Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

27 мая 2023

Как «лечат» картину | ТМ 1938-04

Л. НИКОЛАЕВ

Человечество рано узнало замечательные свойства и силу гармоничного сочетания красок, которое впечатляло зрителя и доставляло ему большое эстетическое удовольствие. Археология приводит доказательства существования живописи еще в древние времена. Найденные в могилах древних греков портреты прекрасно сохранились до наших дней.

Современные анализы показали, что древние греки применяли в своих работах особые восковые краски, отличавшиеся необычайной прочностью.

Картина до известной степени подобна живому существу. И в самом деле, картины по-разному живут, по-разному «болеют», по-разному «умирают».

Лучшим собранием произведений русской живописи является Государственная Третьяковская галерея в Москве. Здесь делается все, чтобы сохранить для будущих поколений прекрасные памятники старых и современных мастеров.

В лабораториях и мастерских реставрационного отдела галереи при помощи длительных и кропотливых физико-химических исследований устанавливают причины преждевременного старения материала картин: дерева, холста, грунтов, красок, лаков. Здесь изучают многочисленные приемы старинного мастерства и определяют, как воздействует на картину окружающая среда, для того чтобы удлинить жизнь картины. Разрешая проблему «долголетия», работники этих мастерских создали целую науку о консервации картин.

В ряде картин старых мастеров применялась асфальтовая краска, сделанная из ископаемой смолы. Эта краска, положенная толстым слоем, полностью не просыхает и потому при повышенной температуре сильно изменяется. На фото: «Портрет Кампиони» Крюкова с характерной для асфальта деформацией красочного слоя.
На верхнем снимке виньетке: деталь картины Сорокина «Нищая». Изображение испорчено разрывами красочного слоя и трещинами (кракелюром), идущими по всей поверхности картины.

Не всем картинам «повезло», не все они попали сразу в спокойные условия галереи. Многим долгие годы пришлось пробыть в нетопленных, сырых помещениях, в пыли на чердаках, снятыми с подрамника, свернутыми и брошенными среди домашней рухляди. Эти картины попали в галерею уже с «болезненными процессами» в красочном или лаковом слое, с механическими повреждениями. Да и в летописях самой галереи зарегистрировано несколько происшествий и аварий, результатом которых была частичная порча картин. Так, в 1913 г. маньяк Балашов разрезал ножом известную картину Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван»; в 1935 г. при аварии с отоплением водяные пары разрушили поверхность популярной картины Васнецова «Аленушка» и т. п.

Но вряд ли теперешний посетитель галереи заметит на этих картинах следы тяжелых травм. Картины «вылечены» в реставрационных мастерских.

Эксперт-художник, как опытный врач, ставит диагноз болезни картины, составляет карточку — «историю болезни», определяет «курс лечения». Над картиной начинают производить сложные манипуляции, требующие от мастеров-реставраторов чрезвычайной осторожности, огромного терпения и знания этого дела. Если картина повреждена, в технической мастерской разорванные волокна тщательно соединяют и под поврежденные места подводят новый холст, горячим способом склеивая эту новую основу со старой. В тех случаях, когда появляются угрожающие осыпи, характеризующие отставание красочного слоя от холста, реставраторы переводят картину на новую основу. Это похоже на то, что делают дети со своими сводными картинками, но, разумеется, реставраторы употребляют другие способы и действуют гораздо медленнее, так как в этих тончайших операциях излишняя торопливость может стоить жизни бесценному оригиналу. После укрепления основы все механические повреждения загрунтовывают, и картина переходит в руки реставратора-живописца. Живописец промывает поврежденную картину и тонкой кистью восстанавливает первоначальное изображение, следит за тем, чтобы не исказить стиль времени, манеру художника, писавшего картину, и за тем, чтобы сохранить гармонию первоначальных красок.

Художник-реставратор осматривает картину, поступившую на «лечение». Он определяет изменения, происшедшие в красочном слое, количество и размеры механических повреждений.

Вот пример неправильного хранения картины. Групповой портрет Морковых, написанный Тропининым, одним из лучших русских художников, который одно время был крепостным. На этой картине художник изобразил своих господ. Снятая с подрамника и свернутая в трубку, картина получила разрывы холста, множество осыпей и трещин вдоль всего красочного слоя.

Рябушкин, «Подача милостыни». Эта картина поступила в галерею от частного владельца. Свернутая в трубку, она долгое время валялась у него за комодом. Картина казалась совершенно погибшей, но все же реставраторы приняли ее на «лечение». Для укрепления рассыпавшегося красочного слоя ее перевели на новый холст, выправили измятости и прорывы, положили новый грунт в местах осыпей. Справа: та же картина после реставрации. Она промыта от грязи и испортившегося лака. Загрунтованные места заправлены красками в тон уцелевшим местам картины.

Известная картина Васнецова «Аленушка», поврежденная при аварии отопления галереи в 1935 г. Водяные пары, вырвавшись из отдушин, произвели разложение лаковой пленки, которая покрывала поверхность картины. Из-за этого изображение затуманилось. Левый снимок изображает часть поврежденной картины. Правый — ту же картину после частичного восстановления лакового слоя спиртными парами. Верхний снимок сделан в технической мастерской. Мастер-реставратор укрепляет красочный слой, вводя тонкий и эластичный рыбий клей в мелкие трещинки картины.

Фрагмент картины Айвазовского «Море», пострадавшей при пожаре Вхутеина. После пожара картина выглядела так, как это показано справа. Вся ее поверхность взбугрилась и приобрела темнокоричневый цвет. Левее показано, как под скальпелем реставратора, удалившим испорченный лаковый слой, изображение частично восстановилось. Слева: в живописной мастерской художник-реставратор приступает к промывке картины, которая поступила из технической мастерской.

Многие старые картины за свою долгую жизнь успели сменить нескольких хозяев. Варварское отношение к картинам некоторых из них было причиной порчи целого ряда ценных произведений. Реставраторы всегда могут привести примеры такой неумелой работы доморощенных художников, похоронивших под слоем краски первоначальное изображение.

Впрочем, «записывают» картину не всегда с целью освежить ее — «поднять» краски. В этом отношении интересна история картины Джулио Романо «Форнарина», хранящейся сейчас в Музее изобразительных искусств. Тонкое лицо

«Форнарины» не гармонировало с ее грубой, темной, невыразительной одеждой. Это вызвало подозрение реставраторов. Острым скальпелем они сняли часть верхнего слоя краски, под которым обнаружили изображение обнаженной женщины. Очевидно, по указанию ханжествующих попов «Форнарину» «одел» неумелый художник. Прекрасная картина была испорчена.

Сейчас эта картина экспонируется в ее первоначальном виде.

Реставрация картин приобрела большой размах после того, как получила научно-техническую базу.

Летом этого года научные работники реставрационного отдела Третьяковской галереи поедут в разные концы нашего многонационального Советского Союза. Они помогут восстановить замечательные и многочисленные памятники народного фольклора.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.