Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

05 апреля 2023

Ракетный вокзал

Проф. Г. И. ПОКРОВСКИЙ, Репродукции с картин автора

Одна из наиболее трудных задач, связанных с проблемой ракетного движения, — это приземление ракеты. Скорость движения ракеты огромна, и именно поэтому какое-либо точное управление ракетой при снижении становится невозможным. Всякий более или менее крутой поворот будет сопровождаться возникновением таких больших центробежных сил, которые окажутся гибельными для людей, находящихся в ракете, и могут поломать приборы, механизмы и самый каркас ракеты.

Тормозить ракету придется на очень значительном расстоянии от места посадки, и тормозящие приспособления должны будут работать очень точно, так как иначе громадные инерционные силы также могут стать причиной катастрофы. Из этого вытекает, что старт, полет и, особенно, приземление ракеты должны быть автоматизированы, если только внутри ракеты будут находиться люди или какие-либо чувствительные механизмы.

Иначе говоря, в стратосфере и космическом пространстве необходимо проложить для ракеты, выражаясь образно, какие-то «рельсы». Однако совершенно очевидно, что изготовить этот «рельсовый путь» из какого-либо известного материала невозможно.

Но оказывается, что теоретически довольно просто создать рельсовый путь из лучистой энергии. Представим себе, что три прожектора посылают в пространство три потока энергии, параллельных друг другу или несколько расходящихся. Удобнее всего посылать в пространство потоки энергии в виде инфракрасных лучей или ультракоротких радиоволн. На ракете устанавливаются приемники этих лучей, действующие на рули ракеты. Если применены ультракороткие радиоволны, то на ракете ставится радиоприемник, настроенный на прием именно этих волн. От приемника передается соответственно усиленный электрический ток к небольшим электромоторам, которые поворачивают рули ракеты. Если же используются инфракрасные лучи, то вместо радиоприемника можно установить или фотоэлемент соответствующей конструкции, или приемник инфракрасных лучей, называемый болометром. И в этих обоих случаях лучистая энергия преобразуется в электрический ток, действующий на рули ракеты. Ракета автоматически идет на равных расстояниях от всех трех лучей, в средней части пространства, ограниченного этими лучами. Все приемники лучистой энергии должны быть устроены так, что включаются автоматически только после того, как ракета войдет в часть пространства, ограниченную лучами.

Схема полета и приземления ракеты.

Устроить эти приборы нужно так, чтобы под действием энергии такого луча ракета поворачивала в сторону от него, так сказать, отталкивалась бы от него. Именно для этого фотоэлемент, болометр или другой приемник присоединяются электрической проводкой к системе электромоторов, управляющих рулями ракеты.

Для надежности можно применить не три, а большее число лучей, расположенных так, чтобы они образовали гигантскую воронку, внутри которой двигалась бы ракета. Достаточно будет ракете попасть в эту воронку еще в космическом пространстве, и дальше она пойдет автоматически к ракетному вокзалу, установленному на Земле, удобнее всего на скале соответствующей формы.

Приблизившись к Земле, ракета входит в гигантскую металлическую воронку, постепенно переходящую в трубу. В этой трубе ракета останавливается. Для остановки ракеты можно прибегнуть к помощи сжатого воздуха, причем сжимать воздух будет сама ракета. Можно остановить ракету и при помощи электромагнитных сил. Для этого необходимо окружить трубу системой кольцевых электромагнитов. При этом такая система может быть использована для старта ракет. В этом случае при помощи электромагнитов можно добиться ускорения движения. При старте выходное отверстие трубы надо будет направлять, очевидно, так, чтобы ракета выбрасывалась почти вертикально. Так легче преодолеть сопротивление воздуха движению ракеты в нижних слоях атмосферы; ракета пересечет эти слои, двигаясь вертикально, т. е. по кратчайшему направлению.

Наглядно все оборудование ракетного вокзала изображено на рисунках. Среди облаков, в левой верхней части рисунка, видны слегка светящиеся следы трех лучей. Эти лучи испускают прожекторы, установленные возле устья трубы, принимающей ракеты. Нужно, конечно, помнить, что световой эффект представляет побочное явление. Основные же лучи, те, что действуют на приборы, управляющие ракетой, невидимы глазу. В середине видна башня для старта и приземления ракет. Приземлившаяся ракета идет к этой башне по трубе. Труба по мостам пересекает канал и приводит ракету к станции. Здесь происходят разгрузка и погрузка ракет, высадка и посадка людей.

Ракетный вокзал.

Ракетная станция... Видны двухэтажные автострады и пути скоростных поездов, подходящие к станции. По обе стороны станции расположены приспособления, направляющие ракеты в ту или иную ячейку станции. Вдали, слева, — цилиндрическое здание ракетного депо.

К депо от станции ведут трубы, по которым движутся ракеты.

Любопытна еще одна деталь, собственно, не относящаяся к основной теме этого очерка. На первом плане рисунка видна статуя стратосферного парашютиста в маске. К спине его прикреплено небольшое крыло с двумя ракетными моторами.

Ракетная станция.

Выбросившись из стратоплана на большой высоте, можно на таком аппарате пролететь еще десятки километров и приземлиться вдалеке от места, где пролетал стратоплан.

Такова схема полета и приземления ракеты, управляемой издалека при помощи световых лучей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.