Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

17 апреля 2023

Первые колесные часы

ГР. ГРИГОРЬЕВ и Г. ПОПОВСКИЙ

В «Божественной комедии» великого поэта Данте мы читаем:

...И как в часах колеса с их прибором
Так движутся, что чуть ползет одно,
Другое же летает перед взором...

«Божественная комедия» Данте была написана между 1313 и 1321 гг. Это была эпоха, когда отмирал феодальный строй и нарождался новый строй — капитализм. Феодалы, владельцы поместий, еще жили в своих замках, окруженных рвами, укрепленных стенами с подъемными мостами, башнями и бойницами. Но уже росли города, развивались ремесла, разъезжали купцы по дорогам. Города украшались высокими зданиями со стрельчатыми окнами, с пышными входами и шпилями, возносившимися к небу. Строились дворцы, ратуши, госпитали. И на верхушках колоколен и ратуш появились башенные часы.

По кругам огромных циферблатов двигались стрелки, которые можно было видеть на большом расстоянии. Башенные часы отмечали время раскатистым боем или нежной мелодией колоколец, скрытых за циферблатом.

С появлением механических часов жители Европы научились новому счету времени. Предложенное Птолемеем деление суток на 24 равные части постепенно вошло в быт горожан, а затем и сельского населения. Следя за стрелкой, равномерно и днем и ночью движущейся по циферблату, европейцы привыкли к новой мере времени — часу.

Башенные часы с их системой колес, зубчаток, приводимых в движение механической силой, — это уже подлинная революция в часовом искусстве.

В XIV в. в городах Западной Европы стали широко распространяться башенные часы. Они устанавливались на ратушах, дворцах, колокольнях. Механические часы научили жителей Европы новой мере времени —- часу.

*

О времени появления первых механических башенных часов сведения противоречивы. Изобретателем их считают, например, жившего в X в. монаха Герберта, ставшего на склоне лет своих папой Сильвестром II. Называют и другого изобретателя — монаха Пацификуса из итальянского города Вероны. Он жил в IX в. Может быть, и тот и другой сконструировали механические часы, двигательной силой которых была вода.

Достоверно установлено, что в XIV в. уже существовали механические часы. Механик Бомон соорудил в 1314 г. такие часы на башне, защищавшей мост у французского города Канны. Десятью годами позже английский монах Валингфор построил часы для Сент-Альбанского монастыря, а в 1344 г. Джиакомо Донди установил часы довольно сложной конструкции на Падуанской башне (Северная Италия). Часы Джиакомо Донди показывали и годовое, движение солнца, и ход планет, и фазы луны, наступление месяцев и даже годовых праздников. Механизм этих часов приводился в движение грузом, подвешенным к валу колеса, соединенного с системой многочисленных зубчаток. Колеса, отлитые из латуни, потребовали для своего изготовления шестнадцати лет упорного труда.

Слава падуанских часов распространилась по всем городам Европы. В Падую стекаются многочисленные ученые. По типу падуанских часов стали создавать механизмы для измерения времени в различных городах: в Лилле (Франция) в 1378 г., в Руане (Франция) в 1389 г., в Севилье (Испания) в 1401 г., в Москве, на Кремлевской башне, в 1404 г.

Знаменитый часовщик Жюльен Леруа, живший в конце XVII в., дал описание механизма башенных часов, сооруженных по повелению короля Карла V еще в XIV в. на Дворце правосудия в Париже. При жизни Леруа эти часы еще действовали.

«Двигателем этих часов, — пишет Жюльен Леруа, — является груз, подвешенный на шнуре, который накручен на цилиндр. Когда груз опускается, цилиндр вертится. Вращательное движение передается системой зубчатых колес последнему вертикальному колесу в виде короны. Зубья этой короны, поставленные перпендикулярно к плоскости колеса, сцеплены с зубьями встречного колеса, а на встречное колесо действует специальное приспособление, которое приостанавливает работу двигателя — груза. Приспособление состоит из двух пластинок, поставленных под углом друг к другу. Когда одна пластинка отброшена зубьями колеса, вступает в действие другая, чтобы быть отброшенной в свою очередь. Таким образом, всякий раз пластинки задерживают движение колеса и вместе с тем разматывание шнура с грузом».

Над усовершенствованием механизма этих парижских часов восемь лет работал германский инженер Генрих Вик, специально приглашенный Карлом V. Восемь лет этот инженер жил в башне Дворца правосудия, где находились часы.

В ту пору эти башенные часы вели себя довольно капризно и требовали постоянного наблюдения и ухода. В течение дня несколько раз, обычно после каждого боя, приходилось поднимать груз, заводить колеса, которые приводили в движение молотки, ударявшие по колоколам.

Любопытны башенные часы в Меце (Франция), сооруженные в XVI в. Для завода их служил длинный канат, конец которого уходил в комнату башенного сторожа. Бедняга вынужден был бессменно находиться в своей каморке, чтобы все время подтягивать канат с грузом.

Да и сейчас еще на каланче в бельгийском городе Брюгге несут постоянное дежурство сторожа, обязанные шесть раз в течение суток заводить старинные башенные часы.

Механизм башенных часов начала XV в. На цилиндр намотан канат. К его свободному концу подвешен груз, заставляющий вертеться цилиндр, соединенный с системой зубчатых колес. Несколько раз в день специальный сторож «заводил» механизм часов, поднимая груз.

Примитивна была техника производства башенных часов, но старинные мастера не столько заботились об усовершенствовании механизмов, чтобы обеспечить регулярный ход часов, сколько изобретали добавочные части и колесики. Вплоть до XVII в. часы делали из меди или кованого железа. Система передач в них мало чем отличается от сохранившихся до наших дней турнеброшей.

Турнеброши, распространенные в странах Западной Европы, — приспособления для вращения вертела, на котором коптят мясные туши. Производством и продажей турнеброшей занимались некогда часовщики.

*

Специалисты часового дела веками развивали свое ремесло. Но часто изобретения, которые придумывали эти мастера, использовались их хозяевами для экономического и духовного закабаления народных масс, для прославления королей и их служанки — церкви.

Для прославления церкви и религии были сооружены всемирно известные часы Страсбургского собора (Франция), чудесное произведение искусства, в течение столетий изумлявшее европейцев.

Жакемары — часовой автомат, находящийся во французском городе Дижоне. Жакемар и его жена каждый час ударяют молотками по большому колоколу. Их ребенок вызванивает четверти часа.

Страсбургские часы представляли собой не только величественное архитектурное сооружение, — в них был заключен прихотливый механизм, на создание которого потребовались и изобретательская сметка, и очень сложные астрономические расчеты.

История не сохранила нам имени мастера, давшего идею этих часов. Известно лишь, что их постройка была начата в 1352 г. и длилась десятки лет. В 1571 г. часы переделывались братьями Габрехт из городка Шафгаузен. Для реконструкции часов были привлечены и ученые, например профессор математики Дазиподий. И в последующие века у часов Страсбургского собора копошатся рабочие, изобретатели, доктора всевозможных наук. Всю эту кропотливую сложную работу закончил в 1842 г. мастер часового дела Швильге.

Что же представляют собой эти часы, названные одним из «семи чудес мира»?

Часы Страсбургского собора состоят из «вечного» календаря, из планетария, сконструированного по системе астронома Коперника, они показывают также движения планет, фазы луны, затмения солнца, равноденствия. Циферблаты отмечают часы и минуты, дни недели, положения звезд. Внутренний циферблат, имеющий в окружности 9 м, служит для указания чисел месяцев и... имен святых, связанных с данным днем.

На башне страсбургских часов три циферблата. Вот маленький циферблат. По обе стороны его расположены два крылатых гения. Каждую четверть часа первый гений бьет по колоколу. Тогда начинают действовать четыре автомата, символизирующие четыре периода человеческой жизни. Фигура, олицетворяющая Детство, отбивает первую четверть, фигура Юности — вторую, Возмужалости — третью и Старости — последнюю четверть. После этого выступает Смерть, возвышающаяся на пьедестале рядом со Старостью. Смерть отбивает полные часы.

Страсбургские часы называли одним из «чудес мира». Они состоят из «вечного» календаря, планетария, показывают фазы луны, движения планет, затмения солнца, равноденствия. Циферблаты отмечают часы и минуты, дни недели, положения звезд на небе.

Второй крылатый гений, расположенный слева от циферблата, повертывает песочные часы, и содержимое их высыпается. В полдень, после двенадцатого удара, выходит церковная процессия. Фигурки двенадцати апостолов склоняются ниц. В то же мгновение восседающий на левой башне петух начинает хлопать крыльями и кричать "кукареку". Из облаков — над циферблатом — показывается колесница с фигурками. Они обозначают дни недели.

Появилось немало и других замысловатых часов.

Башенные часы в шведском городе Лунде при каждом бое демонстрировали двух рыцарей. Рыцари шли навстречу друг другу и наносили удары — столько ударов, сколько протекших часов показывали стрелки на циферблате. Вслед за рыцарями через раскрывавшуюся дверцу механизма появлялись волхвы и клали к ногам восседавшей на троне мадонны свои приношения.

Голова чудовища находилась над циферблатом башенных часов в германском городе Иене. При каждом ударе в колокол пасть этого чудовища раскрывалась, и старый пилигрим приближал к ней яблоко, воздетое на конец палки. Но в тот момент, когда чудовище, олицетворявшее врага церкви, казалось, хотело поглотить яблоко, монах быстро отдергивал его. Так, Ганс — это было имя чудовища — должен был олицетворять муки никогда неутолимого голода.

Часы, подобные иенским, лундским или страсбургским, как видим, несли не только службу времени. Подавляя воображение современников своим хитрым механизмом, они возбуждали религиозные чувства у суеверной толпы. Они должны были вызывать почтение и страх перед воинствующей церковью средневековья, как и сумрачные своды готических соборов, торжественные хоралы, процессии монахов со свечами и хоругвями и костры инквизиции, на которых сжигали еретические книги и самих еретиков.

Вместе с тем эти сложные часовые механизмы свидетельствуют о все большем развитии техники и науки, о все возрастающей потребности в точных приборах для измерения времени. Насколько сложны были механизмы часов той эпохи, свидетельствуют, например, часы во французском городе Безансоне, имевшие до тридцати циферблатов различного назначения.

Принцип устройства всех этих часов был один и тот же. На горизонтальный вал намотана длинная веревка с гирей на конце. Гиря тянет веревку вниз, заставляет ее разматываться, и вследствие этого вращается вал. Вращение вала вследствие целой системы колес передается основному храповому колесу с зубцами, похожими на зубья пилы. Храповое колесо, соединенное со стрелкой часов, должно было вертеться медленно и равномерно. Этому помогал специальный регулятор — баланс, называвшийся в России в старину билянцем.

Билянец — металлический стержень. Он расположен параллельно поверхности храпового колеса и находится на его оси. К билянцу прикреплены две лопатки. Они образуют между собой прямой угол. Когда храповое колесо вращается, один из его зубцов толкает лопатку билянца. Та соскальзывает с зубца, предоставляя храповому колесу свободу движения, но ненадолго: другая лопатка, находящаяся с противоположной стороны храпового колеса, уже успела войти в углубление между зубцами. Так, лопатки, действуя попеременно, все время сдерживают движение храпового колеса.

Часовой баланс назывался в старину в России билянцем. Это приспособление служило для регулирования хода часов. Прикрепленные к металлическому стержню лопатки, попеременно действуя, сдерживали ход храпового колеса, а стало быть, и всего часового механизма. Это способствовало равномерному движению стрелки на циферблате.

На концах билянца прикреплены грузы — чугунные шары. Эти шары сообщают билянцу тяжесть, достаточную для того, чтобы препятствовать зубцам храпового колеса быстро выталкивать лопатку. От одного выталкивания лопатки до другого колесо передвигается на один зубец. И чем тяжелее билянец, тем медленнее ход колеса, а стало быть, и всего механизма.

Часовой механизм должен был работать как можно более равномерно. От этого зависела точность времени, показываемая стрелками. Колесам приходилось испытывать большое трение, — они требовали постоянного ухода, смазывания, регулировки. Мастера того времени прибегали к нехитрым приспособлениям. Так, ход башенных часов в городе Рибе, в Ютландии, регулировался... кирпичами, которые накладывались на билянец. Количество кирпичей надо было менять: то брать больше, то меньше. Часы известного астронома XVI в. Тихо де Браге имели огромное храповое колесо, на нем было 1200 зубцов, а диаметр его составлял 91 см. Это колесо приходилось подгонять молотком.

*

Мрачные монахи, святые, ландскнехты и чудовища постепенно сходят с башенных часов. Темное средневековье сменяется эпохой Возрождения. Живописцы, архитекторы, скульпторы, поэты в поисках новых образов очеловеченного искусства обращаются к античным временам. Мифологические герои, боги Эллады и Рима — прекрасные в своей красоте Аполлон и Венера, воинственный Марс, громовержец Юпитер, бог морских пучин Нептун с трезубцем, покровитель кузнечного дела Вулкан, Меркурий, Сатурн — высекаются из мрамора и камня, изображаются на картинах, становятся обязательными персонажами сонетов. Ими украшаются и часы на башнях.

Эти фигуры появляются, например, на башенных часах в Фонтенбло (Франция). Над ними трудятся скульпторы Луи Сонье и Фримин Дешофур, превращая часы в произведение большого искусства.

Часы украшаются и фигурами животных. Это уже не страшилища средневековья, которые должны навевать ужас и страх перед всесильной церковью, а прекрасно отлитые или изваянные фигурки собак, лошадей, оленей, львов. Над циферблатом часов во французском городе Анэ находился бронзовый олень, отбивавший одной из задних ног часы. Бронзовые собаки, помещавшиеся по обе стороны от оленя, попеременно лаяли столько раз, сколько часов показывали стрелки.

Конструкция башенных часов, все более усложняясь, вызвала появление автоматов. Соединенные с часовым механизмом автоматы вызванивали время. Деревянные или металлические фигурки били молотками по колоколам. На снимке: часовые автоматы из Льежа (Франция).

В ту эпоху появляются и часы на башне московского Кремля, впоследствии много раз переделывавшиеся.

Летописец относит сооружение этих часов к 1404 г. Первоначально их строили немцы, поместившие часы на Спасской башне Кремля, называвшейся в ту пору Фроловской, на самом видном месте. Как гласит летопись, московские куранты были предназначены для общего пользования «торговым людям и городским жителям». С удивлением летописец отмечает; «Часомерье самозванно, самодвижно указует время, ударяя часы дневные и нощные».

Приглашенный в 1621 г. в Россию английский мастер Христофор Галовей предложил заменить старые часы более совершенными. За жалованье в шестьдесят рублей в год, к которому от «щедрот» царской казны добавлялся корм мастеру да воз дров в неделю, Галовей работает над новым механизмом. Установленные им над Спасскими воротами часы отбивали и четверти.

После этого кремлевские башни не раз горели, и в огне гибли галовейские куранты. И вновь отстраивались стены и башни, и вновь воздвигались часы. По описанию одного из иностранцев, приезжавшего в Москву в начале XVII в., часы над Спасскими воротами имели золоченые цифры в аршин длиной. В то время стрелки были неподвижными, а вращался циферблат, изображавший небесный свод. Эти новые часы показывали время от восхода до захода солнца.

Продолжительность часов в течение дня зависела от высоты солнца в различные периоды года. Вот почему за кремлевскими курантами приходилось вести неослабное наблюдение. В заявлении, написанном одним из кремлевских часовщиков, выражается жалоба на неправильный ход часов:

«В прошлом 1698 году часовщика Спасской башни Андреяна Данилова не стало, а по смерти осталась его вдова Улита бездетна и безродна, и живет она на той Спасской башне и часы держит она неуставно, по многие времена мешаютца, передачею часов дневных и нощных бывает у нее один час продлитца против двух часов, а в нынешнее время бывает в одном часе два часа поскории».

Новые часы были установлены над Спасскими воротами Кремля в 1709 г. Петром I. Он выписал из Голландии часы с музыкой, и они были поставлены в Кремле первым русским часовых дел мастером Яковом Черновым. После этого в часы вносят исправления механик Яков Лебедев в 1813 г. и часовой ученик Корчагин в 1850 г. Наконец, часовщики братья Бутеноп по повелению Николая I сделали такое устройство, что в полдень, три, шесть и девять часов часы стали вызванивать «Коль славен» и Преображенский марш.

В этих часах уже нельзя узнать примитивного механизма Галовея. Громадные циферблаты находятся на восьмом этаже башни. Стрелки, видимые на значительном расстоянии, приводятся в движение спицами, соединенными с зубчатым колесом. Это колесо связано с часовым механизмом, размещенным на девятом этаже башни. Заводные валы, приводимые в ход гирями в семь пудов, имеют различное назначение: первый вал управляет стрелками, второй нужен для боя, третий приспособлен для четвертей и, наконец, последний для того, чтобы часы исполняли мелодию.

В 1404 г. появились механические часы на Спасской башне московского Кремля. В течение ряда веков они переделывались и совершенствовались. Сложный механизм этих часов пришлось разместить в нескольких этажах башни. Вот как выглядели эти часы в 1625 г.
А теперь часы на Кремлевской башне играют «Интернационал».

В кремлевских часах — тридцать пять колоколов различных размеров, настроенных на всякие лады. Эти тридцать пять колоколов подвешены на десятом этаже башни.

С Великой социалистической революции эти колокола стали играть «Интернационал».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Дом в декаду | ТМ 1939-01

Вл. ДЛУГАЧ и Як. ШУР Перед вами прекрасное четырехэтажное здание новой школы. Трудно поверить, что это огромное строение возведено в декад...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.