Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

17 июня 2023

Фабрика скульптуры | ТМ 1938-05

Очерк Л. РИХТЕРА, Фото автора

Какой огромный размах приняло строительство в нашей стране! Сколько просторных жилых домов, дворцов культуры, клубов, прекрасных парков! Строятся каналы, бассейны, подземные вокзалы... Как по волшебству, вырастают новые большие города, реконструируются старые... Не только в удобных, но и в красивых зданиях хочет жить советский народ. Он требует от своих строителей, чтобы современные сооружения были лучшими в мире, чтобы они были достойными памятниками нашей великой эпохи.

Поэтому, как только заканчивается черновая работа и убираются леса, на стройку приходят художники и скульпторы.

В лепных украшениях оживают потолки... В замысловатых завитках начинают кудрявиться капители колонн. Вспыхивают красками стенные панно. Расстилаются по полу ковры разноцветной мозаики... На готовые постаменты прибывают их будущие обитатели — разнообразная скульптура.

Со всех концов страны предъявляются требования на эти художественные произведения.

Но как же удовлетворить этот громадный спрос, если художник-ваятель затрачивает на свой тонкий, кропотливый труд очень много времени?

*

На одной из московских окраин — во Всехсвятском — находится Изофабрика Всекохудожника.

В ее просторных и светлых цехах ра ботают 150 скульпторов, 600 лепщиков, модельщиков, мраморщиков, чеканщиков... В просторном зале с огромными окнами над мягкой глиной или пластилином работают ваятели. На высокой подставке вровень с головой художника стоит незаконченная капитель будущей колонны. Своим тонким деревянным инструментом — стекой — скульптор придает мягкой глине желаемую форму. Вот знакомая всем кудрявая голова поэта Пушкина (1).

И капитель, и бюст Пушкина — это первичные модели, гипсовые копии с которых пойдут в производство как эталоны данной скульптуры.

Рядом — глиняная фигурка ребенка. Металлические листочки разделили ее на две половинки, — это даст возможность при заливке гипсом получить две разъемные гипсовые формочки. В свою очередь залитые гипсом, эти половинки формуют эталон скульптуры. Материалом для эталона может служить не только гипс, а также бронза, мрамор и чаще всего железобетон. На одном из наших снимков (2) показан рабочий, получающий форму с готовой модели.

Смазанная специальным раствором фигура мальчика покрывается кусками мягкого гипса. Два больших куска гипса, которые называются кожухами (3), скрепляют многочисленные накладки и образуют готовую форму. После этого из формы вынимают модель, а пустое место заполняют материалом, из которого хотят сделать скульптуру.

*

Небольшие фигуры и бюсты отливаются целиком. Но большие, высокие скульптуры, весом в несколько тонн, доставить в сохранности на место было бы делом чрезвычайно затруднительным. Поэтому такие скульптуры делаются по частям.

На снимке (4) видна заполненная железобетоном раскрытая половинка формы.

Посмотрите теперь на снимок (5), и вы увидите, что торс большой статуи составлен из трех частей — блоков. Только по прибытии всех частей фигуры на место специальный, сопровождающий их мастер соединит между собой эти куски в единое целое. Рядом (6) видна такая готовая часть блок-фигуры.


В отделочной бронзолитейного цеха фабрики качаются спущенные с потолка красивые люстры. Это по рисункам архитекторов готовят арматуру для новой гостиницы «Москва».

Здесь работают монтировщики и чеканщики. Вот один из них — мастер чеканки — старик Федотов (7). Подбирая нужный чекан, с любовью отделывает он тонкие линии изящной статуэтки «Девушка с мячом».

Вдоль больших красивых корпусов фабрики идет длинная крытая галерея. Отсюда на грузовиках бережно закутанная в холст продукция этого интересного производства развозится на многочисленные новостройки нашего Союза.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.