Очерк Л. РИХТЕРА, Фото автора
Какой огромный размах приняло строительство
в нашей стране! Сколько просторных жилых домов, дворцов культуры, клубов,
прекрасных парков! Строятся каналы, бассейны, подземные вокзалы... Как по
волшебству, вырастают новые большие города, реконструируются старые... Не
только в удобных, но и в красивых зданиях хочет жить советский народ. Он
требует от своих строителей, чтобы современные сооружения были лучшими в мире,
чтобы они были достойными памятниками нашей великой эпохи.
Поэтому, как только заканчивается черновая
работа и убираются леса, на стройку приходят художники и скульпторы.
В лепных украшениях оживают потолки... В
замысловатых завитках начинают кудрявиться капители колонн. Вспыхивают красками
стенные панно. Расстилаются по полу ковры разноцветной мозаики... На готовые
постаменты прибывают их будущие обитатели — разнообразная скульптура.
Со всех концов страны предъявляются
требования на эти художественные произведения.
Но как же удовлетворить этот громадный спрос, если художник-ваятель затрачивает на свой тонкий, кропотливый труд очень много времени?
*
На одной из московских окраин — во
Всехсвятском — находится Изофабрика Всекохудожника.
В ее просторных и светлых цехах ра ботают
150 скульпторов, 600 лепщиков, модельщиков, мраморщиков, чеканщиков... В
просторном зале с огромными окнами над мягкой глиной или пластилином работают
ваятели. На высокой подставке вровень с головой художника стоит незаконченная
капитель будущей колонны. Своим тонким деревянным инструментом — стекой —
скульптор придает мягкой глине желаемую форму. Вот знакомая всем кудрявая
голова поэта Пушкина (1).
И капитель, и бюст Пушкина — это первичные
модели, гипсовые копии с которых пойдут в производство как эталоны данной
скульптуры.
Рядом — глиняная фигурка ребенка.
Металлические листочки разделили ее на две половинки, — это даст возможность
при заливке гипсом получить две разъемные гипсовые формочки. В свою очередь
залитые гипсом, эти половинки формуют эталон скульптуры. Материалом для эталона
может служить не только гипс, а также бронза, мрамор и чаще всего железобетон.
На одном из наших снимков (2) показан рабочий, получающий форму с готовой
модели.
Смазанная специальным раствором фигура
мальчика покрывается кусками мягкого гипса. Два больших куска гипса, которые
называются кожухами (3), скрепляют многочисленные накладки и образуют готовую
форму. После этого из формы вынимают модель, а пустое место заполняют
материалом, из которого хотят сделать скульптуру.
*
Небольшие фигуры и бюсты отливаются
целиком. Но большие, высокие скульптуры, весом в несколько тонн, доставить в
сохранности на место было бы делом чрезвычайно затруднительным. Поэтому такие
скульптуры делаются по частям.
На снимке (4) видна заполненная
железобетоном раскрытая половинка формы.
Посмотрите теперь на снимок (5), и вы
увидите, что торс большой статуи составлен из трех частей — блоков. Только по
прибытии всех частей фигуры на место специальный, сопровождающий их мастер
соединит между собой эти куски в единое целое. Рядом (6) видна такая готовая
часть блок-фигуры.
В отделочной бронзолитейного цеха фабрики
качаются спущенные с потолка красивые люстры. Это по рисункам архитекторов готовят
арматуру для новой гостиницы «Москва».
Здесь работают монтировщики и чеканщики.
Вот один из них — мастер чеканки — старик Федотов (7). Подбирая нужный чекан, с
любовью отделывает он тонкие линии изящной статуэтки «Девушка с мячом».
Вдоль больших красивых корпусов фабрики идет длинная крытая галерея. Отсюда на грузовиках бережно закутанная в холст продукция этого интересного производства развозится на многочисленные новостройки нашего Союза.
Комментариев нет:
Отправить комментарий