Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

04 февраля 2023

Искусство изменять мир

Академик Е. ЛИСКУН, заслуженный деятель науки и техники

Человек социалистического общества изучает природу, чтобы иметь возможность вмешиваться затем в ее жизнь, изменять мир животных и растений. Он переделывает этот мир так, чтобы растения и животные, сохраняя свою жизнеспособность, приобрели новые, более ценные свойства, чтобы они стали более полезными для удовлетворения человеческих потребностей. Эта реконструкция природы приобретает особо важное значение в наши дни, когда счастливая, изобильная жизнь народов Советского Союза требует все большего количества материальных благ. Только высокопродуктивные и жизнестойкие растения и животные смогут удовлетворять быстро растущие потребности трудящихся нашей страны.

Советские ученые добились блестящих результатов по овладению и переделке живой природы. В этой замечательной работе они опираются на учение гениального естествоиспытателя Чарльза Дарвина.

Дарвин на основе изучения огромного фактического материала и наблюдений, сделанных им над растениями и животными, не только показал изменчивость в их признаках и свойствах, но и открыл причины этой изменчивости. Открыв причины изменчивости, он дал тем самым в руки человечества ключ к овладению этой изменчивостью, т. е. ключ к переделке живой природы. Дарвин вполне объяснил те закономерности, по которым развиваются растительные и животные формы. Он показал, что развитие это вполне целесообразно: выживают и развиваются те животные и растения, которые могут лучше приспособляться к существующим природным условиям. Значит, совершенно очевидно, что, меняя эти внешние условия, мы можем творить новые формы, наиболее подходящие для лучшего и быстрого удовлетворения наших потребностей.

Великий русский ученый К. А. Тимирязев был боевым глашатаем дарвинизма в нашей стране. Освоение его наследства помогло советским естественникам еще более глубоко проникнуть в тайны живой природы и еще увереннее идти по пути ее переделки на благо освобожденным народам.

Наша наука разработала уже несколько основных способов такого творческого вмешательства в жизнь природы. Мы выбираем и культивируем уже готовые ценные сорта растений и породы животных, взятые из других местностей и обращающие на себя внимание своими высоко полезными качествами. Затем мы отбираем из местных растений и животных такие, которые смогут проявить в порядке своей изменчивости особо ценные для нас качества. Далее мы получаем, скрещивая между собой различные сорта или породы, совершенно новые, которые соединяют в себе лучшие качества исходных сортов или пород. Мы прибегаем и к радикальной переделке живой природы, скрещивая не только ближайшие виды, но и более отдаленные друг от друга по своему родству растения и животные. Наконец мы изыскиваем пути внешнего воздействия на природу растений и животных, под влиянием которого свойства и признаки растений и животных менялись бы в благоприятную для нас сторону.

Все эти способы дали уже в отдельных случаях весьма интересные результаты, которые говорят о том, что при настоящем состоянии наших знаний уже можно сделать многое для изменения природы используемых нами растений и животных.




*

Основной метод переделки живой природы, которым пользуются советские ученые, — это межпородное скрещивание, позволяющее нам соединять в новых породах наиболее ценные качества.

Идя по этому пути, наш гениальный Мичурин добился величайших успехов. Он дал нашему хозяйству огромное количество новых плодов и ягод, которые, не теряя своих прекрасных качеств, могут двигаться далеко на север и восток.

Мичурин взял, например, пыльцу с цветов «ренета ананасного» и опылил ею цветы «антоновки простой». Получилось деревцо нового сорта — «славянка». От отца новый плод унаследовал нежную, сочную и вкусную мякоть. А от «простой» матери — выносливость к заморозкам.

Или еще пример. Мичурин скрестил дикую уссурийскую грушу с Дальнего Востока с нежной и тонкой грушей «бере-диль», которая выросла в цветочном горшке. Получилась замечательная груша «бере-зимняя Мичурина». От отца она унаследовала тонкий и нежный вкус, а от уссурийки-матери выносливость не только к морозам, но и к царапинам и ударам.

Так Мичурин скрещивал отдаленные сорта из самых различных мест земного шара, чтобы колхозы и совхозы нашей страны могли выращивать у себя наиболее вкусные и питательные плоды и ягоды.

Доктор сельскохозяйственных наук Н. В. Цицин проделал следующую замечательную работу. На полях растет живучий и многолетний сорняк пырей. Он не боится ни жары, ни холода, ни засухи, ни мокрого лета. С этим врагом наших полей приходится долго и ожесточенно бороться. Н. В. Цицин, работавший над улучшением пшеницы, решил привить ей ценнейшие качества пырея, его выносливость и силу развития. И ему удалось получить в конце концов новое растение: пшенично-пырейный гибрид. Новое растение приносит пшеничные зерна и живуче, как пырей. Чрезвычайно важно, что при этом многолетняя пшеница нисколько не потеряла в своих хлебопекарных качествах.

Этот замечательный опыт Н. В. Цицина дает нам в руки могущественный метод улучшения многих растений. Надо полагать, что для каждого культурного растения можно найти «партнера» из дикорастущих. Скрещивая их между собой, мы сможем сделать это культурное растение более жизнеспособным и стойким.

Весьма интересных результатов добился покойный академик М. Ф. Иванов. Прибегая также к методу скрещивания различных пород животных, он получил совершенно новые породы, значительно более ценные. Так, им были получены асканийский рамбулье, украинская белая свинья, меринос и, наконец, каракульские овцы, дающие многочисленный и крупный приплод.

Всесоюзный институт растениеводства в Абхазии разводит новые для нашей страны субтропические растения. Эти вкусные синевато-черные плоды сняты с дерева, которое называется "японскан хурма".

*

Заветы великого Дарвина, который вскрыл закономерности в развитии организмов под влиянием естественных условий, реализуются сейчас в работах советских ученых.

Особенно замечательных результатов добился академик Т. Д. Лысенко. Он обнаружил, что развитие растений состоит из отдельных этапов, стадий. И это развитие по этапам зависит от внешних условий — от температуры, света, влажности, длины дня и ночи и т. д. Вот, например, яровая пшеница. В начальной стадий своего развития она требует меньше тепла, чем в середине и особенно в конце, когда вызревают семена. А хлопок, наоборот. Ему нужно больше тепла вначале, а в конечной стадии, при созревании коробочек, тепла ему нужно меньше. И так каждое растение.

Теория стадийного развития открывает широчайшие возможности для весьма смелых и заманчивых опытов по изменению свойств растений. Ведь если известны основные этапы, по которым развивается растение, и если известны те условия, которых требует каждый этап, то, управляя этими внешними условиями, создавая их теми или иными средствами, человек может вызывать необходимые изменения в свойствах растения.

Наиболее эффективный прием воздействия на свойства растений — это яровизация. Метод этот предложил академик Т. Д. Лысенко.

Известно, что есть растения озимые и яровые. Озимые сеют осенью, а яровые весной. Чтобы озимое растение дало колос, должна обязательно пройти зима. Яровое же растение в зиме не нуждается. Посеянное весной, оно к осени дает уже урожай. Такому растению зима — враг. Растение замерзнет и погибнет. Если озимое растение посеять весной, оно будет хорошо расти, но до самой осени все же не выбросит колоса. Происходит это потому, что такое высеянное весной озимое растение не может пройти первой стадии своего развития.

Эта стадия называется яровизацией. У озимых растений она требует низких температур. Вот почему озимые надо сеять осенью, когда они подвергаются воздействию пониженной температуры. Не пройдя первой стадии своего развития — яровизации, растения не могут вступить в последующие стадии. Академик Т. Д. Лысенко поставил себе задачу: превратить озимую пшеницу в яровую, т. е., заставить колоситься при посадке ее весной.

В своем жизненном цикле пшеница эту первую стадию своего развития может проходить не только во время роста растения в поле, но и в момент начинающегося прорастания семян, при едва наклюнувшемся зародыше. Это наблюдение и помогло академику Т. Д. Лысенко превратить озимую пшеницу в яровую. Отсюда и самый прием такого воздействия на растение был назван яровизацией.

Академик Т. Д. Лысенко перед посевом обрабатывал семена озимой пшеницы в своей лаборатории. Во время их проращивания он искусственно создавал такие внешние условия, которые должны ускорять плодоношение в поле. Семена сначала увлажнялись и доводились до момента начала прорастания. А затем их подвергали воздействию пониженной температуры — от 0 до 3°.

Другими словами, академик Т. Д. Лысенко заставлял растение пройти стадию яровизации в лаборатории. Результаты получились самые блестящие. После искусственной яровизации озимая пшеница, высеянная в поле весной, развивалась вполне нормально и к осени давала урожай. Озимая пшеница была превращена в яровую.

Теперь мы пользуемся яровизацией очень широко для самых различных яровых растений пшеницы, овса, ячменя, хлопчатника, сои, проса, кукурузы, картофеля, свеклы и др. Яровизация семян яровых растений сокращает вегетационный период развития растений, т. е. ускоряет их созревание. Это позволяет нам оградить растение от вредного влияния неблагоприятной погоды, которая часто настигает растение при обычных сроках его созревания. Кроме того, яровизация повышает урожай иногда до 20%.

Яровизация — это прием воздействия на растение во время первой стадии его развития. Как видим, он чрезвычайно прост. В этом его огромная практическая ценность. Это же дает нам уверенность в будущих победах над природой. Когда будут изучены последующие стадии развития, мы, несомненно, найдем и соответствующие приемы воздействия на эти стадии. Человек сможет управлять по своему усмотрению всеми процессами роста растений.

*

В 1935 г. Н. В. Цицин привез семена своей новой пшеницы на Второй съезд колхозников-ударников. Бережно перебирая эти зерна, товарищ СТАЛИН сказал молодому ученому: «Смелее экспериментируйте, не бойтесь ошибок — мы вас поддержим».

«Смелее экспериментируйте», — эти слова вождя стали девизом советских естествоиспытателей в их историческом наступлении на живую природу.

Наши ученые превращают бесплодную тундру Севера в плодородные земли. Теперь за полярным кругом выращиваются огурцы, лук, морковь, редис и даже озимая рожь.

Академик И. Г. Эйхфельд сделал плодородными, казалось бы, совершенно бесплодные земли Советского Севера. Он нашел и вывел десятки растений, которые могут вызревать за полярным кругом. Академик Г. К. Мейстер вывел на своей Саратовской селекционной станции новые сорта засухоустойчивой и высокоурожайной пшеницы, новые сорта подсолнечника, проса, кукурузы. Десятки других советских ученых и агрономов подчиняют природу своим дерзким и прекрасным замыслам и берут у нее неисчерпаемые блага на пользу всех трудящихся нашей великой родины.

Посмотрите на эти тугие колосья, полные зерна. Все это новые экземпляры засухоустойчивых и высокоурожайных сортов пшеницы, выведенных селекционной станцией в Саратове.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Дом в декаду | ТМ 1939-01

Вл. ДЛУГАЧ и Як. ШУР Перед вами прекрасное четырехэтажное здание новой школы. Трудно поверить, что это огромное строение возведено в декад...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.