Инженер геолог Г. КУРОЧКИН
Столетия шагали над Севером монотонным своим шагом. Далекую
снежную Аляску вместе с соседними островами продал американцам Александр II за
смехотворную сумму — 7,2 млн. долларов. Вскоре открыли золото на полуострове.
Затем — уголь, серебро, медь, свинец и гипс. Проложили пути сообщения. В снегах
возникли поселки. Развилось оленеводство, рыболовство и консервная
промышленность. В круг капиталистического развития была вовлечена новая
колония.
А в России, «осваивая» Север, только водку меняли на меха,
отдавали иностранцам в концессию отечественное золото да из тесных тюрем
отправляли политических в просторное и холодное безлюдье Сибири.
Может быть, и дальше шагали бы столетия, смотрели бы в
загадочное неподвижное лицо Севера и медленно уходили. Но время вдруг
заторопилось. Революция подстегнула время.
Ненцы и чукчи, тунгусы и юкагиры, зыряне и манси увидели
расступавшиеся льды. Советские ледоколы прошли Северным морским путем.
Суда приходили на Север все чаще и чаще. В одном только 1936 г. сто пятьдесят кораблей прошли Северным путем с запада на восток и с востока на запад. А четырнадцать из них проделали этот путь дважды — в одну навигацию туда и обратно.
Еще в 1924 г. наши суда предприняли далекую разведку Арктики. В 1926 г. на острове Врангеля высадилась первая группа советских зимовщиков под руководством т. Ушакова.
Затем поставили научные станции на острове Рудольфа, и в бухте
Тихой на острове Гукера, входящем в архипелаг Земли Франца-Иосифа, и далеко на
северо-востоке, на Северной Земле.
Теперь пятьдесят семь станций круглый год несут вахту по
всему побережью Северного морского пути. Пятьдесят восьмая станция дрейфует на льдине
по водам Полярного моря.
В 1924 г. в Арктике впервые появился советский самолет.
Летчик Чухновский летел на Маточкин шар. Он сфотографировал этот район и снова
вернулся в следующем году. Затем самолеты летели на остров Врангеля. В Белом
море Бабушкин с воздуха высматривал лежбища тюленей и направлял зверобойные
суда.
С этого началась полярная авиация.
Самолеты летели впереди ледоколов, разведывая льды, выбирая
путь для тяжелых судов. Самолеты эвакуировали пассажиров с кораблей, попавших в
ледовый плен.
По воздуху шла помощь к экспедициям, терпевшим аварии.
По воздуху перебрасывались грузы — почта, лекарства,
витаминные препараты — для зимовщиков и местного населения.
По воздуху, наконец, была переброшена на Северный полюс
целая полярная станция с людьми, оборудованием, жильем, огромным запасом
продовольствия и горючего.
Жизнь завоёвывает Арктику. Пароходы идут по Северному Полярному морю. Самолёты летают над тундрой и безлюдными некогда островами. Автомобили бегут по дорогам Севера. |
Только за первые семь месяцев 1937 г. самолеты, во всех направлениях бороздившие небо Арктики, налетали 1593781 км. Около 5 тыс. пассажиров перевезли они, 219 т грузов, 81,5 г почты.
Нигде в мире работы по освоенная Арктики не ведутся в таких
масштабах, с таким огромным размахом.
Совсем иным путем, чем Аляска, идея Советская Арктика в
безудержном своем развитии. В Аляске наживаются чтобы жить в Нью-Йорке, Бостоне
или Филадельфии. Нашу Арктику мы развиваем, чтобы жизнь там была свободная,
легкая и богатая, как во всем Советском Союзе.
Днем и ночью, в мороз и бурю, по глубоким снегам и недоступным ледникам все дальше проникал, все крепче утверждался человек во славу науки и жизни. |
*
Еще очень недавно в трюмах судов, плавающих Полярным морем,
основной частью груза был уголь. Это не был торговый груз. Его везли, чтобы
пройти весь рейс и вернуться обратно: на Севере не было топливных баз.
Сотням кораблей, курсировавшим по океану, по морям и великим
сибирским рекам, нужно было топливо. Топлива потребовали возникающие за
полярным кругом горнопромышленные, лесопильные, консервные предприятия. Топливо
нужно было новым поселениям с их электростанциями, водопроводами, банями,
больницами, школами и жилыми домами. На топливо стали вырубать леса в
окрестностях поселений.
Но на почве, скованной вечной мерзлотой, лес отрастает
медленно. Вырубленный, он оказывается истребленным начисто.
Кроме того, поселения возникали и в безлесной тундре,
лишенной даже скудной древесной растительности. Полярные станции и промышленные
поселки, раскинувшиеся вдоль побережья и на островах, — каким топливом могли
они воспользоваться? Только тем, что привозилось издалека.
Теперь Арктика живет своим углем. Очень неполные
геологические исследования затронули не более 15% территории Севера. Но даже
открытые теперь месторождения каменного угля настолько богаты, что не только с
избытком покроют все местные потребности, но послужат запасным фондом и для
всего Советского Союза.
Вся богатая промышленность Кольского полуострова питается
шпицбергенским углем.
А дальше, на всем протяжении Советской Арктики с запада на
восток, обнаружено уже пять крупных угленосных районов: Печорский, Тунгусский,
Ленско-Вилюйский, Колымский и Анадырский.
*
Печорский угленосный бассейн расположен в бассейне реки
Печоры, главным образом в районе реки Усы и ее притоков.
В 50-х годах прошлого столетия промышленник М. Сидоров
поставил здесь заявочный столб. Столб стоял, стоял и упал наконец, а ни промышленник,
ни его наследники даже не копнули печорской земли.
Только после революции открыли здесь обширный угленосный
бассейн, распростершийся на площади, раз в пять превышающей площадь Донбасса.
Наиболее интересны Воркутинское и Интовское месторождения бассейна.
На реке Воркуте, в 100 км от впадения ее в Усу, залегают
мощные пласты угля.
Это прекрасное топливо для котлов. Зольность и сернистость
угля невелики. Он может дать отличный кокс и для металлургии.
Большие запасы угля лежат в пластах Интовского месторождения
по обоим берегам реки Инты.
Пока уголь добывают из одного лишь Воркутинского
месторождения. По ветке узкоколейной железной дороги уголь везут 64 км до реки
Усы. Отсюда по Усе и Печоре уголь доставляется в морской порт Нарьян-Мар, в
устье Печоры, и далее, морем, в Архангельск и Мурманск. Но по Усе могут плавать
только мелкосидящие малогрузные суда, и в пути уголь три раза приходится
перегружать.
Печорскому угленосному бассейну предназначена роль основной
топливной базы всего Карело-Мурманского края и Ленинградской области. Ему
предстоит снабжать горючим суда западного сектора Северного морского пути и
прилежащих к нему рек. Для этого углю нужен выход к морю и к железной дороге.
Чтобы дать свободный выход углю, на Усе будут строить шлюзы.
Кроме того, будет проложена железная дорога по линии Воркута—Хабарово. По этой
дороге печорский уголь выйдет к Баренцеву морю непосредственно на Северный
морской путь.
Тогда печорский уголь станет лучшим и самым дешевым топливом
в пределах Ленинградской области и Карело-Мурманского края.
Когда же будет создан Камско-Печорский водный путь, уголь
Печорского бассейна проникнет не только на запад, но и на юг — в Соликамск и на
Вишерский бумажный комбинат.
Дальше, к востоку, между Енисеем и Леной, лежит тунгусская
угленосная область. Она обширна и богата.
В Норильском месторождении, расположенном в низовьях Енисея,
в 75 км на восток от села Дудинского, уголь высокого качества, наиболее
пригодный для паровых котлов.
Для строящегося рядом комбината Норильское месторождение
будет основной топливной базой. Железнодорожные линии к селу Дудинскому на реке
Енисее и к истоку реки Пясины — реке Норильской — дадут углю выход и на трассу
Северного морского пути. Отсюда норильским углем будут снабжать порт Диксон,
Усть-енисейский консервный завод и жилые дома поселков, речные суда, плавающие
по Енисею и Пясине, и заходящие сюда морские корабли.
Игарку с ее портом и лесопильным комбинатом, расположенную
на 600 км южнее Дудинки, будут снабжать углем уже не Норильские, а
Нижнетунгусские месторождения. На реке Нижней Тунгуске, впадающей в Енисей в
200 км выше Игарки, известны месторождения превосходного угля.
На фото — улица заполярного портового города Игарки. |
Большое значение имеет ленский уголь, хотя качество его и ниже печорского и тунгусского. Лежащий на восток от Лены Верхоянский хребет насыщен свинцом, цинком, серебром, оловом и другими металлами. Верхоянский район, очевидно, выйдет на одно из первых мест в Союзе по цветным металлам. Промышленности Верхоянья даст топливо Ленский угольный район.
Промышленность города Якутска снабжает углем Каласское
месторождение на левом берегу Лены.
Хороший уголь Сангарского месторождения горит в топках
ленской речной флотилии. Этот же уголь везут в устье реки Лены и здесь
выгружают в бухте Тикси для снабжения морских судов. Уголь нашли также в
низовьях Хатанги, Анабары и Оленека.
Уголь на Хатанге хоть и не особенно высокого качества, но он
важен для строящегося здесь большого порта и для соляного рудника.
А выше по Хатанге залегает высококалорийный уголь. Пласт его
достигает громадной мощности. Этим углем будут снабжаться суда Северного
морского пути в восточном секторе Арктики.
На восток от Лены уголь залегает в бассейне Колымы и вдоль
притоков Индигирки. Это район с огромным будущим, район горнорудной и
металлургической промышленности. Здесь, в бассейне Колымы, выделяется богатое и
мощное Зырянское месторождение — топливная база всего этого края.
Еще дальше, на крайнем востоке, уголь добывают в Анадырском
бассейне. На самом берегу Берингова моря высококачественное топливо добывают в
бухте Угольной. На этом угле работает рыбоконсервный комбинат.
Такова топливная база Арктики. Несколько сот миллиардов тонн
угля залегает в ее недрах. И не только уголь. В Арктике найдена и нефть.
Разрабатываются Ухто-печорские нефтяные месторождения. Обнаружены признаки
нефтеносности в устье Енисея и в Хатангском заливе.
А топливо понадобится в Арктике везде — и в горнорудной и
металлургической промышленности, и на электростанциях, и в теплицах и парниках
совхозов.
Там, где несколько лет назад по нетронутому снежному покрову впервые ступала нога исследователя, выросли порты, заводы, города. |
*
Там, где Енисей широко разливается, подходя к океану, под
70° северной широты, вблизи богатого угольного месторождения, строится
Норильский медно-никелевый комбинат. Стеклянная гладь озер, невысокие и крутые
горы... Далеко в округе известны две плоские вершины Рудной и Шмидтихи. В
недрах этих гор найдены рудные минералы, в состав которых входит железо, медь,
сера, никель.
Присутствует и платина, в количествах значительно больших,
чем в сходном по типу медно-никелевом месторождении Седбери в Канаде.
Норильские минералы — это пирротин, содержащий сернистое
железо и примеси благородных металлов, лучшая медная руда — халькопирит,
магнезит, состоящий из окислов железа, пентландит — отличная никелевая руда,
соединения никеля, железа и серы.
Количество меди в сплошных рудах Норильского месторождения
колеблется 2,2 до 3%.
В норильской сплошной руде много и никеля. Платина находится
обычно в виде примеси, реже в соединении с мышьяком.
Но в Норильске очень много вкрапленных руд, где сульфидные
минералы залегают не сплошными зонами, а гнездами и вкраплениями, рассеянными в
массе пустой породы.
В такой руде меди только 1%, платины тоже значительно
меньше, чем в сплошных рудах. Но запасы вкрапленных руд настолько велики, что
оправдывают строительство крупного металлургического предприятия.
Концентрат, выделенный из раздробленной и обогащенной
вкрапленной руды даст почти чистые рудные минералы, где меди больше, чем в
самых богатых сплошных рудах.
Трудно строить на земле, скованной вечной мерзлотой. Лето
здесь такое короткое и холодное, что почва мало оттаивает. Уже на 20—30 см в
глубине лежит промерзший, никогда не оттаивающий слой, и строители часто
натыкаются на ледяные линзы в несколько метров толщиной.
Но в шестидесятиградусные морозы, обдуваемый снежными
буранами, часто скрытый полярной ночью, растет все-таки Норильский комбинат.
Все дальше уходят штреки рудника; возводятся корпуса обогатительной фабрики;
печи большого металлургического завода чеканными силуэтами высятся на фоне
бледного северного неба. Бункера ждут угля. Рельсы тянутся по промерзшей земле.
*
Летом пароходы идут к Югорскому полуострову.
Они останавливаются на рейде в море. К бортам их подходят
катера и баржи,
и из трюмов огромных морских судов выгружают строительные
материалы, уголь, нефть, машины, продовольствие.
Катера и баржи везут этот груз туда, где в одном километре
от рейда стоит небольшая пристань.
Это крайняя северо-восточная оконечность Югорского
полуострова. Это Амдерма.
Когда опустеют трюмы, их наполняют вновь из складов Амдермы
разноцветным кристаллическим продуктом. Поздней осенью уходят пароходы, увозя
на Большую землю груз флюорита, плавикового шпата.
Его применяют и в алюминиевой промышленности, и в керамической,
и в металлургии, при плавке качественной стали. Им же пропитывают шпалы. Все
больше флюорита требует промышленность. В 1929 г. всей стране нужно было только
20 тыс. г флюорита, а в 1937 г. — уже 100 тыс. т.
Амдерма — крупнейшее в Союзе месторождение плавикового
шпата, с запасом примерно в 6 млн. т. За одно только первое полугодие 1937 г.
на Амдерме добыто более 11,5 тыс. т плавикового шпата.
Около 53 тыс. т грузов перевезли пароходы Главсевморпути.
Стройматериалы, оборудование, научные приборы, охотничьи боеприпасы, сети,
снасти, продовольствие везут на Север. Уголь, флюорит, пушнину, морского зверя,
соль перебрасывают они из порта в порт. Соль, которую мы раньше возили на
Дальний Восток через моря, проливы и океаны, почти через половину земного шара,
теперь везут с Нордвика Северным морским путем или вниз по Енисею и по Хатанге.
Якутия снабжается собственной солью из Кемпендяйских источников.
В недалеком будущем новые грузы пойдут с Севера:
имтанджинское олово из Якутии, свинец и цинк с острова Вайгач и с Чукотки.
Новые ледоколы строятся для Севера. Один из них, гигантский
ледокол «Иосиф Сталин», уже спущен на воду. Катера, баржи и другие суда строят
верфи на берегах северных морей, самолеты прокладывают новые трассы.
Новый быт строится на Севере. Сейчас там триста двадцать три
больницы — прежде забитые, суеверные
жители севера стали теперь лечиться у врачей. Дети их учатся в школах, —
пятьсот школ построено сейчас для населения Севера. Театры, клубы... Чукчи,
зыряне, манси, юкагиры охотно показывают свое искусство на олимпиадах. На
Вайгач везут рояли.
Большевики принесли в самый дальний край Советской земли
культуру и технику социализма.
Волей большевиков «таинственная» ледовая страна — Арктика — превращается в цветущий край нашего социалистического отечества.
Комментариев нет:
Отправить комментарий