Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

28 апреля 2023

Путь письма

Текст и фото Н. ПАШИНА

Москва, Главный почтамт, центральный почтовый узел, 8 час. утра. Юркие «пикапы» уже возвратились из первого рейса. Они объехали сеть почтовых ящиков, принадлежащих этому узлу, и привезли с собой первую «выемку» — сумки, наполненные письмами. Так повторяется десять раз в день.

В пятой экспедиции центрального узла вскрывают сумки и извлекают из них ворохи корреспонденций. В этих кучах трудно сразу разобраться. Простые открытые письма смешаны с закрытыми, местные с иногородними. Здесь же и бандероли, и международные письма. Вот почему процесс обработки корреспонденции начинается с разбора ее по группам. Местные письма отделяются от иногородних и международных, закрытые от открытых и т. д. Разобранные по группам письма, открытки и бандероли поступают на штемпелевальные машины. Одну из таких машин вы видите на правом верхнем снимке. Штемпелевщица подвигает пачку писем, поставленных на ребро, к валикам. Пройдя эти валики, письма выходят с оттиснутым на их лицевой стороне штампом почтового узла и волнистыми линиями, погашающими марку. Конверты ложатся аккуратно в пачку и сползают по гладкой наклонной поверхности металлического желоба в подвешенный к нему мешок.

На следующем снимке показана машина, выполняющая ту же работу с бандеролями. На каждой из них машина ставит штамп, образец которого вы видите в нижнем левом углу этого снимка. Однако значительная часть писем штемпелюется вручную. Это происходит потому, что машины не могут штемпелевать письма, у которых марка наклеена не в правом верхнем углу, а где-нибудь в стороне или на обороте.

Международные письма отправляются в соседний зал — международной экспедиции. Здесь установлены так называемые франкировальные машины, одну из которых вы видите на нижнем снимке в правом углу страницы. На этом снимке изображен момент франкирования газеты «Известия», отправляющейся за границу: на оболочке, в которую упакована газета, машина ставит штамп. Его вы видите в левом углу этого снимка.

Отштемпелеванные иногородние письма и бандероли отправляются в первую экспедицию. Только местные письма подвергаются здесь же, в пятой экспедиции, окончательной обработке. Москва разделена на 11 узлов. Каждый узел объединяет от 9 до 15 почтовых отделений, не считая множества почтовых агентств, разбросанных по учреждениям и предприятиям города. Отсортированные местные письма отправляются в соответствующие узлы, а письма центрального узла прямо из пятой экспедиции передаются почтальонам «в разноску».

Первая экспедиция — это огромный длинный зал, через который проходят два ленточных конвейера. Один из них расположен почти на уровне пола, другой — под потолком зала. С одной стороны конвейеров тянется ряд шкафов со множеством клеток.

Поступившие в экспедицию письма и бандероли снова подвергаются сортировке. Первый этап ее — общая сортировка по «трактам». Таких трактов всего 19. Каждому тракту соответствует своя клетка в большом общем сортировочном шкафу. Над каждой клеткой — название тракта: «Дальнесибирский», «Себежский», «Минский», «Ташкентский», «Ленинградский», «Одесский», «Киевский», «Самарский» и т. д. По этим клеткам сортировщик быстро раскладывает письма.

Из клеток шкафа общей сортировки пачки писем поступают в шкафы отдельных трактов.

Здесь они уже подвергаются детальной сортировке — по пунктам, т. е. по городам и станциям. Здесь уже над каждой клеткой шкафа указано название пункта. Вот, например, на снимке в нижнем левом углу предыдущей страницы показан момент сортировки писем Ростовского тракта с пунктами: Воронеж, Пенза, Колодезная, Кантемировка, Бутурлиновка и т. д.

Точно так же сортируются и бандероли. Отправка их на тракты производится при помощи верхнего конвейера. От этого конвейера к каждому шкафу тракта сделано ответвление — шлюз. Вход в шлюз открывается рукояткой на посту управления, который находится в начале конвейера.

Этот пост управления вы видите на верхнем левом снимке. Бандероли сползают по шлюзу прямо на сортировочный стол тракта.

Во время сортировки обнаруживаются письма, внешне как будто ничем не отличающиеся от всех остальных, но которые все же не могут быть доставлены почтой адресату. У этих писем не хватает одного, а иногда и сразу нескольких элементов адреса. Если точно указаны город, улица и номер дома, то нет фамилии. У других писем, наоборот, указаны фамилия, имя и отчество, название улицы, номер дома и квартиры, но пропущено название города. Немало есть и таких писем, на которых отправители вообще забыли написать адрес.

На нижнем снимке показаны образцы писем рассеянных авторов, которые вызывают дополнительную работу почты по наведению справок и розыску адресатов. Среди этих писем вы видите открытку без адреса, а ниже — ее оборотную сторону. Рядом с ней конверты, на которых не указаны либо фамилия адресата, либо улица, переулок или дом, где он проживает.

Но вот сортировка по городам и станциям окончена. Письма упакованы в отдельные пачки. Пачки в свою очередь упаковываются в мешки. К каждому мешку прикрепляется ярлык — это его паспорт, в котором отмечают вес мешка и его направление. Затем мешки покидают зал первой экспедиции центрального московского узла. Лента нижнего конвейера уносит их во двор, на погрузочную платформу.

Отсюда автомашины увозят письма на вокзалы. В поездах по железным дорогам, в пароходах по рекам и морям, в самолетах по воздуху придут письма в самые отдаленные уголки нашей великой родины.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.