Инж. И. ТОРОПОВ
Кто хоть раз рассматривал карту Волги, тот,
конечно, обращал внимание на большую петлю, которую река делает в среднем своем
течении у города Куйбышева (бывшая Самара). Эта петля носит название Самарской
луки. Она начинается от города Ставрополя. Здесь идущая к югу Волга, встречая
на своем пути Жигулевские горы, отклоняется на восток. После города Куйбышева
Волга снова поворачивает к западу, а дойдя до села Переволоки, принимает свое
прежнее направление на юг. Длина всей этой петли, огибающей Жигулевские горы, —
160 км, прямое же расстояние от Ставрополя до села Переволоки — всего 25 км.
Мимо села Переволоки к Ставрополю, примерно
с юга на север, т. е. в направлении, обратном Волге, течет небольшая речка Уса. Эта
речка у Переволок подходит к Волге настолько близко, что между ними остается
возвышенный перешеек шириной всего в 2½ км.
Жигулевские горы, охваченные Самарской лукой, издавна известны всем путешественникам. Это холмистая, изрезанная оврагами и покрытая лесом возвышенность, которая спускается к Волге красивыми крутыми обрывами. В противоположность правому берегу левый берег Волги в пределах Самарской луки низкий и ровный. Однако километрах в тридцати от города Куйбышева, близ устья реки Сока, он тоже становится возвышенным. Это место, где Волга течет между двумя высокими гористыми берегами, носит название Жигулевских ворот. В половодье, когда Волга вбирает в себя громадное количество вешней воды, ей не хватает двухкилометровой ширины Жигулевских ворот. Течение реки становится здесь настолько быстрым, что даже самые мощные буксирные пароходы с трудом выводят против него свои караваны.
Схема Самарской луки. |
Наука о земле — геология — говорит, что в
том месте, где высятся Жигулевские горы, и на сотни верст вокруг них некогда
бушевало доисторическое море. Об этом свидетельствуют известняки, составляющие
основу Жигулевских гор. Известняки образовались оттого, что на дне моря веками
отлагались раковины погибших морских животных. Проходили сотни тысяч лет. Море
приходило и уходило неоднократно, оставляя следы своего посещения в виде
известковых отложений, характер которых каждый раз менялся. Так, сверх
жигулевских известняков каменноугольного периода последовательно наслаивались
известковые отложения позднейших геологических периодов: пермского, юрского и
других.
Позднее в этом месте произошло вертикальное
смещение пород, составляющих земную кору, произошла так называемая «флексура»,
или коленчатая складка. Пласты земной коры изогнулись, поднявшись в одном месте
и опустившись в другом. Поднятые пласты и представляют собой массив Жигулевских
гор.
Река Уса при впадении ее в Волгу. |
Жигулевские горы. Вид реки Волги с Девичьей горы. |
Когда-то, в XVI—XVII вв., в густые леса и
глубокие овраги Жигулей стекались со всех концов России беглые крепостные и
стрельцы, обездоленные и своевольные люди, не желавшие подчиняться боярскому
произволу. Из них создавалась та знаменитая волжская вольница, которая под
руководством лихих атаманов держала в страхе царских опричников и волжских
купцов.
Много позже, когда сама вольница и ее
набеги отошли в область преданий, Самарская лука и Жигули
стали излюбленным местом для экскурсий и путешествий. И теперь ежегодно в
весеннее половодье волжская молодежь увлекается «кругосветкой» — так называют
местные жители свои любимые физкультурные экспедиции в лодках по кольцевому маршруту:
Куйбышев—Переволоки—река Уса—Жигули—Куйбышев. Весь этот путь, около 200 км,
лодки идут вниз по течению Усы и Волги. Только через небольшой перешеек у села
Переволоки лодки перетаскиваются на лошадях.
*
Самарская лука,
Жигули и река Уса теперь часто упоминаются не только в советских журналах и
газетах, но и в иностранной прессе. Эти места приобретают теперь новую мировую
славу. Здесь, на Самарской луке, начинается стройка грандиозного Куйбышевского
гидроузла.
Гидроузел — так
называется система нескольких связанных между собой сооружений, предназначенных
для разностороннего использования воды. Основные сооружения гидроузла: плотина,
которая преграждает реку и поднимает уровень воды; гидростанция, которая
использует силу подпертой воды; шлюзы — промежуточные камеры, с помощью которых
суда могут переходить из одного уровня в другой.
Будущая Большая
Волга будет иметь восемь мощных гидроузлов почти на всем своем протяжении,
начиная от села Иваньково и кончая Сталинградом. Куйбышевский гидроузел будет
не только самым крупным из них, — он будет величайшим по своей мощности
гидроузлом в мире.
Близ села Красная
Глинка, в 25 км от города Куйбышева и в нескольких километрах ниже Жигулевских
ворот, русло Волги будет преграждено глухой земляной плотиной. Масса воды, устремившись
левым протоком в обход этой плотины, встретит здесь заранее приготовленное
искусственное русло и бетонную плотину, которая составит продолжение земляной.
Здесь же будут расположены и две гидростанции. Бетонная плотина будет иметь
водопропускные отверстия с подводящим и отводящим каналами, через которые будет
проходить вода, необходимая для питания нижележащего участка Волги.
Длина земляной
плотины достигает 2 км, высота 45 м, что равняется высоте двенадцатиэтажного
дома. Эта гигантская плотина, объемом в 25 млн. куб. м, должна быть создана в
промежуток между двумя весенними паводками. Опоздание недопустимо, так как
весеннее половодье может уничтожить весь незаконченный труд. Чтобы довести
работу до конца в этот жесткий срок, предполагается применить особый метод:
грунт плотины будет намываться при помощи нескольких чрезвычайно мощных
землесосов.
Бетонная плотина,
являющаяся продолжением земляной, будет возвышаться над скальным основанием на
60 м — это высота пятнадцатиэтажного дома.
После закрытия
волжского русла плотиной вода в Волге поднимется на 32 м над обычным ее летним
уровнем. Выше плотины по долинам Волги и ближайших притоков образуется
громадное озеро-водохранилище, площадью в 7 тыс. кв. км и емкостью около 60
млрд. куб. м. Это водохранилище превзойдет так называемое Московское море на
канале Волга—Москва в 20 раз по площади и почти в семь раз по емкости.
Подпертая
плотиной вода затопит также долину реки Усы и сделает ее проходимой для
волжских пароходов. Узкий перешеек между Усой и Волгой у села Переволоки будет
перерезан коротким каналом, длиной около 2,5 км. Так как разница между уровнями
воды в Усе и в Волге достигнет в этом месте более чем 30 м, то на канале будут
сооружены двухкамерные шлюзы. Через эти камеры, расположенные одна выше другой,
пароходы будут проходить последовательно. Размеры камер (290 × 30 м) позволят
пропускать через шлюзы самые большие волжские грузовые суда и пассажирские
теплоходы.
Канал,
соединяющий реку Усу с Волгой у Переволок, позволит волжским пароходам миновать
Самарскую луку и сократит их путь на 145 км. Кроме того, у села Красная Глинка,
на правом берегу, будет также сооружен шлюз для прохода судов в период
строительства плотины, а также для будущего пассажирского и местного сообщения
по Самарской луке.
Таким образом,
Куйбышевский гидроузел разбивается на два удаленных друг от друга узла
сооружений: плотинный — у села Красная Глинка, и шлюзовой — в 100 км ниже его,
у села Переволоки. В обоих этих местах геологическая разведка обнаружила
сравнительно неглубоко под мягкими грунтами твердые скальные породы, которые
послужат надежным основанием будущих бетонных сооружений.
*
Масштабы
строительства Куйбышевского гидроузла настолько велики, что если бы всю землю,
вынутую и насыпанную при его сооружении (около 180 млн. куб. м), разместить на
железнодорожных платформах, то поезд, составленный из них, обогнул бы земной
шар по экватору четыре с половиной раза. Если бы всю бетонную кладку
Куйбышевского гидроузла (около 7 млн. куб. м) можно было уложить на площади
среднего городского двора, то получилась бы сплошная бетонная «скала»,
доходящая до стратосферы. Можно себе представить, какое количество строительных
машин — экскаваторов, бетономешалок, насосов, электромоторов, какое количество
строительных материалов и транспортных средств потребуется для этих работ!
Если бы всю землю, вырытую при строительстве Куйбышевского гидроузла, нагрузить на платформы, поезд, составленный из них, четыре с половиной раза обогнул бы земной шар по экватору. |
*
Что же даст
стране эта гигантская стройка, на которую предстоит затратить столько сил и
средств?
Громадная масса
воды, накопленная в водохранилищах и поднятая на высоту более 30 м, позволит
довести мощность гидростанций Куйбышевского гидроузла до 2,5 млн. квт. В
будущем, после постройки других гидроузлов Большой Волги, расход воды в реке
сделается еще более равномерным, и мощность Куйбышевских гидростанций
увеличится до 3— 3,2 млн. квт. Чтобы представить себе значение этих цифр,
достаточно сказать, что величайшая гидростанция мира — Боулдер-Дем в США —
обладает вдвое меньшей мощностью — 1,4 млн. квт. Даже самая мощная из
проектирующихся станций в США — Гранд-Кули, рассчитана всего на мощность в 1,9
млн. квт.
Каждый из
пятнадцати агрегатов Куйбышевской гидростанции (т. е. водяная турбина с
электрогенератором) будет иметь мощность до 200 тыс. квт — в три раза больше
всей Волховской станции. Нигде и никогда еще не строили таких мощных турбин и
гидрогенераторов.
Энергия,
производимая Куйбышевскими гидростанциями, будет питать, конечно, не только
промышленность Куйбышевской области. По линиям высокого напряжения эта энергия
пойдет в Горький, Москву, Казань, Уфу и на всем своем пути через десятки и
сотни подстанций будет приводить в движение заводы и машины, проникать в
колхозы и города центральных областей, Поволжья и Южного Урала.
Ежегодно
Куйбышевская гидростанция будет давать нашим фабрикам и предприятиям около 12
млрд. квтч электроэнергии — в три раза больше, чем все советские гидростанции в
1936 г., и в шесть с лишком раз больше энергии, которая была выработана всеми
электростанциями царской России в 1913 г.
*
Недалеко от
района Куйбышевской гидростанции расположены плодородные, но засушливые поля
Заволжья. Дешевая энергия Куйбышевских гидростанций приведет в движение мощные
насосы, которые поднимут волжскую воду на берег и будут орошать ею эти
страдающие от засухи поля. Как показали подсчеты, каждый гектар орошаемой земли
вместо прежних 10—12 ц даст 35 ц урожая — втрое больше! Засушливое Заволжье
превратится в богатейшую житницу Советского Союза.
Но этого мало.
Плотина у Красной Глинки коренным образом изменит характер «беспокойной» Волги
и сделает ее более удобной для судоходства. Бурная и широкая весной, Волга
летом сильно высыхает. Мели и перекаты, не только в верховьях, но даже в
среднем и нижнем течении, значительно усложняют пароходство. После того как
плотина поднимет уровень реки и создаст выше себя обширные водохранилища, путь
по Волге на всем этом участке выпрямится и сократится еще на 50 км, кроме тех
145 км пути, которые сокращаются в результате пересечения Самарской луки по
реке Усе и каналу.
Но плотина окажет
свое благотворное влияние и на все нижнее течение Волги. С помощью плотины
можно регулировать уровень воды на нижнем участке, усиленно питая Волгу за счет
водохранилищ в течение летних засушливых месяцев. На всем этом протяжении,
вплоть до Астрахани, характер Волги станет более равномерным, и глубина ее в
летние месяцы будет примерно вдвое больше, чем в настоящее время.
*
Строительство
Куйбышевского гидроузла уже началось. Полным ходом идут подготовительные
работы: прокладываются шоссе и железнодорожные ветки, для того чтобы связать
строительные площадки с сетью железных дорог и с городом Куйбышевым. Ведутся
окончательные изыскания и геологические разведки. Усиленно разрабатываются
общие схемы и конструкции будущих сооружений.
Богатый опыт,
накопленный на строительстве канала Волга—Москва, окажет, конечно, большую
помощь строителям Куйбышевского гидроузла. Однако масштабы и условия этих
строек настолько различны, что во многих случаях прежние методы и конструкции
окажутся устаревшими.
Такие же по
объему земляные работы и вдвое большие — бетонные — придется теперь выполнять
на протяжении менее десятка километров.
Такой «узкий
фронт» при грандиозных масштабах работы вызовет множество технических и
организационных трудностей.
Сама Волга у
города Куйбышева — река в расцвете своей мощи, уже принявшая в себя главнейшие
притоки, — также непохожа на ту сравнительно скромную реку, с которой
приходилось бороться строителям канала Волга—Москва у села Иваньково. Обуздать
и подчинить своей воле эту могущественную грозную стихию будет здесь гораздо
труднее.
Турбины и электрогенераторы небывалой мощности; линия передачи и подстанции для напряжения в 400 тыс. вольт (почти вдвое выше того напряжения, которое технически освоено в Союзе); исключительной прочности затворы, которые должны будут сдерживать воду при больших пролетах и громадных напорах, — все это и еще многое другое заставит находить новые методы работы и оригинальные конструкции, которые по своей смелости и масштабам должны будут соответствовать этому гигантскому строительству третьей сталинской пятилетки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий