Инж. А. ВАРШАВСКИЙ
Для посадки самолета необходима большая
ровная площадь, которую не всегда легко подыскать. Особенно трудно, а иной раз
совершенно невозможно найти годную для аэродрома площадку в гористой или
болотистой местности, в лесных районах, а также в тех местах Арктики, где на
протяжении тысяч километров громоздятся льды.
Сделать посадку самолета возможной везде,
где это потребуется, — задача исключительной важности. Часто бывает, что целые
районы лишаются воздушной связи только потому, что в них нельзя устроить
аэродром. Отсутствие промежуточных посадочных площадок создает большие
трудности при длительных перелетах через Арктику. Так, например, чтобы сделать
перелеты из Москвы в Америку через Северный полюс выгодными, надо, чтобы каждый
самолет перевозил возможно больше полезного груза. При знаменитых перелетах
Чкалова и Громова приходилось брать очень много горючего и мало пассажиров и
груза. Гораздо выгоднее и надежнее стали бы трансарктические перелеты, если бы
в Ледовитом океане удалось создать аэродромы, на которых самолеты могли бы
брать горючее и останавливаться в случае какой-нибудь неисправности.
В настоящее время самолетостроители работают над совершенствованием автожиров — самолетов, которые поднимаются и садятся, как птица, на небольшой площадке. Но можно решить задачу посадки и другим путем, и там, где нельзя устроить аэродром на земле, устроить его в воздухе.
Предположим, что нам удалось преодолеть все
технические трудности, стоящие на пути создания такого необычайного сооружения.
Попробуем представить себе, как должен выглядеть будущий воздушный аэродром.
Над ледяными просторами Арктики на
произвольной высоте в несколько сотен метров неподвижно висит что-то вроде
жесткого дирижабля странной формы. Представьте себе две огромные тарелки,
диаметром в две-три сотни метров, положенные открытыми частями друг на друга,
причем верхняя тарелка мелкая, нижняя — глубокая. Получается громадная
двояковыпуклая чечевица, окруженная широким кольцом, наружный край которого
загнут кверху. Это кольцо и представляет собой посадочную площадку.
Какими же силами удерживается необычайный
аэродром в воздухе, как он противостоит ветрам, оставаясь неподвижным в заранее
заданной точке пространства?
Аэродром построен из специальных легких, но
прочных металлов и удерживается гелием, который заполняет всю полую
внутренность его «чечевицы», кроме небольшой средней цилиндрической части
диаметром около 20 м. Внутри этой средней части (может быть в несколько этажей)
размещаются ремонтная мастерская, жилое помещение для персонала, небольшая
кладовая и запас гелия в жидком виде на случай утечки газа из полой части
аэродрома. По ободу чечевицы симметрично расположены камеры, где хранятся
запасы горючего для снабжения самолетов.
Гелий, наполняющий аэродром, надежно
удерживает его в воздухе. Однако, при желании, воздушный аэродром может
двигаться в любом направлении. Для этой цели на концах средней цилиндрической
части, выступающей несколько над выпуклостями «чечевицы», установлены мощные
самолетные моторы или ракетные двигатели. Двигатели, расположенные в верхней
части аэродрома, могут толкать его вниз и во все четыре стороны в
горизонтальном направлении; двигатели с нижней стороны аэродрома могут двигать
его вверх и также в стороны. Комбинируя работу моторов, можно заставить
воздушный аэродром двигаться вниз, ползти наверх, удерживаться на месте и перемещаться
во всех направлениях. Если ввести одновременно в работу горизонтальные моторы
сверху и снизу в противоположных направлениях, получится вращающий момент,
который заставит аэродром наклоняться или, если он наклонен, выпрямляться.
Эти моторы нужны не только для передвижения
аэродрома, но и для удержания его в определенной точке пространства. Плоская
форма аэродрома, а также якоря, которые могут быть со
всех сторон спущены на лед, уменьшают действие воздушных течений, и при
спокойной погоде аэродром висит неподвижно. Если же ветер усилится и аэродром
выйдет из своей неподвижности, специальные приборы автоматически включают
соответствующие моторы, которые заставляют аэродром вернуться в первоначальное
положение.
Время от времени
горизонтальные моторы включаются также для борьбы с обледенением. Горячие газы
с силой вылетают со всех сторон моторных выступов и расстилаются по поверхности
«чечевицы», при этом весь аэродром слегка встряхивается и сбрасывает подтаявшую
ледяную корку.
Экипаж воздушного
аэродрома имеет и другие возможности для борьбы с обледенением: можно при
помощи насоса обдать поверхность аэродрома раствором специального химиката; в
крайнем случае можно переместить аэродром на время в более благоприятную по
атмосферным условиям местность.
Итак, воздушный
аэродром вооружен против всевозможных случайностей, которые могут возникнуть в
полярных условиях. Он в любую минуту готов принять воздушных гостей. Дело это,
однако, довольно сложное. Нужно заставить самолет сесть не по прямой, как
обычно, а по кругу. Несмотря на большой радиус посадочного кольца, такая задача
для летчика исключительно трудна: появятся большие центробежные силы; плоскости
самолета будут испытывать неравномерное сопротивление; возникнут
аэродинамические силы, стремящиеся опрокинуть самолет через крыло.
Правда, летчику
не придется «ловить» радиус посадочного кольца — он просто установит рули на
определенные, заранее известные углы (может быть, это будет происходить
автоматически). Частично поможет и наклон аэродромного кольца (подобным образом
устроены виражи гоночных треков). Но все же такая посадка потребует большого
мастерства летчика, а может быть, и каких-нибудь конструктивных
усовершенствований в самом самолете.
Как же будет
«вести» себя во время посадки сам аэродром, как он сохранит при этом
необходимое равновесие?
Прежде всего,
самолет должен опускаться на аэродром очень осторожно, кругами приближаясь к
кольцу. Он должен коснуться посадочного кольца так, чтобы не получилось резкого
толчка. Как только самолет касается кольца, автоматически включаются
соответствующие моторы, которые переключаясь один за другим, поддерживают
аэродром в равновесии так же, как они это делают, когда неподвижность аэродрома
нарушается в силу атмосферных причин. Опустившись на посадочное кольцо, самолет
катится по нему вокруг аэродрома и, по мере уменьшения скорости, все дальше
отходит от наружного края. Переход от кольца на верхнюю, выпуклую часть
аэродрома настолько плавный и сама эта выпуклость настолько невелика, что
самолет может спокойно заехать за внутренний край кольца и оказаться на
поверхности «чечевицы». При этом он только выпрямится или, в крайнем случае,
слегка наклонится в обратную сторону.
К остановившемуся
самолету протягиваются шланги от ближайшей камеры, в которой хранятся запасы
горючего. Пока самолет заполняет свои баки, команда направляется в комнату
отдыха или в мастерскую. Короткая передышка — и самолет готов продолжать путь.
Так же как и при посадке, он берет старт по радиусу кольца и, набрав
достаточную скорость, отрывается от воздушного аэродрома...
...Так будет выглядеть воздушный аэродром, который существует пока только в фантазии. Может быть, в действительности он примет несколько иной вид. Может быть, для облегчения посадки окажется более удобной овальная форма посадочного кольца, которая даст возможность самолету совершить пробег значительной длины по прямой против ветра. Как бы то ни было, аэродром, поднятый в воздух, может оказать неоценимые услуги авиации. Техника наших дней осуществляет самые смелые замыслы, и существуют ли для нее препятствия, которые помешали бы в недалеком будущем разрешить и эту, столь важную для нашей авиации задачу!
Комментариев нет:
Отправить комментарий