены
огромные, вместимостью по 15 тыс. человек, залы, не имеющие ни одного окна и
оборудованные искусственным светом и искусственной климатизацией.
С первого взгляда может показаться, что здание без окон архитектурно неприемлемо, что оно лишается одного из основных элементов украшения. Однако и в прошлом создавалось немало замечательных зданий (театров, музеев и т. д.), в архитектурном облике которых окна не играли почти никакой роли. Безоконными же построены и все здания огромной чикагской выставки «Век прогресса». С внешней стороны они ничего не потеряли, а внутри — выиграли, потому что рационально оборудованное искусственное освещение позволило наилучшим образом обеспечить обзор экспонатов.
Канзасская городская аудитория — одно из самых крупных безоконных зданий США. |
Без окон построены павильоны чикагской выставки «Век прогресса». |
Безоконное здание универмага. |
Идея безоконного строительства все больше привлекает к себе внимание американских архитекторов. В своих доводах «безоконники» ссылаются на успехи, достигнутые в области искусственной климатизации и искусственного освещения, и делают отсюда вывод, что окна, служившие человечеству 15 столетий, должны отмереть. «Окна дают нам суррогат воздуха и света, — говорят «безоконники», — наука и техника должны нам дать в безоконных домах полноценный воздух и полноценный свет».
Архитекторы-«безоконники» ссылаются на
данные современной науки, которая показала, что внешний воздух, особенно в
городах, отнюдь не свеж и не чист, и что с помощью современной техники можно
создать в помещениях такой искусственный воздух, который будет не менее
благоприятен для человека с точки зрения здоровья и работоспособности.
Примерно то же самое происходит со светом.
Прежде чем лучи, идущие от небосвода, пробьют толщу воздуха и достигнут здания,
они теряют свою силу почти на 20 процентов. Окна пропускают внутрь лишь
небольшую часть лучей, падающих на здание. Стекла и оконные переплеты снижают
освещённость еще процентов на 10—30, как бы чисты они ни были. Внутри помещения
световые лучи поглощаются запыленным воздухом, а также стенами и предметами,
окрашенными в различные цвета. Как показали исследования, даже гладкая белая
поверхность стен поглощает 15% освещенности, желтая краска отнимает 60%, тёмно-красная
— 80%, а черный цвет, особенно черный бархат, поглощает почти все падающие на
него лучи. В результате до листа бумаги, на которой человек пишет, или до
книги, которую он читает в закрытом помещении, доходит всего одна тысячная
освещенности небосвода.
Мало того, проходя сквозь обычное оконное
стекло, солнечные лучи теряют также свое благотворное влияние на человеческий
организм. Известно, что солнечные лучи способствуют улучшению общего обмена,
укреплению мускулатуры и восстановлению изношенных клеток организма. Они
успокаивающе действуют на нервную систему, улучшают кислородное питание клеток
и, что особенно важно, оказывают гибельное действие на различные вредные
бактерии. Этими целебными свойствами особенно обладают фиолетовые и
ультрафиолетовые лучи (достаточно сказать, что бактерии, которые выживали в
красных лучах по девять часов, в ультрафиолетовых гибли через секунду), но
именно эти ультрафиолетовые лучи почти не проникают через обыкновенное оконное
стекло, которое, к тому же, снижает и иные благотворные качества
солнечного света.
Вместе с тем
новейшая осветительная техника создала такие лампы, которые по качеству своих
лучей являются как бы маленькими искусственными солнцами. Всевозможные
ртутно-кварцевые, неоно-аргонные и другие лампы обладают различными достоинствами
солнечных лучей, благодаря чему можно сделать искусственное освещение не только
равноценным солнечному, но даже, в соответствии с теми или иными требованиями,
выше и целебнее естественного солнечного света. Помещение при этом было бы
озарено ровным, сильным и мягким светом, не дающим теней.
Пользуясь этими
доводами, архитекторы-«безоконники» приходят к выводу, что та цель, которой
служили до сих пор окна, — дать доступ наружному воздуху и естественному свету
— становится ненужной и что, следовательно, при строительстве целого ряда
зданий можно вообще отказаться от оконных проемов, которые являются, к тому же,
наиболее дорогой частью здания. «Безоконники» уже завоевали в США довольно
широкие позиции, особенно в области строительства зданий культурного и
общественного назначения.
Однако наряду с
этим «безоконным» течением в американской архитектуре одновременно развивается
и течение, прямо ему противоположное, которое идет по пути максимального
уловления живительной силы солнечных лучей, а не замены их искусственным
светом. Это течение заключается, в частности, в том, что обычные, стекла в
окнах, заменяются особым стеклом, названным «вита-глас» (стекло жизни). Это
стекло, в отличие от обычного оконного, пропускает через себя благодатные лучи
солнечного спектра. В одной из американских школ несколько классов были для
опыта застеклены «вита-гласом». Через десять месяцев оказалось, что учащиеся,
занимавшиеся в этих классах, прибавили в весе втрое больше, чем занимавшиеся в
других классах той же школы. Соответственно вдвое больше у них повысилось и
содержание гемоглобина в крови.
Многие
американские архитекторы начинают проектировать здания, стены которых
представляют собой одно сплошное окно. Идя навстречу сторонникам такого
течения, американская промышленность стройматериалов начала выпускать
специальные стеклянные кирпичи. Стекло этих кирпичей содержит значительный
процент кварца, отличается высокой прозрачностью и обладает свойством
пропускать целебные солнечные лучи. В Америке построено уже немало зданий,
стены которых почти сплошь выложены из стеклянных кирпичей.
Здание из стеклянных кирпичей. Через эта стены проходят живительные лучи солнечного спектра. |
Так выглядит ночью здание, построенное из стеклянных кирпичей. |
*
В новом
американском строительстве оба течения — и «безоконное» и противоположное ему —
конкурируют между собой, и, как это обычно бывает в капиталистических условиях,
поднятая вокруг конкуренции рекламная шумиха затемняет и подчас представляет в
искаженном виде здоровые начала, заложенные в новой технической идее.
Беспристрастно сопоставляя оба течения, мы можем сказать, что в наших,
советских, условиях «оконное» и «безоконное» строительства не будут
конкурировать одно с другим, но будут взаимно дополнять друг друга.
Нет никаких доводов за то, чтобы лишать солнечного света наши школы, больницы, жилые дома. Наши заводы («Пролетарий», «Свобода» и другие) уже осваивают производство так называемого увиолевого стекла, пропускающего большую часть ультрафиолетовых лучей. Внедрение этого стекла в строительство повысит целебные свойства проникающего в помещения солнечного света. Но, с другой стороны, для тех зданий, в которых солнечным светом не пользуются (кино, театры и т. д.), а также для обычных зданий в вечерние и ночные часы мы должны позаимствовать из практики безоконного строительства ту рационализацию искусственного освещения, которая способна «заменить» солнце.
Комментариев нет:
Отправить комментарий