Л. НИКОЛАЕВ
Человечество рано узнало замечательные
свойства и силу гармоничного сочетания красок, которое впечатляло зрителя и
доставляло ему большое эстетическое удовольствие. Археология приводит
доказательства существования живописи еще в древние времена. Найденные в
могилах древних греков портреты прекрасно сохранились до наших дней.
Современные анализы показали, что древние
греки применяли в своих работах особые восковые краски, отличавшиеся
необычайной прочностью.
Картина до известной степени подобна живому
существу. И в самом деле, картины по-разному живут, по-разному «болеют»,
по-разному «умирают».
Лучшим собранием произведений русской
живописи является Государственная Третьяковская галерея в Москве. Здесь
делается все, чтобы сохранить для будущих поколений прекрасные памятники старых
и современных мастеров.
В лабораториях и мастерских реставрационного отдела галереи при помощи длительных и кропотливых физико-химических исследований устанавливают причины преждевременного старения материала картин: дерева, холста, грунтов, красок, лаков. Здесь изучают многочисленные приемы старинного мастерства и определяют, как воздействует на картину окружающая среда, для того чтобы удлинить жизнь картины. Разрешая проблему «долголетия», работники этих мастерских создали целую науку о консервации картин.
Но вряд ли теперешний посетитель галереи
заметит на этих картинах следы тяжелых травм. Картины «вылечены» в
реставрационных мастерских.
Эксперт-художник, как опытный врач, ставит
диагноз болезни картины, составляет карточку — «историю болезни», определяет
«курс лечения». Над картиной начинают производить сложные манипуляции,
требующие от мастеров-реставраторов чрезвычайной осторожности, огромного
терпения и знания этого дела. Если картина повреждена, в технической мастерской
разорванные волокна тщательно соединяют и под поврежденные места подводят новый
холст, горячим способом склеивая эту новую основу со старой. В тех случаях,
когда появляются угрожающие осыпи, характеризующие отставание красочного слоя
от холста, реставраторы переводят картину на новую основу. Это похоже на то, что
делают дети со своими сводными картинками, но, разумеется, реставраторы употребляют другие способы и действуют гораздо
медленнее, так как в этих тончайших операциях излишняя торопливость может
стоить жизни бесценному оригиналу. После укрепления основы все механические
повреждения загрунтовывают, и картина переходит в руки реставратора-живописца.
Живописец промывает поврежденную картину и тонкой кистью восстанавливает
первоначальное изображение, следит за тем, чтобы не исказить стиль времени,
манеру художника, писавшего картину, и за тем, чтобы сохранить гармонию
первоначальных красок.
Художник-реставратор осматривает картину, поступившую на «лечение». Он определяет изменения, происшедшие в красочном слое, количество и размеры механических повреждений. |
Многие старые
картины за свою долгую жизнь успели сменить нескольких хозяев. Варварское
отношение к картинам некоторых из них было причиной порчи целого ряда ценных
произведений. Реставраторы всегда могут привести примеры такой неумелой работы
доморощенных художников, похоронивших под слоем краски первоначальное
изображение.
Впрочем,
«записывают» картину не всегда с целью освежить ее — «поднять» краски. В этом
отношении интересна история картины Джулио Романо «Форнарина», хранящейся
сейчас в Музее изобразительных искусств. Тонкое лицо
«Форнарины» не
гармонировало с ее грубой, темной, невыразительной одеждой. Это вызвало
подозрение реставраторов. Острым скальпелем они сняли часть верхнего слоя
краски, под которым обнаружили изображение обнаженной женщины. Очевидно, по
указанию ханжествующих попов «Форнарину» «одел» неумелый художник. Прекрасная
картина была испорчена.
Сейчас эта
картина экспонируется в ее первоначальном виде.
Реставрация
картин приобрела большой размах после того, как получила научно-техническую
базу.
Летом этого года научные работники реставрационного отдела Третьяковской галереи поедут в разные концы нашего многонационального Советского Союза. Они помогут восстановить замечательные и многочисленные памятники народного фольклора.
Комментариев нет:
Отправить комментарий