Р. ЭННЕР
Современный морской флот выполняет чрезвычайно разнообразные
боевые задачи, которые в самых общих чертах сводятся к следующим: оборона
своего побережья и активные действия против морских сил и побережья противника;
охрана своих морских и океанских коммуникаций (путей сообщения) и расстройство
коммуникаций противника; содействие сухопутным войскам в их операциях на
морском побережье.
Эти общие задачи включают в себя десятки частных: сторожевая
и дозорная служба, разведка, конвоирование транспортов, постановка минных
заграждений и траление (уничтожение) их, блокада побережья противника, высадка
десантов и т. д. Понятно, что для выполнения столь разнообразных операций
необходимо иметь самые различные корабли.
Основными элементами боевого корабля являются вооружение,
бронирование и скорость хода. Большое значение имеют также маневренность
корабля, мореходные качества — способность противостоять штормам, а также
радиус действия, т. е. продолжительность плавания без пополнения запасов
топлива.
Ни один из основных элементов корабля не может быть усилен сверх какого-то предела без того, чтобы соответственно не были ослаблены другие его элементы. Так, например, если мы будем усиливать вооружение корабля и его бронирование, то утяжелим корабль настолько, что он потеряет в быстроходности, так как придется ограничить его механизмы. Если мы захотим мощно вооружить корабль и в то же время сделать его быстроходным, нам придется свести до минимума его защиту — броню. Построить корабль, который являлся бы универсальным и в высокой степени обладал всеми достоинствами, — невозможно, да и нецелесообразно.
Специализация боевых кораблей привела к тому, что в состав
современного морского флота входят корабли всевозможных размеров и мощностей.
Водоизмещение их колеблется от 12 до 35 тыс. т, вооружение — от нескольких
пулеметов до двадцати тяжелых артиллерийских орудий, а скорость — от 20 до 40 и
больше узлов (узел — 1,85 км/час).
Самым мощным классом военных кораблей является линейный
корабль, или, сокращенно, линкор. В общежитии линкор иногда именуют дредноутом,
— от названия построенного в 1906 г. английского броненосца, — что значит в
переводе «неустрашимый».
Водоизмещение современных линкоров достигает 35 тыс. т,
длина — 214 м, глубина осадки — 9 м.
Представим себе для наглядности такой линкор, поставленный
посередине Красной площади. Корма его расположится у здания Исторического
музея, нос упрется в храм Василия Блаженного. Его верхняя палуба придется в
уровень с крышей ГУМа, а посты управления дойдут до вершины кремлевских башен.
Но дело, конечно, не только в размерах. Современный линейный
корабль представляет собой высочайшее достижение техники, выраженное в наиболее
совершенной форме. Это исключительное сооружение напоминает по своей сложности
грандиозную, великолепно оборудованную лабораторию, а по мощности превышает
мощность крупной электростанции. Понятно, что личный состав линкора, насчитывающий
до 1400 человек, должен состоять из высококвалифицированных специалистов,
знания которых охватывают всевозможные отрасли науки и техники.
Назначение линкора — вести бой с главными силами противника
или с его береговыми укреплениями. Этот бой линкор ведет в полном
взаимодействии с кораблями других классов, которые он поддерживает своим мощным
вооружением.
Артиллерия, которой вооружен линкор, расположена в трех или
четырех орудийных башнях. Она включает в себя от 6 до 12 орудий крупного
калибра с диаметром канала ствола до 406 мм. Эти орудия через каждые полминуты
могут выбрасывать снаряд весом до 1 т на расстояние до 40 км. Таким образом,
линкоры могут вести обстрел противника, находясь за пределами видимости.
Кроме орудий крупного калибра, на линкоре устанавливается до
20 орудий вспомогательной артиллерии с диаметром канала до 152 мм. Эти орудия,
предназначенные для обстрела крейсеров, миноносцев и подводных лодок, могут
давать от 8 до 15 выстрелов в минуту. Наконец, для борьбы с самолетами противника
линкор вооружен зенитной артиллерией и пулеметами.
На современных линкорах всеми действиями артиллерии, как вспомогательной, так и главной, руководят из специальных «постов управления огнем». Эти посты расположены в особых надстройках высотой в 33—44 м над уровнем моря. Все многочисленные орудия корабля автоматически следуют централизованной наводке. Таким образом, артиллерия линкора обладает способностью быстро менять направление стрельбы, находить цель и обрушиваться на нее огнем всех своих орудий.
Огромная дальность огня линкоров приводит к тому, что
противники в современном морском бою могут находиться вне пределов видимости,
за линией горизонта. Это чрезвычайно усложняет управление огнем. Поэтому
современные линкоры имеют гидросамолеты, которые корректируют огонь артиллерии
своего линкора и совершают разведку в море. Гидросамолеты устанавливаются на
так называемых катапультах — особых приспособлениях, которые «выстреливают»
самолеты в воздух, сообщая им необходимую для взлета начальную скорость.
Таковы средства нападения линкора, но не менее мощны и его
защитные средства. До 25% огромного веса корабля приходится на долю его брони.
Броня на линкоре распределяется неравномерно. Надежнее всего защищены наиболее
важные части корабля: его машинное и котельное отделения, орудийные башни,
погреба с боевыми запасами, посты управления и т. д. На линкоре различаются
вертикальная, или поясная, броня, защищающая надводную часть бортов, и
горизонтальная, защищающая палубу. Толщина поясной брони постепенно уменьшается
к носу и корме. Наиболее плотной броней обшит промежуток от первой до последней
орудийной башни. Здесь толщина брони на некоторых линкорах достигает 406 мм.
Горизонтальная броня, покрывающая палубу, устанавливается на
линкоре для защиты не только от воздушных бомб, но и от снарядов, которые при
дальних дистанциях боя падают на корабль почти отвесно. Толщина горизонтальной
брони значительно меньше поясной — она достигает 177 мм.
Какова сила сопротивляемости такой брони? Эта сила зависит
от ряда факторов. Главнейшие из них — дистанция боя и угол, под которым снаряд
встречается с броней.
Грубо говоря, броня сопротивляется снаряду, калибр которого равен толщине брони. Таким образом, броня в 406 мм толщиной может, на известном расстоянии, выдержать силу снаряда 406-миллиметровой пушки. Для характеристики такого снаряда можно сказать, что его высота превышает человеческий рост, вес превосходит тонну и что при попадании в почву такой снаряд разворачивает воронку глубиной до 12 м.
Залп девяти 406-миллиметровых орудии английского линкора «Родней». |
Задача брони — вызвать преждевременный разрыв снаряда, не допустив его в целом виде внутрь корабля, где разрыв снаряда мог бы оказаться гибельным. Таким образом, если даже снаряды пробьют броню верхней палубы, они встретят далее вторую палубу и второй слой брони. Разрываясь в промежутке между двумя бронированными плоскостями, снаряды не могут причинить кораблю сколько-нибудь существенных повреждений, а их осколки не могут пробить второго слоя брони, за которым расположены жизненные центры корабля.
Подобный принцип применяется и для защиты линкора от торпед,
поражающих подводную часть корабля. Существует несколько способов, с помощью
которых достигается максимальная «живучесть» корабля. Так, например, английская
система заключается в том, что на борт корабля в его подводной части наклепывается
еще один слой стальных листов, образуя нечто вроде вздутия — так называемый
блистер, что в переводе с английского означает «пузырь». Полое пространство
блистера заполняется воздухом.
Однако блистер уменьшает скорость хода линкора. Американцы
предпочитают применять иную систему для защиты живучести. В подводной части
корабля они располагают три ряда водонепроницаемых переборок. Получается, как
бы три борта, промежутки между которыми в свою очередь разделены поперечными
водонепроницаемыми переборками и наполнены воздухом или нефтью.
Американский линкор «Аризона» в походе. |
Защита «живучести» предохраняет корабль от гибели при получении пробоин в подводной части борта. Поэтому, если удачно пущенная торпеда даже нанесет подводную пробоину, это далеко не всегда означает гибель корабля. Корпус корабля разделен внутри на целый ряд водонепроницаемых отсеков. Линкор может держаться на воде, если одни или даже два-три отсека будут затоплены. Нужно исключительно неблагоприятное стечение обстоятельств, чтобы первая же пробоина вывела корабль из строя.
Во время Ютландского боя (май 1916 г.), в котором
столкнулись главные силы германского и английского флотов, был только один
случай, когда немецкий линкор «Поммерн» затонул от первой попавшей в него
торпеды. В остальных случаях не только линкоры, но и значительно менее
защищенные легкие крейсеры и даже миноносцы показали исключительную живучесть.
Так, в английский линейный крейсер «Лайон» попало 12 снарядов крупного калибра.
Еще в самом начале боя у него была сбита орудийная башня. Вспыхнуло несколько
пожаров. Однако он оставался в строю и продолжал действовать до конца боя.
Английский линкор «Мальборо» продолжал держаться на воде, несмотря на
полученную от торпеды пробоину, и благополучно дошел до берега.
Мощное вооружение и тяжелое бронирование линкора заставляют
значительно ограничить его скорость. Она колеблется от 21 до 26 узлов, хотя
новые, уже спущенные на воду линкоры обладают скоростью до 30—32 узлов.
Район действия линкора достаточно велик. Идя определенными,
наиболее выгодными скоростями (10—15 узлов), линкор может без пополнения
топлива и других запасов покрывать расстояние до 14 тыс. миль (миля — 1852 м),
По Вашингтонскому (1922 г.) и первому Лондонскому (1930 г.)
договорам морские державы установили следующее предельное количество линкоров:
в Англии и США — по 15, в Японии — 9. При этом предельное водоизмещение корабля
было принято в 35 тыс. т, а калибр артиллерии — до 406 мм.
Отказ Японии от этих ограничений явился, началом новой гонки
морских вооружений. По данным мировой прессы, Япония заложила два линкора
водоизмещением по 45 тыс. т, с калибром артиллерии в 457 мм. Строительство
линкоров развивается лихорадочными темпами, на них затрачиваются огромные
средства: стоимость одного линкора достигает 50—80 млн. руб. золотом.
Промежуточным звеном между линкорами и следующим классом
боевых кораблей — крейсерами — является линейный крейсер. Его назначение —
тактическая разведка. Линейные крейсеры выходят в море в виде авангарда,
впереди своей эскадры. Они нащупывают главные силы противника, ввязываются с
ними в бой и, маневрируя, стараются навлечь корабли противника на свои главные
силы. Линейный крейсер обладает мощным вооружением, скорость его больше, чем у
линкора, но за этот счет ослаблено бронирование. Линейные крейсеры оказались
очень дорогими и слишком уязвимыми кораблями. Так, например, во время
Ютландского боя было потоплено четыре линейных крейсера.
Новых линейных крейсеров сейчас не строят. Их задачу могут с
успехом выполнять современные тяжелые крейсеры — корабли, значительно меньшего
водоизмещения.
*
Крейсер — наиболее мощный корабль после линкора. Корабли
этого класса чрезвычайно разнообразны.
Крейсеры могут действовать как в составе флота, так и
самостоятельно или небольшими группами. В первом случае они несут разведку, идя
впереди своих главных сил, поддерживают действия миноносцев, когда те бросаются
в атаку, и т. д. Во втором случае они выполняют отдельные задания: несут
дозорную службу, охраняют свои коммуникации и нарушают коммуникации противника,
производят набеги на неприятельское побережье, конвоируют и охраняют свои
торговые суда и т. д.
Новый американский крейсер «Хаустон», вооруженный 203-миллиметровой артиллерией. За мостиком расположены катапульты с двумя гидросамолетами. |
В соответствии со своим назначением крейсеры разделяются на два типа: тяжелые (или «Вашингтонские») и легкие.
Вашингтонский договор ограничивал водоизмещение крейсеров 10
тыс. т и устанавливал предельный калибр артиллерии — 203 мм для тяжелых
крейсеров и 155 мм — для легких. Лондонский договор устанавливал предельное
количество тяжелых крейсеров: для США — 18, для Англии — 15, для Японии — 12.
Количество легких крейсеров было ограничено суммарным тоннажем: для Америки —
143,5 тыс. т, для Англии —192,2 тыс. т, для Японии — 100,5 тыс. т.
Однако, ввиду отказа Японии продлить Вашингтонский и
Лондонский договоры, империалистические державы приступили к усиленной
постройке новых крейсеров, и эти нормы можно считать уже сданными в архив.
Кроме главной артиллерии, крейсеры имеют также зенитную
артиллерию, торпедные аппараты, приспособления для постановки минных
заграждений и для сбрасывания глубинных бомб против подводных лодок. Таким
образом, по своей вооруженности крейсер является универсальным морским судном.
Однако основным его средством нападения остается артиллерия.
Обладая достаточно сильным вооружением, крейсер значительно
слабее защищен по сравнению с линкором. Его броня толщиной всего в 75—120 мм
прикрывает лишь самые жизненные центры корабля. Крейсер уязвим не только для
артиллерии линкоров, но даже для артиллерии неприятельских крейсеров. Его
преимущество перед линкором — в высокой маневренности и быстроходности,
достигающей 30—40 узлов, т. е, 55—75 км/час.
*
Третий класс военных кораблей — миноносцы. Они существенно
отличаются от крейсеров и линкоров своими размерами и вооружением. Артиллерия
на миноносце играет второстепенную роль, главным его оружием, как это видно из
самого названия, является самодвижущаяся мина — торпеда.
Торпеда представляет собой самодвижущийся аппарат
сигарообразной формы, диаметрам более полуметра и длиной до 7 м. Пороховым
выстрелом или сжатым воздухом она выбрасывается в воду из торпедной трубы. На
эсминце устанавливается от 4 до 12 таких труб, из которых торпеды могут быть
выпущены почти одновременно. В воде торпеда движется собственным ходом при
помощи сжатого воздуха. Она идет по заданному курсу на определенной глубине со
скоростью 30—40 узлов. Торпеда имеет большой заряд взрывчатого вещества, и
поэтому она представляет для кораблей исключительно опасное оружие, — достаточно
напомнить, что во время империалистической войны торпедами было потоплено около
6 тыс. судов.
Недостатком торпеды является сравнительно небольшая
дальность ее действия. Обычно торпедная атака производится с расстояния 2—4 км.
Миноносцы, не защищенные броней, вынуждены близко подходить к мощно
вооруженному противнику и, чтобы скрыться от губительного огня, создают густую
дымовую завесу или искусственный туман.
Миноносцы представляют собой мелкие боевые корабли
водоизмещением от 0,7 до 1,5 тыс. т, количественно они распространены больше
всех других кораблей. Миноносцы отличаются мощными механизмами и большой
скоростью — до 40 узлов. Зато они лишены брони, а их сравнительно слабая
артиллерия может быть губительной лишь для миноносцев, для подводных лодок и
других мелких кораблей.
Эскадренные миноносцы (эсминцы), действующие в составе
эскадры, играют в морском бою исключительно важную роль: они охраняют свои
главные силы от атак эсминцев или подводных лодок противника. В случае
необходимости эсминцы быстро проносятся вдоль боевого строя своих кораблей,
закрывают их от артиллерии противника густой дымовой завесой. Но главное
назначение эсминцев в морском бою — торпедная атака.
Эсминцы почти всегда действуют не в одиночку, а группами:
дивизионами и флотилиями. В этих случаях во главе их становится «лидер» — более
крупный и более сильно вооруженный миноносец, который защищает свою флотилию от
миноносцев противника. Иногда роль лидера принимает на себя легкий крейсер.
*
Совершенно особое место в рядах военного флота занимают
подводные лодки. Четырехлетний опыт мировой войны показал, что этот вид
морского оружия таит в себе огромные возможности. Судя по действиям
«неизвестных» подводных лодок, которые в наши дни топят торговые суда в
Средиземном море, нужно думать, что агрессоры намерены в будущих войнах
применять подводные методы войны в еще более широких масштабах.
Постановка минного заграждения, разведка и дозорная служба,
а главное, торпедные атаки кораблей противника — все эти задачи, которые
выполняются легкими крейсерами и миноносцами, подводная лодка может выполнить с
еще большим успехом и неожиданностью.
Надо, однако, отметить, что подводная лодка отнюдь не так
неуловима, как это иной раз кажется. Современные военные корабли могут вести с
подводными лодками довольно успешную борьбу.
Главная слабость подводной лодки заключается в ее
незначительной скорости. Подводные лодки имеют два типа двигателей: находясь
над водой, они приводятся в движение дизелями, а под водой — электромоторами,
действующими от аккумуляторов. Предельная подводная скорость лодки составляет
всего 9—10 узлов. Однако и надводная скорость — от 14 до 20 узлов — настолько
мала сравнительно с миноносцами или крейсерами, что при встречах с ними лодка
ищет спасения только в том, чтобы как можно быстрее уйти под воду. Современные
подводные лодки могут погрузиться в воду за 30—40 секунд и в 2 минуты
достигнуть глубины 100 м (на большей глубине корпус лодки может не выдержать
давления воды).
Однако, погрузившись в воду, обнаруженная лодка не может
уйти куда-либо на большое расстояние ввиду своей незначительной скорости. Кроме
того, при скорости в 9—10 узлов зарядки аккумуляторов хватает всего на
полтора-два часа, после чего лодка снова должна подниматься на поверхность.
Пользуясь тихоходностью подводной лодки, миноносец,
обнаруживший ее, кружится вокруг того места, где лодка ушла под воду, и
сбрасывает так называемые «глубинные бомбы», которые взрываются на определенной
глубине. При этом миноносец «нащупывает» невидимую лодку с помощью гидрофонов —
аппаратов, которые устанавливаются в днище миноносца и, улавливая звук мотора
подводной лодки, дают возможность приблизительно определить место ее
нахождения.
Обнаруженная подводная лодка беспомощна и может быть
выведена из строя любым осколком снаряда. Однако, пока лодка не обнаружена, она
представляет собой грозную силу внезапностью своих действий. При небольшой
скорости подводная лодка обладает большой дальностью плавания: она может
просуществовать два-три месяца без пополнения запасов и пройти 20—30 тыс. км
без захода в базу. Расположившись в море поблизости от вероятных курсов
кораблей, она может подолгу выжидать неприятеля. Завидя издали корабль, лодка
определяет его курс, становится на его пути погружается в воду, оставляя на
поверхности едва заметный перископ, и, выждав подходящий момент, производит
торпедную атаку.
Во время мировой войны германские империалисты пытались решить исход войны при помощи подводной блокады. Германские подводные лодки без всякого предупреждения топили коммерческие пароходы всех национальностей, какие только попадались в зоне их действия. Для борьбы с ними англичане применяли так называемые «суда-ловушки». Они вооружали пароходы коммерческого типа, закрывая артиллерию надстройками верхней палубы. В начале войны немецкие подводные лодки при встрече с торговыми пароходами обычно безбоязненно всплывали наверх и, чтобы не тратить торпед, расстреливали пароход из своих мелкокалиберных орудий. Команда «судна-ловушки», встречая подводную лодку, спускала шлюпки и имитировала панику, когда же лодка приближалась, другая часть команды раскидывала маскировочную надстройку и неожиданно открывала по пиратской лодке губительный огонь.
После мировой войны между империалистами разных стран велся
долгий спор о том, как расценивать подводную лодку — как средство обороны или
нападения. Англичане требовали полного уничтожения подводных лодок, но против
этого возражали Франция и США. По Лондонскому договору, Япония, США и Англия
получили право иметь подводные лодки — каждая страна по 52 тыс. т общего
тоннажа. Однако эти споры и соглашения не мешали каждому государству строить
для себя столько лодок и таких размеров, какие были для него наиболее выгодными,
— вплоть до целого подводного крейсера водоизмещением свыше 3 тыс. т и с
командой до 100 человек.
Американская подводная лодка «Наутилус-2» — один из наиболее крупных кораблей этого класса. |
*
Современный морской флот тесно связан с авиацией. Появление самолетов
изменило всю тактику морских операций. Самолет явился новым грозным оружием
морского боя.
Главное назначение самолетов — дальняя разведка, атака
кораблей противника и борьба с неприятельской авиацией. Самолеты могут также
применяться для корректирования артиллерийского огня и для борьбы с подводными
лодками.
Значение авиации особенно возрастает при большой дальности
расстояния, на котором ведется бой. Еще до начала морского боя обе стороны
будут стремиться завладеть воздухом. Кто первый добьется в этом успеха, тот
отнимет у противника возможность управлять огнем. Как утверждают американцы,
даже сам командующий флотом должен во время операции находиться в воздухе и
управлять воем ходом боя с самолета.
Для перевозки самолетов, которые должны участвовать в
морском бою, применяются специальные суда — авианосцы. Их верхняя палуба
свободна от всяких надстроек и служит плавучим аэродромом. В некоторых случаях
даже трубы и мачты переносят к одному борту, чтобы не мешать взлету и посадке
самолетов. До начала боевых действий самолеты помещаются внутри корабля в
ангарах. На палубу их поднимают элеваторными подъемниками.
Отправка самолетов в воздух с палубы и посадка их происходят
почти без перерывов, с большой скоростью. Так, например, на посадку самолета,
включая сюда время, необходимое для спуска его в ангар, требуется всего около
минуты. Быстрота всех операций с самолетами такова, что человеческому глазу
трудно уследить за ними, поэтому регистрация взлетов и посадки производится при
помощи специального аппарата, работающего по принципу киносъемочного.
Наиболее крупные американские авианосцы — «Саратога» и
«Лексингтон», — переделанные из линейных крейсеров, принимают на свой борт 135
самолетов. Их водоизмещение достигает 33 тыс. т, скорость — 34,5 узла, площадь
посадочной палубы — 268 × 27 м, экипаж — почти 2 тыс. человек.
Полетная палуба американского авианосца «Саратога» |
Авианосцы действуют либо в составе флота, либо в составе небольших отрядов из тяжелых крейсеров. Они имеют артиллерию, достаточно мощную, чтобы отбить крейсер противника, значительную зенитную артиллерию, но слабое бронирование. Толщина брони достигает всего 155 мм. Недостатком авианосца является его уязвимость. Достаточно повредить палубу, чтобы сделать взлет и посадку самолетов невозможными и превратить авианосец в бесполезное судно.
Водоизмещение современных крупных авианосцев достигает 30
тыс. т. Однако некоторые страны считают теперь нецелесообразным строить
чрезмерно крупные авианосцы, так как в случае повреждения такого судна выходит
из строя слишком большое количество самолетов. В дальнейшем тоннаж авианосцев,
по всей видимости, не будет превышать 12—15 тыс. т.
Разновидностью авианосцев являются авиатранспорты —
небольшие суда, которые принимают на себя всего по 10—20 гидросамолетов. Взлет
их производится при помощи катапульты. Посадка гидросамолетов происходит на
воду, после чего самолет поднимается на палубу авиатранспорта подъемными
кранами.
*
Помимо перечисленных классов и типов кораблей, современный
морской флот имеет еще целый ряд судов специального назначения. К таким судам
относится, например, торпедный катер.
Еще в конце прошлого века возникла идея использовать
разрушительную силу торпед, действуя ими с малых кораблей против больших. Эта
идея уже нашла свое выражение в миноносце, вооруженном торпедными аппаратами.
Во время мировой войны появился новый класс торпедных судов — торпедные катера.
Торпедные катера — маленькие (в среднем 12—18 т), но весьма
быстроходные (до 100 км/час) моторные лодки, вооруженные 1—2 торпедами. Методы
атаки торпедных катеров весьма примитивны. Развив максимальную скорость, они
большими группами прорываются к противнику, атакуют его своими торпедами и
скрываются затем за дымовой завесой. Большим недостатком торпедного катера
является его слабая мореходность (он не выдерживает даже слабых штормов) и
небольшая дальность плавания. Чтобы расширить применение торпедных катеров, их
иногда принимают на борт боевых кораблей и бросают в море уже в
непосредственной близости от места атаки.
Среди судов специального назначения надо отметить также
минные заградители. Мина — шарообразный или овальный снаряд, начиненный большим
количеством взрывчатого вещества, — спускается в море на якоре. Она
удерживается на заданной глубине с помощью минрепа — стального троса,
соединенного с якорем. Мины ставятся сразу целыми «полями заграждения». Эти
минные поля защищают от кораблей противника подходы к базам.
Задачу, обратную минным заградителям, решают тральщики,
уничтожающие мины. Тральщик — это маленький корабль с весьма небольшой осадкой,
который может проходить над полями минных заграждений. Он снабжен особым тралом
— тросом, при помощи которого зацепляет минреп и обрывает его. Всплывшая мина
расстреливается из пулеметов. Работа по вылавливанию мин исключительно опасна и
напряжена.
Кроме перечисленных специальных судов, морской флот
насчитывает еще большое количество различных сторожевых и дозорных кораблей,
транспортов, плавучих баз, плавучих мастерских и т. д.
Таково в самых общих чертах громадное и сложное хозяйство, каким является боевой флот современных морских держав. Защита наших границ, на две трети омывающихся морями, требует наличия всех классов морских и океанских кораблей, которые смогут не только защитить наши берега от флота агрессоров, но и громить этот флот в его базах в случае, если он рискнет напасть на наши побережья. Наша промышленность, в результате двух сталинских пятилеток, имеет сейчас полную возможность создать эти корабли в таких количествах, какие будут нужны для обороны священных границ Советского Союза.
Комментариев нет:
Отправить комментарий