Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

26 апреля 2023

Морской поединок

Я. НАДИНОВ

Вот уже свыше года испанский народ ведет борьбу с мировым фашизмом. Республиканская армия своими героическими битвами с войсками интервентов вызывает восхищение всего передового человечества. Недаром она заслужила любовь народов республиканской Испании!

Славные летчики и танкисты своим героизмом и преданностью правительству народного фронта вписали немало страниц в книгу блестящих побед в борьбе с фашизмом.

Вместе с республиканскими войсками правительственный морской военный флот также ведет большую боевую работу: сражается с фашистскими интервентами, охраняя морские границы Испанской республики.

Обеспечить защиту государства с моря могут только мощные морские силы — морской флот в сочетании с морской авиацией и береговой обороной.

Морской флот состоит из линкоров, крейсеров, эскадренных миноносцев, подводных лодок, сторожевых кораблей, канонерских лодок и т. д. Морская авиация — из самолетов-бомбардировщиков, разведчиков, штурмовиков, истребителей и самолетов специального назначения. Береговая артиллерия — из артиллерийских батарей различных калибров, расставленных на пунктах побережья в соответствии с важностью береговых объектов.

Все эти три составные части морских сил при правильном и умелом их использовании могут успешно разрешить свои боевые задачи и даже влиять на исход всей войны.

Всякая воюющая морская капиталистическая страна нуждается в систематическом подвозе морским путем боевого снаряжения и различных товаров при помощи морского торгового флота. Но нормальное торговое мореплавание будет нарушено с первых же дней войны, ибо враг примет все меры к тому, чтобы закрыть морские пути и этим экономически ослабить своего противника.

Мировая война знала много примеров, когда воюющие стороны действиями своих флотов расстраивали морскую торговлю друг у друга. Особенно преуспевала в этом Германия. Она объявила подводную войну Англии и Франции, нанесла крупнейшие потери их торговому флоту и поставила под угрозу связь метрополии с колониями.

Испания, которая не участвовала в мировой войне и не имела развитой военной промышленности, естественно, в условиях войны 1936 г. нуждалась в систематическом подвозе военных материалов морем.

Поэтому не случайно, что еще задолго до мятежа испанские фашисты под руководством немецкого и итальянского генштабов, разрабатывая план восстания против законного республиканского правительства, особое место отводили морскому флоту. По их планам, морской флот должен был сыграть большую и, пожалуй, даже решающую роль в предполагаемом мятеже.

В составе испанского флота было всего два линкора — «Хаиме I» и «Эспанья», причем это были далеко не современные корабли.

Линкоры — наиболее мощные боевые артиллерийские корабли, имеющие своим назначением вести бой с кораблями противника, нанося ему мощные артиллерийские удары, которые решают исход боя. Испанские же корабли получили название линкоров только ввиду наличия на них крупной артиллерии (12-дюймовые пушки), так как, имея скорость хода не свыше 14 узлов в час и малое водоизмещение, они выполнять задачи линкоров не могли.

Крейсеры имеют своим назначением ведение морской разведки, поддержку линкоров в бою, конвоирование транспортов и т. д. Обладая хорошей мореходностью, большим районом действия, доходящим до 16 тыс. миль, хорошей скоростью и имея мощное оружие, крейсеры способны выполнять ряд самостоятельных задач. Испанских крейсеров к началу войны было семь. Все они, кроме двух — «Республика» и «Мендец Нуньес», которые являются менее мощными, — представляют собой вполне современные боевые корабли с мощным вооружением.

Эскадренные миноносцы (эсминцы) — это корабли, имеющие основным назначением нанесение противнику мощного торпедного удара. Современные эсминцы, обладая большой скоростью и хорошим вооружением, могут выполнять дополнительные задачи — ведение разведки, охрана флота на походе, постановка минных заграждений и т. д.

Испанские эсминцы, которых к моменту начала мятежа было 15, так же как и крейсеры, построенные на основе последних достижений военно-морской техники, являются кораблями исключительно высоких боевых качеств.

Наконец, еще одна из основных частей морского флота — подводные лодки. Они представляют собой мощное орудие как для самостоятельных боевых действий, так и для взаимодействия с надводным и воздушным флотом. Подлодки могут нести разведывательную и дозорную службу, вести торпедные атаки надводных кораблей противника и ставить минные заграждения.

Все подлодки испанского флота, которых к началу мятежа было 10, остались на стороне республиканцев. Часть из них — полноценные боевые организмы, с успехом выполняющие свои задачи.

Таким образом, испанский флот к началу мятежа насчитывал в своем составе 2 линкора, 7 крейсеров — один из них недостроенный («Балеарис»), — 15 эсминцев, 10 подлодок и много вспомогательных судов.

Республиканский крейсер «Мендец Нуньес»

Республиканская подлодка

Крейсер республиканского флота «Либертад»

Почти все офицерство испанского флота было на стороне фашистов. Согласно их плану, предполагалось по сигналу о начале восстания захватить в свои руки все корабли и немедленно двинуть их к африканским берегам для переброски марокканских войск на территорию Испании, без которых Франко не мог рассчитывать на успех.

Но революционные моряки внесли существенный корректив в планы фашистов, и дело приняло для мятежников совершенно неожиданный оборот. Когда мятежный офицер крейсера пришел в радиорубку и приказал передать по радио сигнал восстания всему флоту, то дежурный радист вместо исполнения приказания убил офицера и передал радиограмму всем матросам о начале фашистского восстания, с призывом убрать фашистов и захватить все корабли в свои руки. Этот призыв, вовремя предупредивший матросов, привел к тому, что большинство кораблей оказалось на стороне республиканского правительства, и только некоторые корабли, где бдительность и организованность матросов были не на должной высоте, фашистам удалось захватить в свои руки.

На стороне республиканского правительства остался линкор «Хаиме I», 3 крейсера — «Либертад», «Микуель Сервантес» и «Мендец Нуньес», 14 эскадренных миноносцев (из них в строю было 10), 10 подводных лодок, 10 канонерских лодок и 10 сторожевых кораблей.

На сторону фашистов перешли линкор «Эспанья» (однотипный с линкором «Хаиме I»), 2 крейсера — «Альмиранте Сервера» и «Канариас», один эсминец —  «Веласко» и 3 канонерские лодки. Кроме этого, в руках мятежников оказался также и крейсер «Балейрис», который был в то время в достройке.

Ясно, что этих кораблей для Франко было совершенно недостаточно, и его плану переброски марокканских войск грозил провал, а следовательно, восстание могло быть подавлено в короткий срок.

Огромную помощь в этот момент получил Франко от германского и итальянского фашизма. На военных и торговых германских судах началась срочная переброска войск из Марокко на испанскую территорию. На помощь морскому флоту Германия бросила большое количество транспортных и военных самолетов, на которых также началась спешная переброска войск и снаряжения из Марокко. Всего на самолетах было переброшено в Испанию свыше 10 тыс. марокканцев.

Республиканский флот в этот момент не представлял цельного боевого организма, так как он оказался почти совершенно без командных кадров. Подавляющая часть офицерского состава перешла на сторону фашистов, и на республиканских кораблях остались только единицы преданных республике офицеров.

Сложная морская техника и ее многообразие требуют большой квалификации командного состава морского военного флота. Поэтому в первые же месяцы войны республиканский флот ощущал острую нужду в командных кадрах, и для подготовки их были организованы курсы, на которых обучались младшие командиры и часть матросов.

Но наряду с этими мероприятиями республиканский флот сразу же, не теряя времени, начал проводить боевые операции против флота мятежников. Из среды революционных матросов выдвинулись наиболее передовые бойцы, которые с успехом замещали офицеров, а на некоторых кораблях работали преданные правительству народного фронта офицеры.

*

Наиболее важной операцией республиканского флота в первые месяцы после мятежа был знаменитый северный поход.

Этот поход был предпринят с целью снять блокаду с северных портов и обеспечить подвоз вооружения и боеприпасов республиканским войскам северного фронта.

21 сентября 1936 г. республиканский флот в составе линкора «Хаиме I», крейсеров «Либертад» и «Микуель Сервантес» и 6 эсминцев вышел из Малаги, незаметно прошел Гибралтар и, следуя вне видимости берегов, благополучно прибыл 25 сентября в Хихон.

В результате этой операции была снята блокада с республиканских портов и были уничтожены минные заграждения, произведенные кораблями мятежников.

После месячного пребывания на севере правительственный флот 20 октября вернулся обратно в порты Средиземного моря.

Этот поход республиканского флота, покрывшего в опасной зоне расстояние свыше 1500 миль, вызвал восхищение всего мира. Корабли республиканского флота, остро ощущавшие недостаток командного состава, обязанности которого зачастую выполняли младшие командиры и матросы, блестяще справились с этой задачей и показали, что революционные моряки правительственного флота с успехом могут вести боевые действия. Характерно, что за время похода корабли мятежников не только не искали встречи с республиканскими кораблями, но всячески ее избегали.

После северного похода республиканский флот выполнял следующие задачи:

защита республиканского побережья от попыток блокады его со стороны флота мятежников;
обстрел военных объектов мятежников на побережье с целью затруднить боевые действия флота мятежников;
обеспечение мореплавания республиканского торгового флота.

Все эти задачи республиканский флот выполнял в чрезвычайно трудных условиях, когда флот проходил этап боевого сколачивания, подготовки кадров и организационных мероприятий. Но, несмотря на это, флот провел ряд удачных обстрелов военных портов и укреплений на побережье, занятом мятежниками, и нанес им большие разрушения. Обстрел обычно производился эскадренными миноносцами, которые, используя свою большую скорость, под покровом ночной темноты незамеченными подходили к объектам и открывали огонь из всех своих орудий. Шесть таких обстрелов было произведено до апреля 1937 г. и неизменно с большим успехом.

В летний этап боевых действий в Испании республиканский флот вступил окрепшим боевым организмом, имея хорошие командные кадры и материальную часть с организованными боевыми соединениями, способными самостоятельно выполнять боевые задачи.

Соотношение сил на море в это время сложилось в пользу республиканского флота. Флот мятежников избегал встреч с республиканскими кораблями, так как боялся потерять свои корабли.

Крейсеры мятежников «Канариас» и «Балеарис» занимались главным образом тем, что, пользуясь благоприятными условиями погоды, рыскали вдоль республиканского побережья, обстреливая мирные города, и при первом же появлении республиканских кораблей поспешно уходили.

Слева — крейсер мятежников „Канариас“, неоднократно бомбивший мирные города республиканской Испании. Внизу — линкор флота мятежников „Эспанья“, потопленный бомбами республиканской авиации.

На отдельные стычки с республиканскими кораблями корабли мятежников решались только при наличии явного преимущества, причем и эти боевые стычки всегда оканчивались победой республиканцев.

Республиканские моряки всегда храбро вступали в бой с кораблями мятежников, тогда как матросы кораблей мятежников драться с республиканцами желания не проявляли, и дело доходило до того, что фашистское офицерство вынуждено было нередко прибегать к аресту части матросов.

За летний период республиканский флот проделал огромную боевую работу: он обеспечил торговое мореплавание и провел целый ряд ответственных боевых операций.

Так, например, 7 сентября 1937 г. республиканский флот утром находился в море для выполнения задания. Во время похода появился крейсер мятежников «Балеарис», который сразу же был атакован республиканским крейсером «Либертад».

Бой длился в течение получаса, и оба корабля вели интенсивный артиллерийский огонь на дистанции около 15—17 тыс. м. Стрельба «Либертада» была очень успешной: «Балеарис» получил несколько попаданий и вынужден был, пользуясь плохой видимостью, уклониться от боя. Но умелым маневрированием «Либертад» снова вышел на дистанцию стрельбы и открыл огонь по «Балеарису». После короткой перестрелки «Балеарису» удалось скрыться в тумане.

По данным заграничной прессы, «Балеарис» в этом бою получил значительные повреждения и вышел из строя на три месяца, имея убитых до 25 человек и свыше 80 человек раненых. «Либертад» в этом бою никаких повреждений не получил и вернулся на свою базу.

Таких случаев было немало.

*

Картина боевой деятельности республиканского флота будет неполной, если не показать роль авиации, которая во многом содействовала флоту наряду с выполнением самостоятельных задач.

Боевая деятельность республиканской авиации на море сводилась к разведывательным полетам для поисков крейсеров мятежников, к производству бомбардировочных налетов на корабли и военные морские базы противника.

Республиканская авиация успешно произвела ряд бомбардировочных налетов на «Канариас» и «Балеарис», вывела их на длительный срок из строя и этим облегчила боевую работу кораблям республиканского флота.

С большим успехом производились бомбардировочные налеты на военные порты мятежников. Одним из наиболее крупных был налет на военно-морскую базу мятежников — Пальму, на острове Майорка, в декабре 1937 г. Пальма —  сильно укрепленная база как со стороны моря, так и с воздуха. Одним из основных средств противовоздушной обороны являются истребители. На Пальме имеется свыше 80 самолетов-истребителей.

Но, несмотря на это, 25 скоростных бомбардировщиков республиканской авиации произвели успешный налет на порт Пальма. Налет производился скрытно на высоте 6 тыс. м. Бомбы различного калибра, сброшенные над портом, произвели там огромные разрушения. В момент бомбометания зенитная артиллерия порта открыла сильный огонь, но бомбардировщики без повреждений вышли из зоны обстрела. Сразу же после этого они были атакованы 60 истребителями мятежников. Завязался неравный воздушный бой над морем, в котором мятежники потеряли три самолета и были вынуждены вернуться на свои аэродромы. Республиканские бомбардировщики потеряли один самолет.

Опыт боевого применения авиации во взаимодействии с морским флотом показывает, что авиация может наносить чувствительные удары флоту противника и его береговым объектам и оказывать большую помощь своему флоту.

*

Успешные боевые действия флота в сильной степени зависят от наличия морских военных баз.

Ремонт и снабжение боеприпасами и топливом кораблей флота производятся на морских базах. Военную морскую базу с моря защищает артиллерия крупного калибра и с воздуха — зенитная артиллерия и истребительная авиация.

Республиканский флот обладает первоклассными морскими базами в Картахене, Альмерии, Маоне, на острове Менорка, в Аликанте и Барселоне.

Флот мятежников в основном базируется на Мелилья, Сеуту, Кадикс и Ферроль. На этих базах хозяйничают германцы и итальянцы, которые укрепляют их для своих империалистических целей. Так, например, морской порт в Пальме, на острове Майорка, превращен в базу для легких кораблей итальянского флота.

В Сеуте и Мелилья германские фашисты установили дальнобойные морские орудия, которые непосредственно угрожают английской военной крепости Гибралтар, а значит, Гибралтарскому проливу — этому «ключу» в Средиземное море. Следовательно, укрепление Германии и Италии на Балеарских островах и южном побережье Испании угрожает жизненным интересам Англии и Франции, их связи с колониями.

В августе 1936 г. в центре Гибралтарского пролива стояло большое итальянское судно, якобы занятое исправлением кабеля. В действительности с этого судна передавались мятежникам по радио шифрованные сообщения о движении испанского республиканского флота, чтобы дать возможность кораблям с войсками мятежников безопасно проходить через Гибралтарский пролив.

При производстве ночных воздушных налетов на республиканский порт Малага в сентябре, когда в порту производилось полное затемнение, германские корабли выстраивались у входа в рейд и давали полный свет прожекторов, показывая самолетам мятежников ориентиры для стрельбы.

Германские военные корабли («Дейчланд», «Граф Шпее» и три эсминца) в начале октября 1986 г. перебросили из Марокко в Испанию свыше 15 тыс. человек. Кроме этого, между портами Марокко и южными портами, занятыми мятежниками с начала мятежа, были организованы регулярные рейсы германских кораблей для переброски войск и военных грузов. Конвоировался этот транспорт военными кораблями Германии.

Почти все выходы республиканских кораблей из своих баз подвергались с ноября 1936 г. атакам итальянских подлодок.

Все это, так же, как и неоднократное потопление итальянскими подлодками республиканских торговых кораблей и обстрел мирного населения города Альмерии, является лишь частью общей картины неприкрытой интервенции германского и итальянского фашизма в Испании.

После введения контроля немецкие и итальянские корабли фактически осуществляли блокаду побережья правительственной территории. Они вели разведку республиканского флота и охрану фашистских военных судов. Находясь в районах баз республиканского флота, они знали о всех выходах кораблей, что делало очень опасным плавание правительственных кораблей раздельно.

Однако вся боевая деятельность республиканского флота показывает, что он представляет собой грозную силу, с которой кораблям мятежников и интервентам приходится серьезно считаться. И неудивительно поэтому, что корабли фашистов избегали встреч с правительственным флотом, предпочитая обстреливать мирные города и топить торговые пароходы.

За время войны в Испании флот мятежников потерял линкор «Эспанья», который был потоплен республиканской бомбардировочной авиацией, одну канонерскую лодку, несколько вспомогательных судов и вооруженных пароходов.

Целый ряд военных кораблей флота мятежников был выведен из строя на длительные сроки республиканским флотом.

Весь ход боевой деятельности республиканского флота показывает, что он и впредь будет с успехом выполнять свои боевые задачи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.