Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

10 июня 2023

Вместо восьми — один | ТМ 1938-05

Н. ПАШИН

Как стахановец слесарь т. Крац, применив несложные приспособления, стал делать в три раза больше дверей для вагонов метро, чем делала бригада из восьми человек.

Перед вами изображение одной и той же работы. Слева — старый технологический процесс монтажа двери, справа — новый, стахановский. Вы видите, как много трудоемких операций было в старом процессе. Норма времени составляла 7 час. 10 мин. на одну дверь. Бригада слесарей в восемь человек с трудом давала за смену двенадцать дверей. Этого количества недостаточно и для одного вагона метро.

Первая же операция — сварка — производилась на глазок. Это вызывало перекос косынок — металлических угольников с овальными вырезами, укрепляемых на углах двери для усиления их в том месте, где должна быть прикреплена державка. Державка представляет собой кронштейн с роликовым механизмом. При помощи роликов дверь, подвешенная на рейке в вагоне метро, скользит по ней во время открывания. В тот момент, когда между обрубленными косынками вставлялась державка, обнаруживался брак работы, т. е. наличие зазора между державкой и дверью. Так появлялась еще одна лишняя операция — пайка. На предыдущих операциях по монтажу дверей не придерживались указаний чертежа. Поэтому отверстия в державке и в двери не совпадали, а сама державка была шире гнезда и тоньше, чем пространство между косынками. Так появлялись еще три лишние операции: распиливание отверстий, обрубка державки и вкладывание подкладки.

Слесарь-монтажник т. Крац упростил технологический процесс монтажа двери. Он начал с того, что ввел обязательное применение специального шаблона для приварки к двери косынок. Так исчезли перекосы косынок, а вместе с ними отпала и операция обрезки. По его настоянию, поддержанному техническими руководителями, механический цех стал поставлять точно по чертежу сделанные державки. В результате этого отпали еще три операции: обрубка державок, вкладывание подкладки и распиливание отверстий. На пайку зазора между корпусом державки и дверью уходило много времени и, кроме того, тратился дефицитный материал — олово. Тов. Крац предложил делать напуск металла в том месте двери, где укрепляется державка. Это место на заводе называют гнездом. Раньше металл вокруг овальной стороны косынки срубался вплотную к ней, а сейчас в этом месте делается напуск материала, т. е. оставляется полоска его в 1½—2 см шириною. Это мероприятие исключило необходимость пайки, так как лишний металл напуска после клепки срубается вплотную к державке, и потому между ними не остается зазора.

Применение инструмента натяжки повысило качество, прочность клепки и сделало ее внешний вид более культурным.

Бригада слесарей из восьми человек оказалась ненужной. Слесарей перевели на другие участки, так как с их прежней работой справлялся уже один т. Крац. Он стал давать по сорок дверей в смену.


1. Сварщик приваривал косынку к двери на глазок, неизбежно перекашивая ее при этом. 
2. Края перекошенных косынок приходилось срубать зубилом. 
3. Державки по ширине оказывались больше гнезд и не входили в них без предварительной подрубки. 
4. Отверстия в державке и в гнездах двери не совпадали. Их распиливали. 
5. Несмотря на подгонку по ширине, державки все же болтались в гнездах, так как были тонки. Приходилось ставить подкладки. 
6. Только теперь слесарь мог вставить державку в гнездо. 
7. Вставленная державка приклепывалась к двери. Клепка производилась с помощью одного молотка, что отрицательно влияло на ее качество и чистоту. 
8. После этого обнаруживался зазор между державкой и дверью. Этот зазор запаивали. 
9. Следующая операция — пригонка резинового борта. Слесарь должен был вывинчивать и ввинчивать 46 винтов, которыми борт прикрепляется к двери. 
10. Подвешивая уже готовую дверь в кондуктор — шаблон для проверки, слесарь обнаруживал перекос. В механизме державки оказывались неисправности. Приходилось их устранять.


С такой огромной затратой времени и энергии работали раньше слесаря Московского вагоностроительного завода в Мытищах на монтаже дверей для вагонов метро.

Эти несложные приспособления — секрет стахановского успеха.

1. Теперь косынки привариваются по шаблону. Это исключает перекосы.
2. В листе двери над державкой делается теперь напуск. Слесарю остается отогнуть его края, чтобы вставить державку.
3. Державки свободно входят в гнезда, так как теперь они делаются механическим цехом точно по установленным размерам.
4. Заклепки расклепываются и натягиваются при помощи инструмента — натяжки. Это обеспечивает прочность и качество клепки.
5. Лишняя часть напуска срубается вплотную к державке. Раньше здесь образовывался зазор, который приходилось запаивать.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.