Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

28 апреля 2023

Карлик против великана

В. СУРИН, Рисунка С. ЛОДЫГИНА

Для нападения на противника подводная лодка вооружена торпедами, артиллерией, а иногда и минами. Все эти боевые средства имеют и надводные корабли различных классов. Та же торпеда встречается на миноносце; артиллерийскими пушками вооружены линейные корабли, тяжелые и легкие крейсеры. Многие из этих типов кораблей могут ставить мины, которые являются главным вооружением минных заградителей.

Не каждый из этих кораблей может нападать на любой другой корабль. Миноносец едва ли решится атаковать легкий крейсер, столь же быстроходный, как миноносец, но более мощно вооруженный. Канонерская лодка не может помериться силами с линейным кораблем или другим кораблем, близким к нему по мощности артиллерии. Сближаясь для боя, более защищенный броней или менее заметный по своей величине корабль скорее займет более выгодную позицию или останется менее поврежденным.

Подводная лодка воюет в других условиях. Свое главное оружие — торпеду, а также мину она проносит в район расположения противника и поражает его из-под воды. Погружаясь под поверхность воды, подводная лодка становится невидимой и трудно уловимой, нисколько не теряя своих боевых качеств. Противник далеко не всегда может обнаружить подводную лодку и своевременно уклониться от ее атаки, отразить атаку, а также разыскать и уничтожить лодку.

Все это потому, что подводная лодка обладает ценнейшим боевым свойством — скрытностью. Находясь под водой, она по своему выбору может атаковать любые корабли противника. По сравнению с надводными кораблями подводная лодка — очень небольшое боевое судно.

Для движения в надводном положении подводная лодка снабжена дизельмоторами — двигателями внутреннего сгорания, работающими на соляровом масле (продукт перегонки сырой нефти). Современные подводные лодки имеют сильные установки дизелей, до 10— 15 тыс. л. с. Лодки развивают скорость в 20—23 узла в час (1 узел = 1,85 км).

Двигаясь в воде после своего погружения, подводная лодка использует энергию мощной аккумуляторной батареи, ее током питаются главные электромоторы, вращающие гребные винты.

Даже самые большие подводные лодки имеют аккумуляторные батареи, позволяющие им двигаться сравнительно небольшим ходом и ограниченное время. Самая мощная батарея обеспечивает скорость в 11 узлов в течение 1—2 часов, после этого батарея разрядится. А для зарядки нужно всплывать на поверхность, что возможно только вдали от противника, в спокойной обстановке.

Для успешности нападения подводная лодка должна сблизиться с противником и как можно скорее, точно прицелившись, выпустить торпеду. Как только неприятельский корабль появился на горизонте, подводная лодка занимает исходную позицию для атаки. Она может идти навстречу двигающемуся противнику, может сближаться с ним под некоторым углом, а иногда даже догоняет с кормы тихоходный корабль. По мощному кораблю — линкору, авианосцу, транспорту — подводная лодка стреляет залпом двух или трех торпед. Если встречено несколько кораблей, то подводная лодка выбирает наиболее важный из них по боевому значению. Выпуская торпеду, подводная лодка сближается с целью на 250—300 м, а в случае помехи стреляет издалека, с 2000—2500 м.

При встрече с врагом ночью или при плохой видимости подводная лодка может атаковать врага не погружаясь, так как она из-за своей небольшой величины не очень заметна. При хорошей видимости подводная лодка атакует противника только из-под воды, выставив наружу кончик перископа.

При всем разнообразии условий атаки подводная лодка во всех случаях придерживается некоторых правил. Главное из них гласит: как только противник показался на горизонте, нападающая подводная лодка должна подобраться к нему возможно ближе. Это особенно важно, когда противник идет с большой скоростью и может быстро пройти и скрыться из виду. Поэтому при появлении атакуемого корабля в пределах видимости подводной лодки ей надо очутиться как можно ближе к условной линии курса, которым идет корабль.

Наиболее выгодна для атаки позиция подводной лодки на курсе корабля. Тут подлодка может определить совершенно точно, каким курсом по компасу идет корабль. Это очень важно знать командиру подводной лодки для точности движения к тому месту, где будет выпущена торпеда.

Однако можно атаковать и тот приближающийся корабль, который не идет прямо на подводную лодку, а движется под некоторым углом к ней (вправо или влево). Для этого подводная лодка должна успеть пройти от того места, где она находится в момент появления противника, до того пункта, где она должна выпустить в него торпеду. Лодка должна пройти эту дистанцию за то же самое время, которое потратит на нее атакуемый корабль. Для наглядности можно вообразить треугольник: по одной стороне его движется атакуемый корабль, по другой — подводная лодка, третьей стороной будет линия, соединяющая корабль и подводную лодку в момент их встречи.

Чем быстрее идет корабль, тем ближе должна оказаться подводная лодка к месту выпуска торпеды, тем острее должен быть угол между направлением пути корабля и направлением от корабля на подводную лодку (так называемый начальный курсовой угол). Если эти условия не соблюдены и корабль идет с очень большой скоростью, а начальный курсовой угол слишком велик, то подводная лодка опоздает и атака не удастся.

Все действия подводной лодки — маневрирование, прицеливание, выпуск торпеды, уход от противника в сторону или на глубину — совершаются всегда в одинаковой последовательности.

Подводная лодка, заметившая на горизонте дым или мачты корабля, старается сперва определить как можно быстрее, в какую сторону движется корабль. Определив направление движения, подводная лодка сейчас же поворачивает и ложится на курс, составляющий прямой угол с линией направления (пеленга) на корабль.

Увеличивая или уменьшая свою скорость, подводная лодка старается удержать неизменным пеленг на корабль и постепенно сближается со своей целью. Наблюдая противника в перископ, командир подводной лодки на глаз и с помощью особых приборов может определить скорость и направление пути — курс корабля. Находясь затем на некотором расстоянии от цели, подводная лодка поворачивает в сторону атакуемого и ложится на курс, перпендикулярный курсу противника. Этим курсом лодка идет до тех пор, пока ее командир не установит, что расстояние между лодкой и атакуемым кораблем достаточно для выстрела. В это же время командир устанавливает угол прицеливания и ждет появления цели в поле зрения перископа. Когда корабль окажется в центре поля зрения, подается команда «пли!», и вытолкнутая сжатым воздухом торпеда идет под прямым углом к кораблю.

После выстрела подводная лодка ныряет на безопасную глубину, поскольку выстрел торпедой может выдать ее присутствие. В тех случаях, когда атакованный корабль шел в одиночку или когда подводная лодка была не замечена, можно повторить атаку, оставаясь на перископной глубине.

Мировая империалистическая война дала много примеров искусного выполнения торпедных атак, успешно проведенных подводными лодками в очень сложной боевой обстановке, без особого ущерба для атаковавших.

*

Серым, осенним утром небольшая подводная лодка всплыла для того, чтобы зарядить батарею, порядком израсходованную за прошедшую бурную ночь. Сильно штормовало. При попытке отдохнуть, прижавшись к песчаному грунту, подводная лодка получила жестокие удары по корпусу, и командир решил провести ночь, двигаясь небольшим ходом под электромоторами на безопасной глубине.

Подводная лодка имела задание пройти в район, по которому двигались корабли противника, и атаковать их. Зарядка батареи уже подходила к концу, когда вахтенный командир сквозь серую пелену рассвета заметил черные облака дыма. Приказ «погружаться!» был выполнен быстро, и внимательный командир приник к стеклу перископа, каждый занял свое место по боевому расписанию, в лодке воцарилась тишина, прерываемая лишь мерным гудением электромоторов, двигавших подводную лодку в направлении противника.

В поле зрения перископа постепенно вырисовывался силуэт неприятельского крейсера, немного дальше — второй, за ним неясное пятно и дым. Лодка выправила курс, увеличила обороты моторов. Головной крейсер уже четко вырисовывался в стекле перископа.

Подводная лодка выходит на позицию, ей удается сблизиться с крейсером на небольшую дистанцию. Коротко прозвучал голос командира, по переговорным трубам передается отрывистая команда. В носовом отсеке зашипел сжатый воздух, подаваемый к боевым клапанам, стукнули открываемые крышки торпедных аппаратов. Теперь внимание! Ряд коротких команд для установки приборов на торпедах, и вновь все стихает. Между тем расстояние, отделяющее от неприятеля, все уменьшается. Повернув трубу перископа, командир может уже ясно различить третий корабль. К подводной лодке приближаются, сильно дымя, три четырехтрубных крейсера, почти рядом один с другим. Скорость их невелика.

Профиль головного крейсера виден вполне отчетливо, противник идет ровным, постоянным курсом, он как бы подставляет себя под удар. Еще раз проверяется расстояние, и после короткой команды подводная лодка слегка поворачивается к противнику. Теперь она движется точно под прямым углом, наперерез ближайшему крейсеру.

Вахтенный командир доложил величину угла прицеливания, перископ поворачивается навстречу цели и устанавливается на нужный угол. «У аппаратов, внимание!» Все замерло. Торпедисты взялись за рукоятки боевых клапанов. Еще раз подправили курс. Коротко прозвучал глуховатый стук рулевого привода. Стрелка глубомера держится у назначенной цифры глубины —  8 м. Это значит, что верхний конец перископа с круглым «зрачком» движется над поверхностью воды. Временами его накрывает набежавшая волна.

Крейсер совсем близко, можно различить фигуры людей.

В центре стекла перископа имеется маленький крестик — точка наведения прицела. Вот на крестик вышел мостик крейсера, первая труба... «Аппарат, пли!» В носу подводной лодки слышится мягкий толчок, корпус лодки покачнулся. По переговорной трубе сообщается, что торпеда вышла. Секундомер отсчитывает время... Быстрый взгляд в перископ: пенистый узкий след удаляется от подводной лодки. Торпеда идет правильно, вычерчивая прямую дорожку. «Опустить перископ!» Пауза, все затаили дыхание, никто не шевелится, и вдруг — сильный глухой удар. Перископ поднят. Огромный крейсер, дымя всеми трубами, валится на бок, высоко задирая нос.

Второй крейсер, чуть изменив курс, идет к месту гибели своего собрата, замедляя ход. На нем взвивается сигнал: «Стоп, машины!» Несколько секунд командир лодки вглядывается в перископ и после подсчета отдает новую команду: «Внимание! Аппарат!» Люди быстро готовят орудие. Опять напряженная тишина. Слова команды раздаются одно за другим: «Аппарат, пли! Правый электромотор, стой! Назад, полный!»

Сильный толчок встряхивает всю лодку, раздается резкий звук лопнувших лампочек, в отсеках на короткое время стало темнее. «Осмотреться, нет ли течи?!» Все благополучно. Почти не меняя курса, подводная лодка потопила и второй крейсер. Однако дистанция едва не оказалась роковой для самой лодки. Нужно отойти. Руль резко покатил лодку вправо, уводя ее от столкновения с жертвой.

Третий крейсер поступил точно так же, как и второй: остановил машины, спустил шлюпки и стал спасать людей. И он также получает торпеду в борт и почти немедленно тонет. На месте этой жуткой катастрофы остаются огромные облака черного дыма, шлюпки, люди в воде, обломки, масляные пятна и... больше ничего.

Три гиганта, вооруженных тяжелыми орудиями, на протяжении одного часа уничтожены маленькой. лодкой, имеющей 26 человек команды. Погибло свыше тысячи людей. А подводная лодка не получила ни единой царапины. Вся ее техника работала безукоризненно, повинуясь четким действиям людей, управляемых единой волей командира. Невидимый карлик победил трех великанов.

*

История морской войны говорит нам, что с течением времени подводной лодке стало труднее нападать на боевые и торговые корабли. Десятки наблюдателей как на самих кораблях, так и на охраняющих их специальных противолодочных «охотниках», миноносцах или вспомогательных крейсерах следят за поверхностью воды вокруг двигающихся эскадр и караванов торговых судов. Подходы к портам, бухты, узкие места у берегов заполнены флотилиями судов, они следят за подводными лодками, отыскивают и уничтожают их.

Однажды во второй половине войны 1914—1918 гг. на подводной лодке, находившейся на позиции в районе оживленного движения торговых судов, заметили дым и большое количество кораблей на горизонте. Погода была ясная, небольшое волнение не препятствовало хорошему управлению подлодкой на перископной глубине. Несколько мешало только солнце, находившееся в той стороне, откуда поднимались столбы дыма. Подводная лодка двинулась в надводном положении прямо на корабли. Погрузившись в тот момент, когда начали показываться кончики труб кораблей, подводная лодка продолжала сближаться и наблюдать. Вскоре в перископе вырисовался крупный шестимачтовый транспорт и несколько меньших судов, окруженных сильной охраной из миноносцев и «охотников» за подводными лодками. Командир подводной лодки насчитал около тридцати кораблей. Такой огромный транспорт водоизмещением больше 30 тыс. т наверняка шел с ценным грузом. Направив подводную лодку под острым углом навстречу движению конвоя, командир отметил, что лодку никто не замечает.

Осторожно высунув на мгновение перископ, командир еще раз измерил расстояние. Дистанция для выстрела была очень удобна, но один из миноносцев заслонял корпус транспорта.

Подводная лодка круто кладет руль, поворачивается кормой к цели. Перископ убеждает командира в возможности стрелять: миноносец прошел немного вперед и весь огромный борт «купца» как на ладони. 400 метров! Пли! Кормовая торпеда вылетает из трубы, идет прямо в борт. Командир лодки опускает перископ и полным ходом погружается на глубину 15 м.

Через короткое время слышен взрыв в стороне, затем сзади, все ближе и ближе. Корпус подводной лодки вздрагивает, временами людям кажется, что удары слышатся совсем рядом. Но нет, все в исправности. Охрана, видимо, идет по ложному следу. Пока корабли шумят наверху своими винтами, подводная лодка полным ходом отходит в сторону. Все механизмы приглушены, электромоторы едва вращают винты.

Наконец все стихает. Подводная лодка, выждав с полчаса, всплывает, чтобы осторожно высунуть кончик перископа. Командир замечает, что большой транспорт — цель атаки — остановился. Окруженный тесным кольцом охраны, он выпускает большие клубы пара. Необходимо добить. Подводная лодка подбирается к своей жертве, рассчитывая послать торпеду сквозь охрану, — нет нужды рисковать. Однако, чтобы попасть наверняка, командир стреляет двумя носовыми торпедами. Через минуту с небольшим слышатся два взрыва: в середине борта и у кормы взметнулись два высоких серовато-белых столба. Попали обе! «Право на борт! Погружаться на 40 метров!» Подождем, что будет делать охрана.

Опять слышны взрывы глубинных бомб, приближающиеся со всех сторон. Подводная лодка погружается еще глубже, дает самый малый ход и замирает. Лопаются лампочки, электрики едва успевают поддерживать освещение; подводную лодку встряхивает, она клюет носом и кормой то вниз, то вверх. Рулевые до изнеможения наваливаются на штурвалы, приводя лодку в горизонтальное положение. Изредка прошумит насос — это механик поправляет нарушенное равновесие лодки, перекачивая «порции» воды из кормы в нос и обратно.

Перед сумерками по лодке разносятся сигналы боевой тревоги, все оживает, люди медленно занимают места. Увеличив для лучшей управляемости ход, подводная лодка всплывает. Вдали на светлом фоне неба видны силуэты противников. Транспорт еще жив, два миноносца тянут его на буксире. Догнать эту группу теперь легко, и до наступления темноты можно пустить еще раз торпеду. Сказано — сделано!

Пущены дизели, подводная лодка, полным ходом несется за потерявшим первоначальный порядок конвоем. Сигнал погружения, тревога и опять — под перископ. Обогнать эскадру было легко, и еще легче — дождаться ее приближения. Сблизившись, подводная лодка выпускает еще одну торпеду, теперь в левый, неповрежденный борт.

Считая задачу наконец решенной, подводная лодка под аккомпанемент взрывов одиннадцати глубинных бомб отходит в сторону. В этот же момент механик докладывает, что батарея совершенно истощена. Нужно всплывать и заряжаться.

Кончив зарядку, на рассвете подводная лодка замечает, что живучего гиганта, повалившегося на свой правый борт и погруженного кормой в воду по верхнюю палубу, продолжают тащить на буксире.

Аппараты перезаряжены запасными торпедами, люди свежи, техника в исправности. Подводная лодка опять бросается в атаку, но командир ее замечает, что число кораблей охраны увеличилось — видимо, прибыла подмога. В плотном и тесном кольце небольших проворных кораблей трудно найти нужный интервал. Миноносцы и охотники рыщут по всем направлениям, отыскивая подводную лодку. Кроме того, командир, быстро вращая глазок перископа, вдруг замечает, что за погрузившейся подводной лодкой тянется масляный хвост. Надо уходить: вчерашние взрывы расшатали топливные цистерны, и нефть проступает наружу.

Отказавшись от атаки, подводная лодка уходит в сторону от конвоя, а потом всплывает в надводное положение и вызывает по радио свои подводные лодки, указывая им место конвоя. Призыв услышан. Вторая подводная лодка встречает конвой, атакует все тот же транспорт и, несмотря на поднявшуюся волну, приканчивает еще двумя торпедами потрепанного гиганта.

Так оканчивается эта беспримерная по своей длительности и настойчивости борьба подводной лодки с большим конвоем, упорно отстаивающим охраняемые корабли.

Обе подводные лодки остались невредимы, ценный транспорт утонул, и охрана не смогла его защитить.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.